Конспект непрерывной образовательной деятельности По фонематическому анализу и синтезу Для детей 6 лет (с ТНР). Форма проведения фронтальная Тема: «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского.
методическая разработка по логопедии

Пецевич Наталья Сергеевна

Цель: Закрепить навыки фонематического анализа и синтеза на материале сказок

К.И. Чуковского.

Задачи:

1. Коррекционно- образовательные:

- совершенствование навыков звукового анализа;

- закреплять умение слогового анализа слов;

- закреплять умение определять последовательность звуков в слове;

- совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа;

- совершенствование навыков фонематического восприятия;

-совершенствование навыка составления и анализа предложений.

2.Коррекционно- развивающие:

- развивать мышление;

- развивать координацию речи с движением;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать личностные качества, эмоционально- волевую сферу( навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства).

3. Коррекционно- воспитательные:

- воспитывать интерес к занятиям;

- формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, взаимопомощи;

- воспитывать самостоятельность, доброжелательность, любознательность, эмоциональность, инициативность;

- воспитывать коммуникативные навыки.

4. Здоровьесберегающие:

- следить за правильной посадкой детей;

- способствовать созданию благоприятного психологического климата;

- чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: « Чудо- дерево», конверты с заданиями, ковер- самолет, картинки с изображением посуды, фигурки насекомых, материал для составления схемы предложений, « волшебный мешочек с цифрами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_1.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад №8 комбинированного вида Красногвардейского района

Санкт- Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности

По фонематическому анализу и синтезу

Для детей 6 лет (с ТНР).

Форма проведения фронтальная

Тема: «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского.

Учитель- логопед: Пецевич Н.С.

Квалификационная категория: высшая

Санкт- Петербург

2023г.

Совместная непрерывная образовательная деятельность:

« Путешествие по сказкам К. И. Чуковского.»

Возраст: подготовительная группа( 6 лет), дети с тяжелыми нарушениями речи.

Цель: Закрепить навыки фонематического анализа и синтеза на материале сказок

К.И. Чуковского.

Задачи:

1. Коррекционно- образовательные:

- совершенствование навыков звукового анализа;

- закреплять умение слогового анализа слов;

- закреплять умение определять последовательность звуков в слове;

- совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа;

- совершенствование навыков фонематического восприятия;

-совершенствование навыка составления и анализа предложений.

2.Коррекционно- развивающие:

- развивать мышление;

- развивать координацию речи с движением;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать личностные качества, эмоционально- волевую сферу( навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства).

3. Коррекционно- воспитательные:

- воспитывать интерес к занятиям;

- формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, взаимопомощи;

- воспитывать самостоятельность, доброжелательность, любознательность, эмоциональность, инициативность;

- воспитывать коммуникативные навыки.

4. Здоровьесберегающие:

- следить за правильной посадкой детей;

- способствовать созданию благоприятного психологического климата;

- чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: « Чудо- дерево», конверты с заданиями, ковер- самолет, картинки с изображением посуды, фигурки насекомых, материал для составления схемы предложений, « волшебный мешочек с цифрами.

-

Этапы занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Организация детей перед занятием

Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Здравствуйте.

Мотивация

Раздается звонок, заходит библиотекарь с книгой в руках.

Ребята, я работаю в библиотеке и сегодня утром обнаружила, что в книге « Сказки К.И. Чуковского» пропали страницы.Ребята, а вы знаете кто такой К.И. Чуковский?

Да, знаем, это детский писатель, который написал много разных сказок.

Проблематизация

Целеполагание

Библиотекарь:  Ребята,страницы из книги украл « Сказкоежка» и оставил записку.

Библиотекарь достает из книги записку.

Логопед: Давайте поможем вернуть страницы?

Да, поможем.

Планирование будущей деятельности

Логопед: Давайте, ребята, прочитаем записку.

Библиотекарь: Ребята, вы отправляйтесь в страну сказок, а я вас здесь подожду. Удачи, вам.

Дети читают записку.

Ребята!

Чтобы вернуть страницы из книги, вы должны прийти в страну сказок и выполнить мои задания.

Реализация плана

Речь с движением

Логопед: Ребята, а как мы с вами можем добраться в страну сказок?

