Альтернативная коммуникация
консультация по логопедии

Как работать с карточками PECS

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alternativnaya_kommunikatsiya.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

Альтернативная коммуникация

Подготовила учитель-логопед

Шаньгина В.Н.

Всем хорошо известно, что в настоящее время существует тенденция  к увеличению детей с ограниченными возможностями здоровья. В реабилитационный центр поступают различные категории детей с ОВЗ - это дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, ЗПР, умственной отсталостью, ТМНР.

На стационарное обслуживание принимаются дети и подростки с ОВЗ от 0 до 18 лет. Спецификой реабилитации в данных условиях являются:
- краткосрочность пребывания (в течение 2-3 недель.);
- комплексный характер реабилитации (сочетание социальной, медицинской и психолого-педагогической), что способствует оказанию эффективной помощи данной категории детей.
- повышение логопедической компетентности родителей данных детей.
Логопедическая реабилитация традиционно состоит из четырех блоков.
1. Диагностический блок включает два этапа обследования речи ребенка: при поступлении его на  стационар для выявления нарушений речи и при выходе - для отслеживания динамики.

2. Планово-прогностический блок предполагает составление индивидуального плана коррекции для каждого ребенка с нарушением речи.

3. Коррекционно-развивающий блок включает организацию логопедических занятий в соответствии с индивидуальным планом.

4. Информационно-консультативный блок включает консультации для социальных педагогов и родителей реабилитационного центра, а также
- информирование родителей о выявлении у их детей нарушений речи (в начале пребывания на реабилитации), о запланированной коррекционной работе (в начале пребывания на реабилитации) и ее результативности (при выписке из центра).

Мною проводились также:

- консультирование родителей по организации домашних занятий, закреплению полученных на логопедических занятиях знаний и умений;
- тематические консультации и беседы для родителей по запросу;

- индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей по развитию понимания речи и активизации речевого подражания; по развитию и коррекции лексико-грамматических средств языка; а также по коррекции звукопроизношения.

- А также индивидуально- практические занятия с детьми и их родителями по одной из технологий альтернативной коммуникации – это работа с карточками PECS.

Альтернативная коммуникация – это общение без использования речи.

Данная система коммуникации была разработана в 1985 году американским логопедом Лори Фрост  и доктором Энди Бонди и описана в книге «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)». Кто собирается работать по этой системе, должен пройти обучение. Я прошла краткосрочное обучение в Областном государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр развития социального обслуживания» по дополнительной профессиональной программе «Альтернативная коммуникационная технология для детей с умственной отсталостью».

Изначально она была создана для детей с РАС (расстройством аутического спектра). Но как оказалось, эта система подходит всем детям, у которых трудности с речью и общением: это и дети с ДЦП с анартрией, и дети даже с умеренной умственной отсталостью.

Карточка ПЕКС — это изображение и подпись. Важно, чтобы картинки были понятны ребенку, это могут быть абстрактные картинки или фотографии конкретных предметов или действий с изображением самого ребенка. Картинка - визуальная подсказка, детям проще ориентироваться на изображение.

Как работать с карточками PECS?

Подготовка к PECS

  1. Оценить навыки общения
  2. Определить какие предметы любит больше всего (мотивационный стимул)
  3. Подготовить материал (карточки, альбомы) Книга PECS всегда должна быть с ребенком (карточки на сайте «Не как все»)

Этапы освоения:

В систему включены 6 основных этапов обучения и овладение базисными навыками (да, нет, дай)

Этапы работы с карточками ПЕКС (PEKS).

Работа с карточками ПЕКС (PEKS) включает в себя 6 этапов. Каждый из этапов требует тщательной отработки полученных навыков.

1 этап. «Как осуществлять общение». Когда ребёнок видит предмет, который хочет получить, он берёт карточку с изображением данного предмета, протягивает её партнёру и оставляет в его руке.

На данном этапе обучения присутствуют двое взрослых (на занятии эту роль выполняют педагоги, а дома при отработке навыка участвуют родители ребенка). Один из взрослых - коммуникативный партнёр - сидит напротив ребёнка и держит в руках предмет, который ребёнок хочет получить. Второй взрослый - помощник - сидит позади ребёнка и физически (своей рукой) направляет руку ребёнка к картинке, помогает ему взять её и протянуть коммуникативному партнёру.

2 этап. «Расстояние и настойчивость». Ко второму этапу можно перейти, если ребёнок научился подавать от 10 до 24 карточек и делает это самостоятельно, без физической подсказки помощника.

Формируем навык «путешествовать» на всё большие расстояния от собеседника до альбома, суть заключается в том, чтобы изменения каждый раз были достаточно заметны для педагога и незначительными для ребёнка.

