Открытое занятие "Автоматизация звука "Р"
план-конспект занятия по логопедии

Поняшкина Марина Витальевна

автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р]

Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

  • Способствовать обогащению словарного запаса;
  • Совершенствовать навык деления слов на слоги.
  • Развивать фонематический слух, упражнять в определении наличия и места звука [р] в словах.
  • Совершенствовать навык образования  уменьшительно - ласкательной  формы существительных.
  • Продолжать учить понимать логико-грамматические конструкции, исправлять деформированное предложение, согласуя слова по смыслу.

коррекционно-развивающие:

  • Развивать артикуляционный аппарат; определять положения органов речевого    аппарата при произнесении звука [Р];
  • Совершенствовать умение произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
  • Развивать артикуляционную и мелкую моторику, слуховое и зрительное восприятие, внимания, память, логическое мышление, пространственную ориентировку.

коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать интерес к занятиям, любознательность, желание узнавать новое.

Оборудование:

Индивидуальное зеркало, предметные картинки со звуком [Р],массажное кольцо для пальцев руки су джок, наглядно-дидактическое пособие «Поезд», раздаточный материал  - карточки « Четвёртый лишний», логопедическая тетрадь для звука Р, игра «Мозаика»

План занятия:

I. Оргмомент.

1. Отгадывание загадки и сообщение темы.

II. Основная часть.

1. Повторение артикуляции звука [Р].

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Произнесение слогов по заданному ритмическому рисунку (элементы логоритмики)

4. Повторение чистоговорок с использованием массажного кольца для пальцев руки су- джок.

5. Работа с предметными картинками и наглядно – дидактическим пособием «Поезд».

а) «Назови слово и раздели на слоги »,

б) «Назови ласково».

6. Физкультминутка.

7.  Работа в логопедической тетради «Назови слово и определи место звука».

8. «Четвёртый лишний».

9. Измени предложение.

10. Развитие мелкой моторики. Выкладывание из мозаики буквы Р.

III. Подведение итогов.

Ход занятия:

I. Оргмомент.

Сегодня мы с тобой будем работать со звуком, который ты сам назовешь, когда отгадаешь мою загадку.

Под водой живёт народ,

Ходит задом наперёд. (Раки)

II. Основная часть.

 1. Повторение артикуляции звука [Р].

-Расскажи о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука [Р].

(Положение органов речи: губы в улыбке, зубы разомкнуты, широкий кончик языка поднят за верхние зубы и вибрирует).

2. Артикуляционная гимнастика.

 -Для того, чтобы четко произносить звук [Р], давай вспомним  какие мы выполняем упражнения:

  • «Лошадка»- 5 раз.
  • «Грибок»- 5 сек.
  • -«Гармошка»- 5 раз.
  • «Мотор»- 5-7 раз.

2.Произнесение звука [Р] изолированно.

Давай заведём мотор и поедем на машине по дорожке.

3. Развитие слухового внимания. (Элементы логоритмики)

Повернись спиной ко мне и внимательно слушай. Ты должен повторить точно такой же ритмический рисунок, какой я прохлопаю. А теперь повтори со слогами.

5. Повторение чистоговорок и одновременный массаж пальцев руки кольцом су джок.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Чистоговорки  внятно,

Чтоб было всем понятно.

- произнеси чистоговорки со звуком [Р] и каждому пальцу сделай массаж.

ра-ра-ра, ра-ра-ра – во дворе у нас гора,

ру-ру-ру,  ру-ру-ру – встали рано поутру,

ры-ры-ры, ры-ры-ры - мы катаемся с горы,

ро-ро-ро, ро-ро-ро – подарили мне ведро,

ра-ра-ра, ра-ра-ра – начинается игра.

6. Работа с предметными картинками.

У меня конверт с картинками. Тебе задание: определить сколько слогов в слове и разложить по вагонам  эти картинки.

(Предметные картинки: ракета, рубашка, роза, барабан, фартук, арбуз, повар, светофор, помидор).

а) «Назови ласково». Назови ласково те слова, в которых звук Р в начале. Но помни:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, чѐтко говорим.

И никогда мы не спешим!

7. Физкультминутка

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Правой вверх, левой вверх,

В стороны, накрест,

В стороны, вниз.

8. Определение места в слове звука Р

 Для выполнения задания в логопедической тетради  тебе понадобится простой карандаш. Надо соединить каждое слово с соответствующей схемой.

9. «Четвёртый лишний»

Назови все картинки на карточке , подумай и скажи что лишнее и почему.

10. « Исправь предложение».

Скоморох решил насмешить тебя и придумал такие предложения. Послушай их. Найди и исправь ошибки.

В розах растут сады.

Мусор убирает Рому.

Арбуз купил Артёма.

Куры кормят Марусю.

Рыба поймала рыбака.

11. Выкладывание буквы Р из мозаики.

Подведение итогов.

Какой звук мы закрепляли? Скажи – гласный он или согласный, почему?

-Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках. Теперь тебе нужно следить за своей речью и не забывать про звук [Р].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".

Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...

Конспект занятия с детьми старшего возраста на тему : "Путешествие в страну Звукария"

Конспект предназначен для детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи. С помощью занятия решаются коррекционно- образовательные задачи, коррекционно-воспитательные и коррекционно-развивающие....

В стране Звукарии.

Игра по станциям....

Речевой досуг "В гостях у феи Звукарии"

Речевой досуг «В гостях у феи Звукарии» — это своеобразный ввод и подготовка детей к учебному году в старшей логопедической группе. Проводится речевой досуг на второй неделе сентября...

Речевой досуг "Как в стране Звукарии появились новые звуки"

Речевой досуг с элементами логоритмики «Как в стране Звукарии появились новые звуки дружбы» был придуман с целью закрепления пройденного материала.    Цель данного речевого ...