А я что- то не вижу здесь ни машины, ни метлы.Что- же нам может помочь добраться в страну сказок? Посмотрите вокруг.

Логопед с детьми находят ковер- самолет.

Можем доехать на машине, на метле, на самолете и т.д

Дети находят ковер.

Это ковер- самолет , на нем мы и полетим.

Дети с логопедом садятся на ковер-самолет и повторяют слова вместе с логопедом:

Закрывайте детки, глазки.

Пригласить хочу вас в сказку, а отправиться в полет нам поможет волшебный ковер-самолет.

Мы летим, летим, летим (руки в стороны, покачивания).В сказку мы попасть хотим, на посадку ( наклоняются вперед, руки в стороны),приземлились ( приседают) и все в сказке очутились (хлопают в ладоши).

Разрезные картинки и выделение первого звука в словах.

Слоговая лесенка.

Отгадывание ребусов.

Физкультминутка.

Придумай слова на звуки в слове.

Шифровки и звуковые схемы слов.

Физкультминутка.

Дифференциация сонорных звуков в предложении и составление схемы предложения.

Рефлексия

Логопед: Ой, смотрите, что это?

А какое это  дерево?

Посмотрите, какие на нем листочки на прищепках с номерами, а еще волшебные полоски.

Как вы думаете, какой первый листик надо оторвать?

Логопед: Послушайте, загадку.

В этой сказке вот так чудо,

Скачет по полям посуда,

По лугам и по дорожке,

Скачут блюдца, чашки, ложки.

Угадайте без подсказки

Как название той сказки?

Молодцы, давайте посмотрим следующий листик.

На листике схемой показано, что первое задание лежит под пнем.

Ой, ребята, посуда убегала от Федоры и разбилась, давайте поможем ее склеить.

Логопед: А теперь давайте подумаем, с какого звука начинается название предметов посуды, которую вы собрали? Определите, какой предмет лишний и почему?

Молодцы, в конвертике лежат наклейки, вы получаете их и приклеиваете на волшебные полоски.

Ой, ребята, посмотрите на нашем чудо –дереве появилась страница из сказки «Федорино горе», значит мы правильно выполнили задание « Сказкоежки.»

Логопед: Какой следующий листик мы оторвем?

Какое следующее задание надо выполнить?

Посуда вернулась к Федоре и нам надо ее аккуратно поставить на места.Поможем Федоре?

Логопед раздает картинки с изображением посуды и дети расставляют ее по количеству слогов.

Какая лесенка у вас получилась?

Молодцы, ребята.

А теперь Арина , назови мне третий звук в слове дуршлаг.

Правильно.

Даша, какой второй звук в слове тарелка?

 Вера, какой четвертый звук в слове чашка?

Ксюша, какой второй звук в слове супница?

Тимоша, какой третий звук в слове поварешка?

Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием.

Ребята получают наклейки и на дереве появляется следующая страница из книги.

Отрываем следующий листочек.

Логопед предлагает детям отгадать ребусы .

Молодцы, ребята.

Ребята получают наклейки.

На дереве появляется страница из книги.

Логопед: А теперь ребята, давайте превратимся в посуду.

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный он начальник.

Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие бедняжки.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

Логопед: А теперь , вы покрутитесь, в деток снова превратитесь.

Давайте оторвем следующий листочек.

Загадка: В этой сказке именины,

Много было там гостей.

И на этих именинах,

Появился вдруг злодей.

Ребята, вы знаете какая это сказка?

Где находится следующее задание?

Правильно, а кто этот злодей в сказке?

А вот и наше следующее задание.

Логопед: Нам надо придумать слова, которые начинаются со звуков, которые есть в слове паук.

Молодцы, вы отлично справились с заданием.

Ребята получают наклейки и на дереве появляется страница из книги.

Логопед: Давайте посмотрим следующий листочек.

Ребята, выбирайте себе зашифрованные слова и выполняйте задание.

Логопед: Какие слова у вас получились?

А теперь к вашему слову подберите соответствующую звуковую схему.

Логопед: Молодцы.

Дети получают наклейки и на дереве появляется еще одна страница из книги.