Конечная цель: ученик подходит к своему индивидуальному альбому для занятий, берет из него карточку, подходит к взрослому, привлекает его внимание, и кладет ему в руку карточку.

На этом этапе необходимо предпринять следующие шаги:

Шаг 1: достать карточку из альбома для занятий.

Шаг 2: увеличить расстояние между взрослым и учеником.

Шаг 3: увеличить расстояние между учеником и альбомом для занятий.

Шаг 4: выявить и устранить дополнительные подсказки. (взгляд, поза, обстановка и т.д.)

3 этап. «Различение карточек». Конечной целью данного этапа является умение ребенка попросить желаемый предмет. Ребёнок подходит к альбому PECS, выбирает нужную карточку из нескольких имеющихся, приближается к педагогу и даёт ему карточку, либо закрепляет ее на специализированный планшет.

 Стратегия обучения – представляет собой последовательность из 4 шагов:

Шаг 1. Предложение педагога: он помещает 2 карточки на обложку альбома PECS и привлекает внимание ребёнка.

Шаг 2. Реакция ребёнка - он выбирает 1 карточку и даёт её педагогу.

Шаг 3. Результат – ребёнок получает желаемый предмет.

Шаг 4. Небольшой перерыв перед следующим предложением: ребёнок кушает желаемое, либо играет с желаемым предметом.

4 этап. Структура предложения.

Цель данного этапа: ребёнок просит предметы, находящиеся или не находящиеся в непосредственном доступе, подходит к индивидуальному альбому PECS, достаёт карточку «Я хочу», карточки-определения и карточки с изображением желаемым предметом, помещает на ленту, снимает ленту и приносит педагогу. Ребёнок использует разнообразные карточки, обозначающие свойства предметов, и комбинирует их в предложениях на ленте.

 Стратегия обучения – состоит из 4-х шагов:

Шаг 1. Выкладывать предложения из 3-х карточек.

Шаг 2. Из 2-х признаков выбрать нужный. Научить различать признаки.

Шаг 3. Уметь самостоятельно исправлять ошибки.

Шаг 4. Если самостоятельно не удаётся исправлять ошибки, провести работу над ошибками (Этап 3).

5 этап. Ответ на вопрос «Что ты хочешь?». Конечная цель: ребёнок спонтанно (инициативно) просит разнообразные предметы и отвечает на вопрос «Что ты хочешь?».

Стратегия обучения состоит из следующих шагов:

Шаг 1. Составление предложения из трех карточек (без различения карточек).

Шаг 2. Различение между карточками, изображающими наиболее или наименее предпочитаемые свойства (например, предпочитает рисовать синими карандашами, а красный цвет берет редко).

Шаг 3. Различение между карточками, изображающими два и более предпочитаемых свойств желаемого предмета.

Шаг 4. Усложнение заданий на различение свойств (например, я хочу большой, красный кубик; я хочу три больших, красных, треугольных кубика и т.д.).

Шаг 5. Введение дополнительных предметов, обладающих целевым свойством.

6 этап. Комментирование. Конечная цель: ребёнок отвечает на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?», «Что у тебя есть?», «Что это?», «Что ты слышишь?» Спонтанно (инициативно) просит и комментирует.

Стратегия обучения состоит из четырех шагов:

Шаг 1. Задайте вопрос «что ты видишь?».  Продемонстрировать, правильную вводную картинку.

Шаг 2. Повторить вопрос «Что ты видишь?» и помочь выбрать ребёнку правильную вводную карточку PECS.

Шаг 3. Переключитесь, предложить ребёнку выполнить другое задание.

Шаг 4. Повторите, поместить вводную карточку обратно на обложку альбома и повторить вопрос.

Трудности, с которыми можно столкнуться при обучении с помощью карточек ПЕКС(PEKS).

Причиной трудностей при усвоении навыка альтернативной коммуникации у детей могут служить ошибки взрослых. Ошибки бывают следующие:

Ошибка 1. Страх.

При малейшей неуспешности в приобретении навыка обмена карточками родители отказываются от данной системы и возвращаются к занятиям по имитации звуков, озвучиванию всех происходящих событий. Опасения возникают на основе уверенности в том, что само по себе развитие навыка звукопроизношения приведет к общению.

Ошибка 2. Закрепление «не коммуникативных» действий.

На практике встречаются помощники, которые не дожидаются инициативы ребенка, а тянутся вместе с его рукой к карточке (без его внутренней мотивации). Отсюда, ребенок не будет ими пользоваться, когда он хочет что-нибудь получить, и будет зависеть от подсказки взрослых.

