"Особенности форм и методов работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ"
статья по логопедии

Великородная Галина Владимировна

Значительную часть детей с ограниченными возможностями здоровья составляют дети с тяжелыми нарушениями речи. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда.

Коррекционная работа учителя - логопеда играет важную роль в формировании речевой компетентности дошкольников с ОВЗ. Педагогическая работа с данной категорией обучающихся предполагает создание специальных условий в соответствии с их особыми образовательными потребностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности форм и методов работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

Учитель-логопед Великородная Г.В.

Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ. У большинства из них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к познавательной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.

Значительную часть детей с ограниченными возможностями здоровья составляют дети с тяжелыми нарушениями речи. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда.

Коррекционная работа учителя - логопеда играет важную роль в формировании речевой компетентности дошкольников с ОВЗ. Педагогическая работа с данной категорией обучающихся предполагает создание специальных условий в соответствии с их особыми образовательными потребностями.

Таким образом, я поставила цель своей работы: оказание своевременной коррекционно – развивающей помощи детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями с использованием современных технологий развития речи.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

-Осуществлять коррекцию речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ с использованием современных технологий развития речи;

-Воспитывать у детей стремление преодолевать речевые недостатки;

-Сохранять эмоционально - личностное благополучие.

Наряду с  коррекционными технологиями в своей практике применяю современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, информационно - коммуникационные, игровые, метод проекта, нетрадиционные технологии.  

Для активизации деятельности детей с ОВЗ на логопедических занятиях, используются следующие  технологии:

  1. Дыхательная гимнастика

Для нормализации речи особое внимание уделяется дыхательной гимнастике, так как правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Детям очень нравятся упражнения «Буря в стакане», «Воздушный баскетбол», «Футбол», игра на дудочке и аэробол . Использую готовые пособия, полоски бумаги, комочки ваты, карандаши, Применяю при выполнении упражнений «Сдуй листья», «Бабочки летают», «Снежинки кружатся», «Капельки».

  1. Артикуляционная гимнастика

С ее помощью происходит  выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

  1. Зрительная гимнастика

С целью снятия напряжения с глаз, а также тренировке зрительно-моторной координации используются зрительные гимнастики («Весёлые глазки»«Посмотри вокруг себя»«Посмотри в окошко» и т. д.).

4. Упражнения на релаксацию – снимают напряжение с области шеи и мышц артикуляционного аппарата, хорошо сочетаются с артикуляционной гимнастикой.

В образовательной деятельности проводятся динамические паузы в соответствии с лексической темой или под музыку. В процессе проведения физкультминуток, движения сочетаются со словами, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас. Подбираю стихотворения, считалки, чистоговорки для отработки поставленных звуков.

  1. Пальчиковая гимнастика

Для развития мелкой моторики рук используются пальчиковые игры и гимнастика, мозаики, игры с прищепками, со счетными палочками. 

Так как развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи, пальчиковые игры используются по лексическим темам («Домашние животные», «Посуда», «Семья» и т.д.) в индивидуальной и подгрупповой работе.

6. Мимическая гимнастика

Мимическая гимнастика используется для развития подвижности мышц губ и щек. Кроме простых мимических упражнений, дети разыгрывают основные эмоции («Гроза» на выражение страха, «Бабушка приехала» - радость, «Зоопарк» - удивление и т.д.). Эти игровые творческие задания помогают детям научиться понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое собственное.

7. Кинезиологические упражнения

Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, синхронизирует работу полушарий, улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость и способность к произвольному контролю, облегчает процесс чтения и письма.  8. Логоритмика

В образовательную деятельность включаются элементы логоритмики. Во время таких упражнений развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.

  1. Су-джок-терапия и элементы самомоассажа

         С помощью шариков («ежиков») и колец су-джок повышается потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащаются знания о собственном теле, развивается тактильная  чувствительность. Для того, чтобы сгладить недостатки в развитии лицевой и речевой моторики используются приемы логопедического массажа и самомассажа. Включаю элементы самомассажа в индивидуальные занятия (покусывание языка, пошлепывание губами по языку, упражнения «Расческа» и «Болтушка», поглаживание).

  1. Пескотерапия

Приёмы песочной терапии помогают традиционной методике по звукопроизношению стать более интересной, увлекательной, более продуктивной.

  1. Сказкотерапия

С помощью сказкотерапии происходит повышение внимания и заинтересованности детей на занятиях, формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, развитие творческих способностей, познавательного интереса.

  1. Мнемотехника.

Данная техника используется для обогащения словарного запаса, составления рассказов, при пересказах художественной литературы, при заучивании стихов.

В своей работе я широко применяю компьютерные презентации, непосредственно в ходе проведения занят, во время проведения физминутки, игр на развитие фонематических процессов. Применение ИКТ позволяет повысить мотивацию к развивающим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность детей с ОВЗ.

 В коррекционной работе активно используются  игры и игровые упражнения на формирование фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями: игры на развитие слухового внимания; игры на развитие речевого слуха; игры на различение правильно и дефектно произносимого звука; игры на различение близких по звуковому составу слов; игры на дифференциацию звуков и слогов; игры на формирование звукового анализа и синтеза.

В результате использования представленных современных технологий развития речи в коррекционной работе развиваются все компоненты речевой деятельности, формируются коммуникативные навыки; улучшаются внимание, восприятие.

Следовательно, данные технологии способствуют повышению эффективности и качества коррекционной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы «Особенности форм и методов работы по развитию связной речи дошкольников ДОУ»

В данном материале представленны формы и методы по развитию связной речи дошкольников ДОУ....

Формы и методы работы педагога с детьми по развитию экологической культуры детей

Формы и методы работы педагога с детьми по развитию экологической культуры детей...

Методические рекомендации "Эффективное использование в образовательной деятельности форм и методов работы по развитию речи с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям"

Новые стандарты российского образования предъявляют высокие требования к уровню развития творческой личности ребенка, что является в современных условиях актуальной проблемой, требующей поиска различн...

Мастер-класс по художественно - эстетическому развитию "Инновационные формы и методы работы деятельности с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности"

laquo;Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду.&ra...

«Детский аутизм — особенности поведения и методы работы с аутичными детьми»

Помните ли вы ощущения детства, когда мечтаешь о новой игрушке, о большой конфете, о походе в цирк, о том, чтобы шнурки сами завязывались. А больше всего мечтаешь о том, чтобы взрослые тебя понимали, ...

Формы и методы работы с одарёнными детьми дошкольного возраста по художественному творчеству.

Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться».А. Экзюпери...