Заседание родительского клуба на тему: «Аукцион полезных советов «Фонематический слух- основа речи».
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Ольга Ивановна Уварова

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами чтения и письма. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fonematicheskiy_sluh-_osnova_rechi.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Тема: «Аукцион полезных советов для родителей «Фонематический слух- основа речи».

Цель: Обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей 5-7 лет.

Задачи:

1.Привлечь родителей к участию в педагогическом процессе.

2.Повышать заинтересованность родителей в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми.

3.Активизировать педагогический потенциал родителей

4.Расширить представления родителей в оказании помощи ребенку по развитию фонематического слуха.

Участники семинара: родители старших и подготовительных групп, два учителя - логопеда.

Продолжительность: 40 минут

Оборудование: ноутбук, телевизор, компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно».

Предварительная подготовка:

1.Подбор и изучение литературы по теме семинара.

2.Оформление  презентации «Фонематический слух- основа речи».

3.Разработка буклетов: «Игры на развитие фонематического слуха и восприятия», «Развитие слухового восприятия».

Ход практикума:

Учитель-логопед: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы предлагаем Вам стать участниками аукциона полезных советов на тему «Фонематический слух- основа речи».

Учитель-логопед: Уважаемые родители, учебный процесс, который будет происходить сегодня, строится на вашем личном опыте, знаниях.

Поэтому, участвуя в нашем мероприятии, давайте не будем бояться делиться своими взглядами и мнениями. За каждый ваш совет вы получите монетки (т.е. советы продаются за монетки), которые вы в конце будете использовать в аукционе.

Учитель-логопед: Сегодня на аукцион выставлены необычные лоты:

         Лот №1- буклет «Развитие слухового восприятия».

         Лот №2 - буклет «Игры на развитие фонематического слуха и восприятия».

Учитель-логопед: Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами чтения и письма. То есть ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки (материал оформлен в виде слайдов).

1.Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «Домик», «удюг» вместо «утюг»)

2.Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).

3.Замены свистящих звуков (С, З, Ц шипящими Ш, Ж, Щ, Ч), («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т.д.)

4. Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных ( Р, РЬ, Л,ЛЬ, и Й) («глачи» вместо «грачи», «гойка» вместо «горка» и т.д.)

5. Побуквенное чтение.

6. Искажение слоговой структуры слова, которое проявляется в пропусках согласных: паста-"паса", марка-"мара", куртка-"курка"; во вставках гласных между согласными: паста-"пасАта"; в перестановках звуков: утка-"тука"; в пропусках, перестановках слогов: лопата-"лата","лотапа". (слайд)

Чтобы этого не случилось, развивать фонематические процессы нужно начинать в возрасте 4-5 лет.

Но сначала нам нужно уточнить, что же такое «слух» и каким он бывает? И более подробно я расскажу о фонематическом слухе.

Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.

Неречевой слух- это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. На начальном этапе развития фонематического слуха -  до 2-3 лет, ребёнок развивает свои способности различать окружающие звуки, которые не связаны с речью: звон, стуки, шорохи и шелест, шуршание, звуки природы и т.д.

Учитель-логопед: Уважаемые родители, поделитесь своим опытом, какие игры, приемы вы использовали для формирования неречевого слуха? (за каждый совет родители получают монетку).

Учитель-логопед: Так же можно использовать следующие игры:

Кто кричит?

Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух криков животных и птиц.

Ход игры: Игра проводится летом на даче или в гостях в деревне. Вместе с ребенком познакомьтесь с домашними животными и птицами, научите ребенка различать издаваемые ими звуки и соотносить звук с конкретным животным.

– Давай посидим во дворе. Закрой глаза и постарайся угадать, кто там кричит. Конечно, это петух прокукарекал! Молодец, угадал. А теперь? Да, это хрюкает Свинья

Отгадай, что звучит (слайд)

Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы обихода.