Логопед: А теперь все улыбнитесь,

В насекомых превратитесь.

Становитесь по порядку,

На веселую зарядку.

Шла сороконожка, по сухой дорожке.

Вдруг закапал дождик! Кап- кап- кап!

Ой, промокнут сорок ног,

Насморк нам не нужен,обойду я лужи.

Сколько бабочек летает,

На лугу цветы считают,

Раз, два, три, четыре, пять.

Нам их всех не сосчитать.

Поднимайте плечики,

Раз, два, раз, два,

Прыгайте, кузнечики

Прыг- скок, прыг- скок.

Вот летит стрекоза,

Как горошины глаза.

А сама, как вертолет,

Влево, вправо и вперед.

Очень славно поиграли и не капли не устали.

Логопед: Ребята, у нас остался с вами последний листочек.

Ребята, где находится последнее задание?

На лугу растут ромашки. Каких они цветов?

Ребята нам надо посадить ваших насекомых на ромашки.

Давайте подумаем, на какую ромашку мы посадим муравья?

На какую ромашку мы посадим стрекозу?

На какую ромашку мы посадим шмеля?

На какую ромашку ты посадишь пчелу?

На какую ромашку ты посадишь комара?

Молодцы ребята.

Какие у вас получились предложения?

Молодцы.

А теперь посмотрите , у вас получились похожие предложения.

Какое одно предложение можно составить.

А теперь давайте составим схему этого предложения.

Логопед: Молодцы.

Ребята получают наклейки и на дереве появляется новая страница.

Ой, ребята, посмотрите, кто это сидит под деревом?

Логопед говорит голосом «Сказкоежки»: Ребята, я посмотрел какие вы умные и дружные, как у вас весело, я тоже хочу пойти с вами в группу, и обещаю, что никогда не буду больше воровать страницы из книг.

А волшебные полоски я превращаю в закладки для книг,вы знаете зачем нужны закладки?

Вы возьмете меня с собой в детский сад?

Логопед: Ребята, мы с вами помогли вернуть страницы в книгу и теперь нам пора возвращаться в детский сад.

В детском саду их встречает библиотекарь, ребята отдают ей книгу.

Библиотекарь: Спасибо вам большое, я жду вас в своей библиотеке, где вы сможете прочитать еще много сказок.

Библиотекарь прощается с ребятами.

Логопед: Ребята, вам понравилось наше путешествие?

А что вам понравилось больше всего?

А теперь выберите смайлик и приклейте его на вашу закладку, какое у вас настроение после нашего путешествия.

Вы у меня молодцы, но вам пора возвращаться в группу.

Попращайтесь с нашими гостями.

Это дерево?

Это чудо-дерево.

Листик с номером 1.

Дети читают задание на листочке: возьмите волшебные полоски.

Дети отрывают листик с номером 2.

Читают задание: загадка

Это сказка « Федорино горе.»

Дети срывают листик с номером 3.

Дети : задание находится под пнем., они ищут конверт.

Находят конверт, на конверте схема задания.

Да, поможем. Дети собирают разрезные картинки и называют предметы посуды- сахарница, супница, салатница, сковорода, кастрюля.

Лишняя кастрюля, т.к в словах сахарница, супница, салатница, сковорода первый звук- с, а в слове кастрюля, первый звук- к.

Ребята снимают страницу из сказки и кладут в книгу.

Листик с номером 4.

Дети: задание находится за пнем, они ищут конверт, на конверте схема задания.

Дети: слоговая лесенка.

Да, поможем.

Дети: Моя лесенка начинается со слова нож, второе слово- дуршлаг, третье слово- кастрюля, четвертое- сковорода.

Второй ребенок: В моей лесенке первое слово нож, второе- чашка, третье- супница, четвертое – сахарница.

Третий ребенок: В моей лесенке первое слово- нож, второе- блюдце, третье- тарелка, четвертое- конфетница.

Четвертый ребенок: В моей лесенке первое слово нож, второе- чашка, третье- кофейник, четвертое – поварешка.

Пятый ребенок: У меня первое слово- нож, второе- вилка, третье- тарелка, четвертое- салатница.

Арина: Третий звук в слове дуршлаг- р.

