Современные технологии речевого развития воспитанников с ОВЗ
учебно-методический материал по логопедии

Брусенцова Надежда Владимировна

У дошкольников с ОВЗ наблюдаются особенности несвоевременного речевого развития, проявляющиеся в нарушение связности и последовательности изложения текста, в его низкой информативности, в бедности и стереотипности лексикo-грaмматических средств языка, в пропусках смысловых звеньев и ошибках, в незаконченности смыслового выражения мысли. Поэтому они испытывают необходимость в стимулирующей помощи, коррекционной систематической работе, направленной на своевременное речевое развитие. Этому могут способствовать современные технологии речевого развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные технологии речевого развития воспитанников с ОВЗ.

Речь детей дошкольного возраста начинается формироваться в ситуативных высказываниях, этот период относится к раннему дошкольному возрасту. Дальнейшее усложнение детской речи идет по нескольким путям. Происходит последовательное осознание ребенком своей речи, а затем вычленение ее компонентов. Ко времени, когда перед ребенком встает задача обучения грамоте, у него формируются умения произвольного звукового анализа речи. При обучении грамматике родного языка закладываются основы умения свободно оперировать с синтаксическими единицами, что обеспечивает возможность сознательного выбора языковых средств.  Другой путь усложнения речевых умений - это переход от диалогической речи к различным формам монологической. Диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстуальна, поэтому многое в ней подразумевается благодаря знанию ситуации обоими собеседниками. Диалогическая речь непроизвольна, реактивна; она мало организована. Огромную роль здесь играют клише и шаблоны, привычные реплики и привычные сочетания слов. Таким образом, диалогическая речь более элементарна, чем другие виды речи. Монологическая речь - это развернутый вид речи. Эта речь в большей степени произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на ее основе высказывание. Монологическая речь - это организованный вид речи. Говорящий программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь «монолог» как целое. Все вышесказанное позволяет подойти к проблеме с разными подходами через современные технологии речевого развития.

    Технология ТРИЗ является базой для формирования познавательной активности дошкольников. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. ТРИЗ представляет собой совокупность методов, которые позволяют решать задачи по уточнению, активизации и расширению словарного запаса, способствовать развитию смысловых и вербальных ассоциаций, развитию умения правильно понимать назначение предмета, формированию активного использования фразовой речи. Такие игры, как «Черное-белое», «Хорошо-плохо», «Нравится – не нравится», «Маятник», «Цепочка-рассказ», «Соедини нас» способствуют развитию образной стороны речи, обогащают словарный запас детей оценочной лексикой, словами с переносным значением, синонимами, антонимами, формируют осознанность в построении лексико-грамматических конструкций, развивают гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

Метод «Кубик Блума» - это метод развития  мышления, речевой активности. Каждая грань кубика формулирует задание: Назови. Почему. Объясни. Предложи. Придумай. Поделись. Этот прием хорошо использовать при уточнении знаний об усвоенной теме, литературном произведении.

Метод синквейнов. Задачи «Синквейна»:

- пополнять знания детей по лексическим темам;

- обогащать пассивный и активный словарный запас;

- совершенствовать навык использования в речи синонимов, антонимов;

- развивать ассоциативное мышление и образную память;

- совершенствовать умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Синквейн – это пятистрочная стихотворная форма, используется как эффективный метод развития образной речи. Модель синквейна:

Первая строка. Кто? Что?  Одно существительное, отражающее тему.

Вторая строка. Какой? Два прилагательных, описывающих основную мысль.

Третья строка. Что делает? Три глагола, говорящие о действиях в рамках темы.

Четвёртая строка. Что автор думает о теме? Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. Это может быть пословица, цитата, крылатое выражение или собственная формулировка.

Пятая строка. Кто? Что? Слово, словосочетание, синоним к первому слову, которое выражает личное отношение пишущего к теме.

        Составлять синквейны нравится не только детям, но и взрослым. Например, синквейн о бабочке, составленный детьми:

Бабочка.

Легкая, красочная.

Порхает, удивляет, улетает.

Появляется из обычной гусеницы.

Насекомое.

Технология «Лэпбук». Лэпбук, или интерактивная папка, — это самодельная книжка-раскладушка, в которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки, конверты и т. д. Лэпбук является результатом совместной деятельности педагога и детей. В нем собирается материал по конкретной теме. Этот метод предоставляет ребенку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом - он решает, как взаимодействовать с лэпбуком, складывает и открывает определенные детали по своему желанию. Лэпбук поможет закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать о нем в дальнейшем.

Технология мнемотехники. Методы мнемотехники способствуют не только развитию памяти, но и речевому развитию. Для этих целей хорошо применять мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы.

Мнемоквадрат – изображение, которое обозначает одно слово или простое предложение.

Мнемодорожка – дорожка из нескольких мнемоквадратов. Их используют при составлении рассказов, историй.

Мнемотаблица – предназначена для запоминания больших объемов информации.

Знакомя детей с мнемоквадратами, педагоги акцентируют внимание детей на основных свойствах и признаках объекта. При этом важно, чтобы ребенок освоил этот принцип замещения, мог понять его смысловую связь. Первоначально такие принципы замещения очень простые и понятные детям: лиса – рыжая, огурец – зеленый, медведь – коричневый. Потом к изображению цвета добавляются фигуры: лиса – круг и треугольник оранжевого цвета, медведь – большой коричневый круг и т.д.

Мнемодорожки применяются в основном для запоминания и воспроизведения определенной последовательности. Освоив алгоритм работы с мнемодорожкой, дети понимают и механизмы обучающих мнемотаблиц.

Обучающие мнемотаблицы могут использоваться в работе в любой образовательной области, они позволяют продуктивнее запоминать материал по лексическим темам, облегчают обучение рассказыванию, грамоте (запоминание букв, правил), заучиванию стихотворений, пословиц, способствуют коррекции нарушений звукопроизношения, работе по дифференциации звуков.

Методика работы с обучающими мнемотаблицам включает пять последовательных этапов:

- рассматривание мнемоквадратов таблицы, символов и кодов информации;

- преобразование символов и кодов информации в образы;

- речевой образец предоставленной в таблице информации;

- графическая зарисовка мнемотаблицы;

- воспроизведение информации с опорой на таблицу ребенком.

        Таким образом, применяя современные технологии по формированию речевых умений и навыков совместно с традиционными методами, можно добиться хороших результатов речевого развития у дошкольников с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии речевого развития.

Среди современных технологии речевого развития можно выделить следующие.1 Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая  гимнастика, дыхательная гимнастика, логоритмика, сказкотерапия.2 Мнемотехник...

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматрив...

Проект инновационной деятельности для ДОО «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ КАК ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...

Презентация к педсовету "Современные технологии речевого развития"

Данная презентация поможет педагогам уточнить представления об интересных и современных технологиях речевого развития, которые помогут  разнообразить процесс обучения дошкольников....

Современные технологии речевого развития младших школьников с ОВЗ в условиях ФГОС

Дети с речевым недоразвитием отличаются от сверстников менее сформированной мотивацией, низкой познавательной активностью. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является при...

Консультация-практикум «Современные технологии речевого развития дошкольников: ЛЕГО технология, мнемотехника, ТРИЗ»

Консультация-практикум  способствует речевому развитию дошкольников с помощью современных игровых технологий....

районный семинар " Современные технологии речевого развития" НОД по развитию речи в младшей группе на тему:"В гости к животным"

Цель: Расширение представлений о жизни животных. Развивать связную речь детей. Задачи: Обучающие: - Расширить знания детей о животных. - Познакомить с интересными фактами из жизни животных (как выгляд...