Ход игры: Находясь в квартире, прислушайтесь вместе с ребенком к звукам дома – тиканью часов, скрипу двери, шуму воды в трубах, к звукам, которые издают различные бытовые приборы (жужжание пылесоса, шипение закипающего чайника, гудение компьютера и пр.). Лучше проводить такую работу, организуя различные игры:

Постучим, погремим! (родители встают спиной в центр, ведущий в центре с атрибутами).

Цель: развитие слухового внимания, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.

Оборудование: различные предметы – бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.

Ход игры: Игра проводится в квартире. Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошелестите газетой, пошуршите пакетиком, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее и т. п.

После того, как ребенок научится внимательно слушать звуки предметов, предложите послушать с закрытыми глазами и угадать, какой предмет звучал. Можно производить звук за ширмой или за спиной у ребенка.

Найди такую же коробочку

Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы.

Оборудование:  баночки с различными крупами.

Ход игры: Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы – горох, гречневую и манную крупы, рис. В качестве коробочек удобно использовать непрозрачные контейнеры. Помимо круп можно использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы, главное – чтобы издаваемый ими звук отличался от остальных.

Маленький барабанщик

Цель: развитие слухового внимания; восприятие и дифференциация на слух различного темпа, ритма и силы звучания барабана.

Оборудование: детский барабан.

Ход игры: В этой игре мы продолжаем знакомить ребенка с различными темпами, ритмом и громкостью звучания. В игре используется барабан с палочками.

Предложите малышу постучать в барабан медленно, быстро.

Предложите малышу постучать в барабан тихо, громко.

Предложите повторить за вами простой ритм (повторяя ритмические рисунки, можно также хлопать в ладоши).

После того, как ребенок научится различать на слух, а также воспроизводить различные удары по барабану, предложите ему определить на слух характер звука.

– Я спрячусь и буду играть в барабан, а ты угадай и скажи, как я играю: медленно или быстро, громко или тихо.

Если речевые возможности ребенка не позволяют дать словесный ответ, предложите повторить звук – поиграть на барабане.

Учитель-логопед: Одновременно с этим, слушая речь взрослых, малыш начинает различать речевые звуки и учится вычленять каждый звук.

Речевой слух или фонематический слух - способность воспринимать на слух и точно различать все звуки речи, особенно близкие по звучанию. Он является основой для понимания смысла сказанного. (слайд)

Фонематическое восприятие - первая ступень в овладении грамотой. Оно формируется после 4-х лет.

Фонематическое восприятие или звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы сочетаний звуков, слогов, слов.

(Рассказать о физиологической основе процесса письма).

Правильная речь- один из показателей готовности  ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями чтения и письма)

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции  звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи.

Учитель-логопед: Уважаемые родители, поделитесь своим опытом, какие игры, приемы вы использовали для формирования фонематического слуха? (за каждый совет родители получают монетку).

Вслушайтесь в слова Конфуция- древнекитайского мыслителя:                        

                            Послушайте – и Вы забудете,

                            Посмотрите – и Вы запомните,

                            Сделайте – и Вы поймете.           

Учитель-логопед: Сейчас, уважаемые родители, давайте вместе со мной поиграем в эти обучающие игры. Вы выступите в роли своих детей.

Игра «Просьба». Нужно выполнять команды только тогда, когда услышите слово «ПРОСЬБА». (родители стоят в кругу)

Просьба: поднимите руки вверх.

Руки вниз.

Просьба: руки в стороны.

Руки вперед.

Присядьте.

Просьба: попрыгайте на одной ноге.

Покружитесь.

Просьба: похлопайте в ладоши.

Опустите руки.

Просьба: топните правой ногой.

А теперь левой.

Сделайте наклоны головой вправо и влево.

Поставь руки на пояс и попрыгай.

Просьба: присядь.

Встань!

Остановись!

Игра «Будь внимательным!»

Задача – развивать  умение слышать заданный звук  среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например,  звук «Р»: л, р, м, р, ч, р, л; ла-ра-ша-ка-ра; нос, рот, корка, шутка.

Игра «Помоги Незнайке собрать портфель» (слайд)

Задача – учить находить заданный звук в составе слова.

