Современные технологии речевого развития.
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Среди современных технологии речевого развития можно выделить следующие.

1 Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая  гимнастика, дыхательная гимнастика, логоритмика, сказкотерапия.

2 Мнемотехника,

3 ТРИЗ

4 Проектная деятельность.

5. Копьютерные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_avtosohranennyy.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Среди современных технологии речевого развития можно выделить следующие.

1 Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая  гимнастика, дыхательная гимнастика, логоритмика, сказкотерапия.

2 Мнемотехника,

3 ТРИЗ

4 Проектная деятельность.

5. Копьютерные технологии.

Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных и речевых процессов, поэтому использование сказкотерапии в работе с детьми, просто необходимы.

При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, посмотрите, с каким удовольствием обыгрывается песенка «Два веселых гуся» (фото),

 -происходит совершенствование лексико – грамматических и выразительных средств языка, например, используя, прием «кругового рассказывания», ребята, озвучивают сказку «Репка», выделяя характерные особенности зверей голосом и жестами.

 - совершенствуется звуковая сторона речи в сфере произношения и восприятия, а также развитие диалогической и монологической речи, «спор овощей». (фрагмент из утренника осеннего).

 -возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов, при использовании различных видов театра (фрагмент театр)

Логоритмика сочетает в себе музыку, слово и движение и является целостным актом, который положительно влияет на все моторные системы организма, на эмоционально-волевую сферу ребёнка, а также на развитие его творческих способностей(фрагмент, есть)

В работе логоритмика используется ежедневно, организуется как индивидуальная, с использованием ноутбука (логочас), так и со всей группой(фото).

Пальчиковая гимнастика также является помощницей в достижении формирования связной речи.

Положительное влияние на развитие мелкой моторики и речи в целом оказывает:

  • - рисование в манной крупе;(снять сюжет,
  • - работа с тестом и пластилином,(фото)
  • - поиск клада в гречневой крупе. ;(снятсюжет),

Детям очень нравится инсценировать стихи и различные истории с помощью пальцев.

  • Массажные мячи помогают нам не только  размять кончики пальцев, но и стимулируют всю ладонь;(снять сюжет).

А используя такие пособия как  «Волшебный куб» не только можно шнуровать ботинки, но и правильно располагать части лица, завязывать бантики, создавать забавные сюжеты,  и многое другое…(сюжет)

Шнуровки, мозаики, конструкторы ну как без них обойтись, когда ведется работа с пальчиками.(фото)

Дыхательная гимнастика учит детей формировать правильную и целенаправленную воздушную струю. Для достижения этих целей использую следующие упражнения:

  • -  «Закроем вьюгу»(сюжет, есть)
  • - «Сдуй насекомое с цветка»(фото)
  • - «Разгоним дождик»(сюжет, снять)

Большую роль в речевом развитии играет мнемотехника. Она помогает обеспечить успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

В работе с мнемотехникой я выделяю 4 этапа:

-работа с мнемоквадратами;

-работа с мнемодорожками;

- работа с мнемотаблицами;

-использование творческих заданий на основе мнемотехники.

Первый этап –знакомство с мнемоквадратами. Мы учились видеть мнемоквадраты обозначающие: предметы, признаки, действия. Эта работа способствовала формирование пассивного словаря ребенка.

        Второй этап – это работа с мнемодорожкой (схематический рисунок, расположенный линейно).

Здесь можно использовать игры «Гусеница» и «Паровозик», где из набора карточек, нужно составить словосочетания или предложения. (выкладывание квадратов в линию.)

Третий этап: это работа с мнемотаблицы -  условно-наглядными схемами, в которых заложено определённое содержание, путем выделения главных смысловых звеньев.

 Их можно использовать для:

- пересказа художественной литературы;

-при обучении составления  описательных, повествовательных и творческих рассказов;

-при отгадывании и загадывании загадок;

-при заучивании стихотворных произведений.

Очень увлекательным получилось составление рассказа «Варим суп», ведь вначале с подгруппой детей была проведена экскурсия на кухню, где  шеф-повар рассказала и показала все этапы приготовления супа. Вернувшись, дети нарисовали свои мнемотаблицы, при помощи которых ребята второй подгруппы составили рассказы.

