ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФОРМЫ РОДИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Петрова Анна Сергеевна

Своевременное овладение грамматическим строем языка предупреждает нарушения письменной речи, расширяет языковой опыт детей, что важно для обучения ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФОРМЫ РОДИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Петрова А.С., Сперанская Е.А.

МАДОУ №151 г. Мурманск

На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации дошкольников с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. Практика показывает, что у многих детей при поступлении в школу обнаруживаются нарушения речи.  В связи с этим проблема правильности и чистоты детской речи представляется очень серьёзной и требует немедленного решения.

В процессе школьного обучения речевые нарушения могут отразиться на успеваемости, а также на письменной речи. Младшие школьники часто пишут так, как говорят. Часто орфографическая грамотность страдает из-за неправильного звучания, что говорит о тесной связи между ними. Следовательно, воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста является важной задачей, так как позволяет избежать проблемы при обучении в школе и дальнейшем развитии ребёнка по причине нарушений речевых процессов.  

Своевременное овладение  грамматическим строем языка предупредит нарушения письменной речи, расширит языковой опыт детей, что важно как для обучения ребенка, так и для коммуникации.

Нарушение грамматического строя у детей с ОНР – типичное проявление. Грамматическая система русского языка сложна, ребенку с общим недоразвитием речи самостоятельно с ней не справиться.

Проблема овладения морфологической структурой слова у дошкольников с ОНР является актуальной для практики специальных дошкольных учреждений и групп для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Ошибки в использовании падежей у детей с ОНР многочисленны и специфичны и носят как продуктивный, так и непродуктивный характер, соответствующий низкому уровню развития их грамматических средств языка.

Дети с нарушениями речи длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов родного языка. Объясняется это тем, что в воспринимаемых словах лексическая основа слова выступает для ребенка как постоянный раздражитель, связанный с конкретным обозначением предметов, действий. Префиксы, суффиксы и окончания являются для ребенка меняющимся окружением основы, не обладающим конкретным значением, представляя  тем самым слабый раздражитель, который не воспринимается детьми. Хаотичное и беспорядочное сочетание лексических и грамматических средств языка характеризует нарушенный ход речевого развития. Корневой морф очень медленно обогащается необходимыми грамматическими элементами, а если они восприняты, то длительное время используются неправильно.

Остановимся подробнее на усвоении формы родительного падежа множественного числа существительных.

Изучение особенностей словоизменения имён существительных у 25 дошкольников 5-6-летнего возраста с ОНР  проводилось в течение двух лет в  Мурманском детском саду №151в группах компенсирующего вида для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Исследование проводилось с использованием методики Р.И.Лалаевой.

Материалом исследования были картинки и слова (столы, мальчики, дома, ложки, вилки, вишни, вёдра, кольца, окна, мячи, карандаши, пни, стулья, деревья, листья). Ребёнку показывалась картинка и давалась инструкция: «Скажи, на этой картинке много чего?» Оценивались результаты по 5 уровням:

Высокий уровень (4 балла) –  правильное и самостоятельное выполнение всех заданий.

Уровень выше среднего (3 балла) – единичные ошибки при выполнении заданий.

Средний уровень (2 балла) – многочисленные ошибки в непродуктивных формах словоизменения.

Уровень ниже среднего (1балл) – многочисленные ошибки как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словоизменения.

Низкий уровень (0 баллов) – правильные ответы лишь в единичных случаях или отказ от выполнения задания.

Результаты исследования показали, что уровень словоизменения существительных множественного числа родительного падежа у детей с речевой патологией значительно ниже уровня дошкольников с нормой речи.  

Данные исследования показали, что 22% детей находятся на уровне выше среднего, 45% на среднем , 20% на уровне ниже среднего и 13% на низком уровне. При выполнении заданий наиболее частыми были ошибки, связанные с неправильным употреблением окончаний («ложков», «карандашов», «деревов»).  Таким образом, у дошкольников преобладал средне-низкий уровень употребления существительных родительного падежа множественного числа.

Полученные результаты показали необходимость проведения специальной работы по коррекции имеющихся нарушений.

При определении последовательности работы над грамматической формой учитывался комплекс следующих факторов: продуктивность флексий, ударная флексия или безударная, характер ударения в корне слова (подвижное или постоянное), наличие или отсутствие изменений в основе слова при формообразовании (чередования, беглые гласные и др.).

На начальном этапе работы отрабатывались формы с продуктивными флексиями под ударением.

Родительный падеж существительных множественного числа имеет несколько флексий в зависимости от рода и фонетических особенностей основы слова. Так, наиболее продуктивным является окончание -ов, характерное для существительных мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме (домов, столов). Существительные женского и мужского рода на -а, -я в начальной форме имеют нулевое окончание, при этом иногда появляется дополнительная гласная в корне (белок, кошек). Наименее продуктивным является окончание -ей, которое характерно для с существительных мужского и женского рода с основой на конечный мягкий согласный звук или на шипящий звук (карандашей, ночей, степей).

С учетом продуктивности окончаний родительного падежа рекомендуется следующая последовательность в работе.

1) Формы с окончаниями -ов, -ев существительных мужского рода с основой на твердый согласный:

а) с ударным окончанием (столов, котов, домов, шкафов, дубов,  и др.);

б) с безударным окончанием (тигров, кленов, орехов, помидоров и др.).

2) Формы с окончаниями -ов, -ев существительных среднего рода на -ья в именительном падеже множественного числа (платьев, деревьев, крыльев ).

3) Формы существительных женского рода с нулевым окончанием:

а) с сохранением звуковой структуры основы слова (коров, роз, ворон);

б) с дополнительной гласной в основе слова (кукол, белок, ромашек, сестер, юбок).