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Р. Например, картинки: ручка, глобус, акварель, пинал, карандаш, тетрадь, клей, портфель и т.д.

Игра «Придумай имя»

Задача – учить подбирать слова на заданный звук.

Придумайте имя мальчику (девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера.

Игра «Назови первый звук в слове»

Задача – учить выделять первый звук в слове.

Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, УТКА- У, АСТРА  - А, ОВОЩИ- О и др. (слайд)

Игра «Какой последний звук в словах съел Дракоша»

Задача – учить выделять последний звук в слове.

Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: кот- Т, индюк- К, баран- Н и др. (слайд)

«Зоркий глаз»

Задача – учить выделять заданный звук среди предметов.

Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.

Игра «Добавлялки»

Задача – учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш ..уба (шуба), ..апка (шапка),..ар (шар), мы..(мышь), ду..(душ).

«Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Игра «Новоселье в зоопарке»

Задача - развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец)

Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Р в словах : тигр (в конце), рысь (в начале), зебра (в середине).

  В 6-7 лет фонематические процессы будут развиваться и совершенствоваться дальше, и в это период дети будут учиться определять, сколько слогов в слове и сколько слов в предложении.

Для развития фонематического слуха можно использовать и специальные детские компьютерные программы, например компьютерную игру «Развитие речи. Учимся говорить правильно». (Показ игры)

Данная игра содержит занимательные задания как на развитие неречевого слуха, например, «Музыканты», «Транспорт», «Наш дом», «Скотный дом», «Птичий дом» и др.., так и на развитие речевого слуха, например «Голосистые звуки», «Безголосые звуки», «Звуки – двойняшки», «Сердитые и ласковые звуки».

Рефлексия (обсуждение и выставление лотов на аукцион)

Учитель-логопед: Вот и завершился «Аукцион полезных советов». Сегодня мы познакомились с опытом родителей по вопросу развития фонематического

слуха. Мы предлагаем Вам обсудить полученную информацию и приобрести понравившийся лот.

      Лот №1- буклет «Развитие слухового восприятия».

          Лот №2 - буклет «Игры на развитие фонематического слуха и восприятия».

Принято решение: рекомендовать родителям использовать данные игры в процессе развития фонематического слуха.

Заключение

(При проведении подобных мероприятий происходит вовлечение всех участников и сплочение коллектива. Родители узнают новую информацию, которая будет применима в воспитании и развитии ребенка. А педагоги получают новые знания, использование которых будет возможно в образовательном процессе).

Вот наша встреча подошла к концу. Я надеюсь, что вы время провели не зря, если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить. Очень надеюсь, что смогла убедить вас в значимости развития фонематического слуха для ребенка дошкольного возраста и в том, что только совместными усилиями мы поможем каждому ребенку хорошо подготовиться к школе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Фонематический слух-основа речи»

СЕМИНАР -  ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  для РАЗВИТИЯ  ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С ОНР...

Методическая разработка заседания родительского клуба на тему Красную речь красиво и слушать

Разговор с родителями о слове, о речи, о культуре общения в форме КВН. Слово - это средство общения между людьми, обмена информацией. Речь-  средство передачи мыслей и чувств. Своеобразие р...

Фонематический слух - основа речи

Фонематический слух - основа речиКакой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостато...

Семинар-практикум "Фонематический слух - основа речи"

В ходе практикума родители узнают об игровых способах развития фонематического слуха у детей с ОНР....

Фонематический слух-основа речи

Для того,чтобы избежать проблем обучения, связанных с правописанием и чтением в школе, необходимо еще в дошкольном возрасте развивать навыки внимательного восприятия звуков, точно дифференцировать все...

Заседание родительского клуба "Гнездышко". Тема заседания "Дети, родители и детский сад"

Родительский клуб "Гнездышко". Первая ознакомительная встреча. Познакомить родителей друг с другом, сплотить их. Подвести к выводу, что дети, родители и сотрудники детского сада это одна бол...