Ошибка 3. Слишком быстрый переход к этапу различения карточек.

Пренебрежение вторым этапом обучения, и слишком быстрый переход на последующие этапы часто затрудняет обобщение данного навыка, и приводит к ограниченному использованию карточек.

Ошибка 4. Ограниченная среда обучения (лишь занятиями, либо квартирой).

Важно позаботиться о том, чтобы коммуникативная книга сопровождала ребенка везде, чтобы дать ему возможность проявить инициативу и обратиться с просьбой в любой момент.

Ошибка 5. Сосредоточение на еде или пищевых поощрениях.

Ограниченный набор карточек для просьб мотивационных стимулов часто не позволяет навыкам коммуникации последовательно развиваться. В данном случае общение становится принужденным и бессмысленным.

Ошибка 6. Закрепление неправильной цепочки поведения.

Ребенок должен привыкнуть сам приносить карточки для желаемого предмета, а не направлять руку взрослого для удовлетворения желания.

Ошибка 7. Зависимость от подсказок.

Инициатива ребенка не должна гаситься словесными инструкциями и подсказками взрослого.

Ошибка 8. Требование речевых реакций в процессе использования карточек. 

Как только у ребенка разовьются навыки имитации речи, и он сможет бегло повторять звуки, слоги и слова в отдельном упражнении на имитацию, он сам, абсолютно спонтанно и без нажима начнет произносить слова одновременно с подачей карточек. Но не нужно сразу ожидать от него таких результатов.

Ошибка 9. Ограничение доступа к карточкам или убирание карточек.

Чтобы ограничить использование предмета, нельзя убирать карточку – просто нужно научиться говорить ребенку «Нет» на его назойливые просьбы.

Ошибка 10. Не по этапное обучение.

Последовательное обучение  позволит избежать вышеперечисленных ошибок и поспособствует более быстрому и качественному обучению столь необходимым для вашего ребенка коммуникативным навыкам.

Основные преимущества использования карточек ПЕКС (РЕСS):

1. ПЕКС (РЕСS) – это способ коммуникации, который позволяет безречевым детям быстро приобрести навык общения с другими людьми.

2. С помощью ПЕКС (РЕСS)  можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований предметов, вокальной имитации, или усиления взгляда.

3. С помощью ПЕКС (РЕСS) общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков.

На 5-6 этапах активно к существительным и глаголам добавляются прилагательные.

Мечта каждого родителя – это чтобы всё-таки ребёнок смог словами выразить все свои потребности и общаться развернутыми и полными предложениями. Многие боятся, что если дети начнут пользоваться такими карточками, то они не заговорят. Это частое и очень большое заблуждение!

Отзывы родителей использовавших PECS говорят о том, что с помощью этих карточек происходит лучшая стимуляция коммуникации, то есть ребёнок сам хочет общаться и начинает строить предложения в своей голове. Карточки только стимулируют его к возникновению речи.

Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ по развитию речи с элементами альтернативной коммуникации Дидактическая игра "Кошкин дом"

Тема: «Кошкин дом». Форма проведения: подгрупповое занятие по развитию речи.Цели: формирование у детей  необходимых для жизни социально значимых навыков,развитие коммуникативной компетентности де...

Внедрение технологии альтернативной коммуникации в работу с детьми с ТМНР

Методическая разработка для педогогов, работающих с неговорящими детьми с особыми образовательными потребностями....

Попытка использования альтернативной коммуникации в условиях ДОУ.

Использование альтернативной системы коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с ребенком ,не способным к эффективному речевому общению, в условиях ГБДОУ....

ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие навыков общения у детей с расстройствами аутистического спектра средствами альтернативной коммуникации»

Актуальность внедрения средств альтернативной коммуникации в работе с детьми, которые не способны овладеть устной  речью,  обусловлена  в  первую  очередь  важным ...

Сообщение Тема: Формирование коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью с помощью средств альтернативной коммуникации

Для большинства детей с интеллектуальной недостаточностью, затруднен контакт с окружающими их людьми, отсутствует возможность сообщить о себе, своих потребностях, интересах, чувствах, а, следовательно...

Статья "Система альтернативной коммуникации PECS"

Материалы данной статьи содержат информацию о понятии "альтернативная коммуникация", достоинствах использования PECS при общении с ребенком...

Альтернативная коммуникация для детей с нарушением речи.

Начиная работу по обучению ребёнка использованию систем альтернативной (дополнительной) коммуникации, всегда нужно помнить о том, что это долгий процесс, требующий настойчивости и терпения. Чтобы не о...