"Перелетные птицы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Предлагаю технологическую карту занятия с детьми старшей группы на тему "Перелетные птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravitelstvo_sankt_-_kopiya.docx31.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                     

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ШКОЛА № 13

ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Технологическая карта

специально организованной образовательной деятельности

в старшей группе №3

Тема занятия: «Перелетные птицы весной»

Дата: 08. 04. 2023 г.

Воспитатель: Осипова С.А.

Группа (5-6 лет, старшая группа):

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Длительность мероприятия: 25 минут.

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о перелетных птицах.

Задачи:

-закреплять знания детей о весне, ее приметах, о перелетных птицах;

-активизировать речевую деятельность;

-способствовать развитию речетворчества детей с использованием мнемотаблицы;

-создавать условия для развития внимания, памяти, наглядно-образного мышления;

-способствовать развитию умения детей соотносить знаковые символы с образами, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста;                                                                                                                                                                            

-формировать навыки сотрудничества детей, доброжелательного отношения друг к другу;

-воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, желание проявлять заботу о них;

- способствовать выражению личного отношения и эмоциональной отзывчивости детей: пожалеть, сочувствовать, помочь.

 Используемые технологии, методы и приемы:

Технологии: личностно-ориентированные технологии, ИКТ-технологии, здоровьесберегающие технологии, технология развития критического мышления, технологии исследовательской деятельности.    

Методы:                                                                                                                                                                                     словесный: диалог, пояснение, уточнение, дополнение;                                                                                                   наглядный: картинки с изображением перелетных птиц, мнемотаблица, карточки-символы;                                              игровой: «4 лишний», игра «Птица-птенец», «Хорошо-плохо», игра-релаксация «Спаси птенца»                             практический:                                                            

Виды деятельности: социально-коммуникативная, речевая, познавательная, игровая.

Формы организации работы: подгрупповая.                                                                                                                    Ресурсы для проведения: аудиозапись «Времена года» П.И.Чайковского, аудиозапись с голосами птиц, письмо от Старика-лесовика, картинки с изображением птиц, ноутбук, диск с играми по теме; мнемотаблица «Весна», картинки-символы о поведении в лесу, мяч.

Предварительная работа: наблюдения за птицами на прогулке; чтение художественной литературы: И.Соколов-Микитов «Жаворонок», Г.Скребицкий «Аистята», «Сиротка», Н.Сладков «Дятел», «Приёмыш», Г.Снегирёв «Ласточка»«Рассказы о птицах», Е.Чарушин «Воробей»; разучивание пословиц, поговорок, загадок о птицах; рассматривание картины А.Саврасова «Грачи  прилетели»; беседы: «Что мы знаем о птицах?», «Птицы леса и города», «Почему птицы улетают на юг?»; дидактические игры: «Птица и птенец», «Какой птицы не стало?», «Назови одним словом».

Предполагаемый  результат:                                                                                                                                                                  -дети знают названия перелетных птиц, распознают их по внешнему виду;

 -дети внимательно слушают и активно обсуждают ситуации;                                                                                                                  

-дети применяют полученные знания при составлении описательных рассказов по мнемотаблице;

-дети обобщают и самостоятельно делают выводы в играх на классификацию;

-дети умеют взаимодействовать друг с другом, внимательно слушать и дополнять ответы товарища;

-дети усвоили правила обращения с птицами в природе и умеют применить их на практике.                                                                                                                

Этапы занятия

(Структурные компоненты деятельности)

Содержание образовательной деятельности

Время

Планируемый результат

Деятельность педагога

Деятельность детей

1-я часть - вводная:

Организационный момент

Постановка и принятие детьми цели занятия

Сюрпризный момент

Создание проблемной ситуации.

Звучит аудиозапись «Времена года» П.И.Чайковского.

Воспитатель предлагает построить «Гору Дружбы»

- Посмотрите, какая высокая получилась гора, какая крепкая наша дружба. С такими друзьями любая работа по плечу, а это нам сегодня пригодится.

-Ребята, как называется мелодия, которую мы сейчас слушали? (П.И. Чайковский «Времена года»)

Принесли письмо.

Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте, девочки и мальчики! Пишет вам Старичок-лесовичок. В моем лесном царстве случилась беда: тихо в лесу, не слышны голоса птиц. Слышал я, что и на озерах, и в городах нет птиц. Злая колдунья лишила птиц возможности летать. И птицы не могут вернуться на родину. Чтобы птицы могли вернуться и приступить к весенним хлопотам, необходимо выполнить 6
 заданий злой колдуньи. Удачи вам!

Дети внимательно слушают.

Дети протягивают и соединяют руки, образуют «гору».

Дети вспоминают и называют произведение.

Дети заинтересовались.

3 мин.

Положительный эмоциональный настрой.

Активизация внимания детей на мыслительную деятельность.

Дети слушают, размышляют, высказывают свои мысли.

 

  2-я часть – основная: Поиск решений проблемной ситуации,

актуализация знаний, начало выполнения действий по задачам СООД

Самостоятельное применение нового на практике, актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы).

Конверт №1

Воспитатель показывает мнемотаблицу на тему «Весна».

- Давайте вспомним весенние приметы и расскажем о весне.

-А можно добавить в пустое «окошко» свой вариант?

Конверт №2

Блиц-опрос:

- Какое сейчас время года?                         - Какой сейчас месяц?                                  -Как называются первые цветы?

-Какие первые цветы ты знаешь?

- Как называются птицы, которые улетели на юг?

- Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать?

- Назовите перелётных птиц?

- Какие у них есть части тела?

-Для чего нужны птицы? 

Конверт №3

Загадки про перелетных птиц.

Конверт №4

Дид. игра «Четвертый лишний» на интерактивной доске.

Динамическая пауза. Воспитатель показывает движения и говорит текст.

Конверт №5

Дид. игра «Птица и птенец» (игра с мячом)

Конверт №6

Воспитатель предлагает с помощью картинок-символов составить правила поведения с птицами.

Дид. игра «Да-нет». Воспитатель озвучивает действия.

Конверт №7

Воспитатель открывает конверт, достает картинку с изображением поющих птиц.

Звучит аудиозапись с голосами перелетных птиц.

Дети с помощью мнемотаблицы составляют рассказ о весне.

Дети высказывают свои предложения, аргументируют.

Дети стоят полукругом. Отвечают на заданный вопрос; вспоминают названия времени года, месяца, перелетных птиц, их части тела, их роль в природе.

Дети отгадывают загадки и подбирают подходящую картинку.

Дети выполняют задания на интерактивной доске, объясняют свои ответы.

Дети выполняют движения согласно тексту.

Дети подбирают к названию птицы название птенца.

Дети рассматривают картинки-символы и составляют предложения.

Дети хлопают в ладоши, если ответ правильный и молчат, если не правильный.

Дети слушают, радуются.                                                        

20 мин.

Построение логической цепи рассуждений.

Закрепление умений составлять описательный рассказ по схеме.

 

«Открытие» нового способа действий.

Самостоятельное применение полученных знаний на практике.

Снятие утомления.

Актуализация имеющихся знаний.

Установление причинно-следственных связей.

Эмоциональный настрой.

3-я часть – заключитель-ная:

Вывод, систематизация знаний, закрепление

Пальчиковая игра-релаксация «Спаси птенца».

Вы, ребята, молодцы! Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались.

Дети вместе с воспитателем выполняют движения.

Дети вспоминают и называют, чем занимались.

2 мин.

Дети расслабляются, отдыхают.

Дети учатся объективно оценивать себя, свои успехи и неудачи.

Рефлексия (+ самооценка)

Все, что вам понравилось, давайте сложим в «Мешочек успеха». А что оказалось трудным?

Дети размышляют о своих успехах и трудностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема "Мой дом, мой город" Лексическая тема "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету"

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему:  Тема «Мой дом, мой город»  Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка...

Перелетные птицы. Рекомендации родителям по расширению и закреплению знаний детей о перелетных птицах.

Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дороге в детский сад, послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже ...

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»...

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...