Даша: Второй звук в слове тарелка- а.

Вера: Четвертый звук в слове чашка- к.

Ксюша: Второй звук в слове супница- у.

Тимоша: третий звук в слове поварешка- в.

Дети берут страницу и возвращают в книгу.

Дети видят на листочке схему, что следующее задание находится за деревом.

Дети находят конверт.

Следующее задание- ребусы.

Дети отгадывают ребусы.

Ребята возвращают страницу в книгу.

Дети надули живот, одну руку на пояс, другую- изогнули.

Присели, одну руку – на пояс.

Потянулись, сомкнули руки над головой, одна нога согнута в колене.

Вытянуть руки вперед.

Да, это сказка «Муха- Цокотуха.»

Дети по схеме определяют, что задание в корзине.

Это паук.

Дети открывают конверт и достают картинку паука.

Дети придумывают и называют слова.

Ребята возвращают страницу в книгу.

Дети срывают листик и по схеме определяют, что следующее задание находится под стулом.

Дети определяют , что следующее задание шифровки и звуковые схемы.

Дети разгадывают и называют слова.

Дети подбирают звуковую схему и объясняют свой выбор.

Дети идут ритмичным шагом.

Останавливаются и приселают.

Дети идут, высоко поднимая колени.

Дети машут крылашками.

Считают пальчиком.

Хлопают в ладошки.

Прыжки на месте.

Поднимают плечики.

Прыгают на носочках.

Дети показывают большие глаза.

Выполняют наклоны.

Дети срывают листочек с дерева.

Последнее задание находится на лугу.

Дети достают из конверта насекомых.

Дети: Белая ромашка, сиреневая ромашка, розовая ромашка, фиолетовая ромашка.

Муравья я посажу на розовую ромашку, т.к  в слове муравей звук р твердый.

Стрекозу я посажу на сиреневую ромашку, т.к в слове стрекоза звук Рь- мягкий.

Шмеля я посажу на фиолетовую ромашку, т.к в слове шмель звук Ль- мягкий.

Пчелу я посажу на белую ромашку, т.к в слове пчела звук Л- твердый.

Комара я посажу на розовую ромашку . т.к. в слове комар звук Р – твердый.

Муравей сидит на розовой ромашке.

Стрекоза прилетела на сиреневую ромашку.

Шмель прилетел на фиолетовую ромашку.

Пчела сидит на белой ромашке.

Комар прилетел на розовую ромашку.

Насекомые прилетели на разноцветные ромашки.

Дети составляют схему данного предложения( объясняют сколько слов в предложении, какой предлог в данном предложении).

Это наверное « Сказкоежка.»

Да, знаем, чтобы знать , где закончил читать.

Да, возьмем.

Дети садятся на ковер- самолет и летят в детский сад.

Спасибо, мы обязательно прийдем.

До свидания.

Да, очень понравилось.

Ответы детей.

Ответы детей.

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) по образовательной области «Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений» тема: «В гостях у зайчика»

Занятие на  узнавание и называние геометрических фигур;умение составлять образ  из геометрических фигур опираясь на образец: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника. Закрепить умение о...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной группы «Путешествие в сказку»

Государственное бюджетное образовательное учреждениедетский сад № 12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлениемхудожественно-эстетического развития воспитанниковПетродворцового района г. Санк...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в группе детей с ОВЗ знакомство со сказкой "Три медведя"

Цель: закрепить знания детей о семье, создание социальной ситуации к побуждению связной речи, развитие речи детей посредством театрализованной деятельности и приобщения к устному народному творчеству....

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений у детей в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие на морское дно»

В материале представлен подробный конспект совместной образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группы ( в конце года)....

План-конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук для детей средней группы на тему: “Путешествие в зоопарк”

План-конспектнепрерывной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук для детей средней группы на  тему: “Путешествие в зоопарк&rdquo...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию познавательной активности старших дошкольников, снятие тревожности и эмоционального напряжения посредством тканетерапии. Тема: «Путешествие в страну тканей».

Цель: развитие познавательной активности старших дошкольников, снятие тревожности и эмоционального напряжения посредством тканетерапии.Задачи:учить устанавливать причинно-следственные связи...