Выступление
материал по логопедии

Рябинина Анастасия Александровна

Сенсорная интеграция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_sensornaya_integratsiya.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов, учителей-дефектологов РМР

        Мы живем в большом и разнообразном мире, где сосредоточена большая часть всей нашей жизни. Очень важно понимать, как видит и воспринимает мир ребенок, на какой орган восприятия он опирается в своих исследованиях. Известно, что для успешного развития ребенка важна его способность воспринимать и обрабатывать информацию, которая поступает извне, которую сообщает его тело, органы чувств.

Сл.3 Сенсорная интеграция-это и есть обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа.

 В последние десятилетия во многих странах в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями в развитии  активно используется метод сенсорной интеграции. Он был разработан американским трудотерапевтом Джин Айрес JeanAyres, 1923-1988 и направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Он также нашёл своё применение в работе с детьми, имеющими трудности в обучении, гиперактивность; в лечении неврологических и дементных взрослых больных.

Представьте, насколько трудной может быть жизнь тех, кто:  не видит или не слышит, не может понять того, что слышит или видит , не может анализировать поступающую информацию: тактильную, двигательную и гравитационную и т.д. От учета сенсорных потребностей зависит наша способность обучаться и правильно поступать в различных ситуациях.

Сл. 4.  Цель сенсорно-интеграционной коррекции -усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы.

Сл. 5, 6, 7    Симптомы нарушения сенсорной интеграции

  1. Чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению, к примеру,

  - избегание касания некоторых фактур (песок, каша)

 - избегание занятий с пластилином, рисования пальцами

 - проблемы с манипулированием столовых приборов, ножниц

 - неправильный захват карандаша - сверхчувствительность к звукам, к свету

- трудности в обучении письму и чтению

- трудности с выслушиванием рекомендаций

- проблемы с обучением езды на велосипеде

 - избегание катания на качелях, каруселях, или чрезмерное увлечение этими играми

 - затруднения при переписывании с доски, пропускание букв, слогов

 - трудности в различении правой и левой сторон, особенно когда у ребенка нет времени, чтобы задуматься

- низкий порог толерантности к близости другого лица

2. Слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности

3. Расстройства мышечного тонуса

4. Слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной и/или мелкой моторики)

 5. Двигательная неуклюжесть

6. Трудности в концентрации, импульсивность

 7. Быстрая утомляемость

8. Отказ от социальных контактов

9. Задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении

10. Слабая организация поведения, отсутствие планирования

  Сл. 8  Чаще всего сенсорные проблемы испытывают:

 - дети со специфическими трудностями в обучении, такими как дислексия, дисграфия, дизорфография, слабое сосредоточение внимания

 - дети с гиперактивностью, синдромом дефицита внимания

 - дети с ДЦП

 - дети с аутизмом

 - дети с задержкой психического развития

 - дети с ментальными нарушениями

- дети с заболеванием генетического характера (синдром Дауна, с-мАспергера, Ретта, Вильямса, Тернера, Клайнфельтера и др.)

         Сл. 9 Процессы сенсорной интеграции

Сл. 10   Зрительная система- способность правильно воспринимать, различать, обрабатывать и отвечать на то, что мы видим. Это самый мощный источник информации о внешнем мире;

Слуховая система - информация от звукового окружения; способность правильно воспринимать, обрабатывать и отвечать на звуковую стимуляцию.

Проприоцептивная система – информация, полученная от мышц и суставов о положении тела, весе, давлении, растяжении, движении и изменении позиции.

Вестибулярная система - чувство движения; состояние равновесия, изменение, движение и положения тела в пространстве.

Тактильная система - информация, полученная через кожные рецепторы от прикосновения, давления, температуры, болевого ощущения, и даже от волосков на коже.

Сл.11Диагностика нарушений сенсорной интеграции

Диагностика основывается на подробном изучении анамнеза ребенка и наблюдениях педагогов группы за проявлениями сенсорной интеграции. Эта работа проводится в течении первых месяцев пребывания ребенка в детском саду.

Сл. 11 Продолжение

При проведении диагностики нарушений сенсорной интеграции следует помнить:

  • Нарушения сенсорной интеграции выражается у каждого ребенка по- разному
  • Восприимчивость к обучению и поведение ребенка позволяют делать выводы о показателях сенсорной интеграции
  • Ребенок может иметь отклонения в работе одних сенсорных систем, другие могут быть работать нормально
  • Среди нарушений сенсорной интеграции различают гипер и гипочувствительность к различным сигналам

Сл.12-17 Характеристика восприятий

Сл. 18-19 Комплекс специальных игр и упражнений, направленных на улучшение сенсорной интеграции

-Вращение по кругу

-Раскачивание на качелях или в гамаке

-Перекатывание со спины на живот

-Заворачивание в ковер, одеяло, тяжёлые ткани, рулон бумаги

-Пролезание в ограниченное пространство, преодоление препятствий

-Толкание тяжёлых предметов, игры с тяжёлым мячом

-Растягивание эластичных лент

-Балансирование нагимнастических мячах

-Катание на животе на роликовой доске

-Ползание ходьба, бег по неровной, наклонной, ограниченной, неустойчивой поверхности

-Лазание по тренажёрным стенкам

-Перетягивание каната

-Прыжки на мате, матраце, батуте, в мешке, через скакалку

-Прыжки с маракасами в руках

-Прыжки на палочке лошадка в ритме музыки

-Имитация движений животных

-Движения под музыку, пение песен с движениями

-Подражание позам и очерёдности движений

-Футбол бумажным пакетом

-Броски в цель бумажных снежков

-Игры с мыльными пузырями

Дидактические игры на материале твердых и мягких вкладок, мозаик, матрешек, конструктивных, разбирающихся по частям предметов и игрушек

Исследовательские игры с водой, с песком, камешками, ракушками, в сухом бассейне, игры с надувными и плавающими предметами

        Сл. 20-23Гарденотерапиярассказать

Просто сказать о коррекционной работе

  Строится на создании оптимальных условий для получения ребенком достаточной сенсорной стимуляции.

        На специальных занятиях ребенок получает специальные сенсорные ощущения- зрительные, слуховые, тактильные, вестибулярные идр. Он учиться обрабатывать их, и адыкватно реагировать на стимуляцию и решать задачи, связанные с деятельностью. Это помогает в формировании образа собственного тела и его возможностей, позволяет продвинуться в освоении окружающего мира и начать активно действовать в нем, в то время как без учета сенсорномоторных потребностей такого ребенка обучение и деятельность для него весьма затруднены и вызывает сильное напряжение и протест.

        Сл. 24-30 Фотоматериалы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».

Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....