4) Формы с нулевым окончанием существительных среднего рода, имеющих окончание  в именительном падеже множественного числа:

а) с сохранением звуковой структуры основы слова (озер, колес, одеял);

б) с дополнительной гласной в основе слова (окон, кресел, блюдец, полотенец, ведер).

5) Формы с окончанием -ей существительных мужского рода с основой на мягкий согласный или шипящий звук:

а) с ударным окончанием (лосей, гусей, ежей, кирпичей);

6) безударным окончанием (портфелей, медведей).

б) Формы с окончанием -ей существительных женского рода с конечным мягким или шипящим звуком в основе начальной формы:

а) с ударным окончанием (мышей, лошадей, дочерей);

б) с безударным окончанием (елей, тетрадей, кроватей).

7) Формы с окончанием ей существительных среднего рода с основой на мягкий или шипящий звук в основе начальной формы (ушей, морей).

В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.

Коррекционная работа проводилась во всех видах деятельности.

Виды коррекционной работы:

- логопедические фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи;

- индивидуальные логопедические занятия по формированию правильного звукопроизношения;

- познавательно-речевые занятия;

- дидактические развивающие игры.

Коррекционная работа проводилась в течение учебного года. По итогам проводилось повторное обследование детей. Из 25 воспитанников 19% показали высокий уровень, 24% выше среднего, 48% средний, 9% ниже среднего.

Таким образом, по приведённым данным тестов, после проведённых коррекционных занятий у детей наблюдается повышение уровня употребления существительных родительного падежа множественного числа.

 Полученные результаты позволяют более эффективно организовать логопедическую работу в группах для детей с общим недоразвитием речи, что должно способствовать более качественной подготовке детей с речевой патологией к успешному овладению процессами чтения и письма, следовательно, к дальнейшему обучению в школе.

Примерный конспект занятия по формированию формы родительного падежа множественного числа существительных

Тема. Практическое усвоение навыков изменения существительных мн.ч. по падежам: мн.ч. существительных родительного падежа без окончания; с окончаниями  - ов, - ев.

Оборудование: игрушки, сюжетные картинки из игры «Наш магазин", предметные картинки.

1. Развитие зрительного внимания.

Игра «Чего нет?»

Нет кукол, нет кубиков, нет зайцев…

2. Развитие простой фразы с опорой на сюжетную картинку.

- Чего много в этом магазине?

- Как называется такой магазин?

В мебельном магазине много кресел, шкафов, зеркал, стульев.

В обувном магазине …

В магазине «Одежда» …

В овощном магазине …

3. Формообразование.

Игра «Прогулка в лес».

-  Я буду выставлять картинки, а вы должны догадаться, каких деревьев, цветов, животных много в нашем лесу.

4. Развитие наблюдательности, логического мышления.

Подумай и добавь, у кого чего много.

У птиц много перьев, крыльев…

У деревьев много веток, сучков, листьев …

В лесу много ягод, грибов, деревьев …

В школе много парт, классов, учеников …

5. Составление рассказа по предметным картинкам.

Стал еж себе норку на зиму искать. И нашел около больших кустов. Натаскал он кучу сухих листьев, веток, сучков, перьев и сделал мягкую постель. Потом принес ягод, грибов, яблок. Сам наелся и угостил соседей: белок, зайцев, птичек. А потом спрятался в норку.

6. Развитие памяти, слухового восприятия.

- Прослушайте внимательно рассказ К. Ушинского «Бишка», чтобы смогли ответить на вопросы.

-« А, ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано». Понюхала собака книжку, да и прочь побежала. « Не моё дело – книги читать. Я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайцев слежу, уточек ищу, поноску тащу – будет с меня и этого».

-  Кого пугает собака Бишка?

-  Кого ищет?

7. Развитие чувства языка, слухового внимания.

 - Прослушайте рассказ. Помогите закончить предложения.

Медведь и пчелы.

Однажды медведь увидел, что из дупла вылетело много (пчелы). Он ловко залез на дерево, но (пчела) начали ее кусать. Медведь убежал от (пчелы).

8. Расширение словаря по теме «Животные и их детеныши»

-  Скажи, у кого кто?

(Телята у …, верблюжата у…,

9. Итог. Оценка.

Литература

1.  Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М.,1981.

2.  Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи.— М., 1994.

3.  Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.  —   М.,1990.

4.  Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников. –  СПб.: Издательство «Союз», 1999.

5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», СПб.: Издательство «Союз», 2004.

6. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии.   – СПб.,1994.

7. Филичева Т. В., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. — М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа по формированию правильного употребления падежных конструкций существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности коррекционной работы  по словоизменению имен существительных с детьми старшего дошкольного возраста...

Статья «Методика исследования словоизменения существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Эта методика позволяет более подробно изучить такой раздел грамматики, как словоизменение. Полученные результаты используются для построения плана работы по профилактике дисграфии в старшем дошкольном...

Особенности формирования падежных форм множественного числа существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования падежных форм множественного числа существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Конспект логопедического занятия в средней группе «Употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа на лексическом материале темы «Обувь»

Употребление логопедического занятия в средней группе "Употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа на лексическом материале темы "Обувь""...

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ «Формирование навыка словообразования имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи».

Данный материал может быть использован в работе с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи,  учителями-логопедами, учителями-дефектологами, воспитателями....

Материал для родителей - Употребление в речи родительного падежа множественного числа существительных

Употребление в речи родительного падежа множественного числа существительных...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] на материале лексической темы «Транспорт» и грамматической темы «Родительный падеж множественного числа существительных».

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] на материале лексической темы «Транспорт» и грамматической темы «Родительный падеж множественного числа существительных&raqu...