Организуя работу на следующем этапе, хочу заметить, что мнемотехника – многофункциональна и на ее основе можно использовать различные дидактические игры:

Игра «Сосчитай» (согласование числительных с существительными)

«Кто кем был» закрепление временных форм глагола (Лиса была лисенком, Лисенок будет лисом или лисой).

 «Приставки» практическое употребление приставочных глаголов (летела, прилетела, залетела, вылетела, подлетела, перелетела).

«Скажи наоборот» слова-антонимы (стоит – бежит, упал – встал, плачет – смеется, говорит – молчит). (фотографии).

Для подведения итогов очень хороши такие приёмы как:

- составление нерифмованного стихотворение –синквейн. Когда дети составляют описательные рассказы, опираясь на определённый алгоритм.

 - составления загадки по алгоритму Нестеренко, здесь ребенок уже должен иметь достаточный словарь, (фото).

Используя ТРИЗ - технологии, мы заметили, что у детей повысился уровень развития интеллектуальных способностей, дети учатся находить выход из проблемных ситуаций, не стесняются высказывать свои предположения, повышается уровень речевой активности, развивается свободное общение.

Приём режиссирования, вот так нестандартно помог ребятам инсценировать сказку «Репка», когда осматривали свой участок и увидели сорняк (фото).

Используя серию картинок – трансформеров «Несуществующее животное» у детей активизируются процессы анализа, синтеза. Они учатся образовывать притяжательные прилагательные.

Приём коллаж помогает детям составлять описательные рассказы путём установки ассоциативных взаимосвязей.

Игра «Исправь небылицу» учит детей воспринимать и перекодировать изображенную информацию, составляя рассказы по принципу «наоборот».

Проектная деятельность, является совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также становится эффективным средством речевого развития дошкольников.

За сравнительно небольшой период в нашей группе были проведены несколько проектов:

- «Музей старины», создав который дети познакомились с предметами обихода древности и учатся сами проводить экскурсии в своем музее. (снять сюжет)

- «История школьных принадлежностей» (где дети вместе со взрослыми знакомились со школьными принадлежностями разных времен, подбирали фотографии, рисунки, рассказывали о них в группе, была оформлена коллективная газета и изготовлены карандашницы, которые ребята используют на занятиях);

-«В гости к деревьям» (знакомились с необычными деревьями мира, рисовали свои необычные  деревья, посетили осенний лес, а также оформили дерево-календарь).

Особый интерес у ребят вызывает проектная деятельность краеведческой направленности:

- «История моего города», продуктом которого стала фотовыставка(есть фото)

В современном мире компьютерные технологии являются уникальным средством, способным обеспечить взаимодействие и общение с окружающим миром, но к компьютерным играм надо подходить разумно, избирательно и, конечно, творчески.

В нашем детском саду имеется 8 планшетов, которые мы используем в групповой и парной работе.

Конечно, вы успели заметить, что используя в работе перечисленные современные технологии речевого развития, активными участниками образовательного пространства были наши родители. Такое взаимодействие педагога, детей и семьи привело к положительным результатам .

МБДОУ БГО Центр развития ребёнка - детский сад №18.

Современные технологии речевого развития.

Подготовила старший воспитатель: Пастухова Е.В.

2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматрив...

Проект инновационной деятельности для ДОО «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ КАК ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...

Презентация к педсовету "Современные технологии речевого развития"

Данная презентация поможет педагогам уточнить представления об интересных и современных технологиях речевого развития, которые помогут  разнообразить процесс обучения дошкольников....

Современные технологии речевого развития младших школьников с ОВЗ в условиях ФГОС

Дети с речевым недоразвитием отличаются от сверстников менее сформированной мотивацией, низкой познавательной активностью. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является при...

Консультация-практикум «Современные технологии речевого развития дошкольников: ЛЕГО технология, мнемотехника, ТРИЗ»

Консультация-практикум  способствует речевому развитию дошкольников с помощью современных игровых технологий....

районный семинар " Современные технологии речевого развития" НОД по развитию речи в младшей группе на тему:"В гости к животным"

Цель: Расширение представлений о жизни животных. Развивать связную речь детей. Задачи: Обучающие: - Расширить знания детей о животных. - Познакомить с интересными фактами из жизни животных (как выгляд...