Консультация для родителей логопедической группы
консультация
«Артикуляционная гимнастика дома»
Консультация для родителей от учителя-логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_art_gimn_doma.docx | 24.02 КБ |
Предварительный просмотр:
«Артикуляционная гимнастика дома»
Консультация для родителей от учителя-логопеда
Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие – увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции, необходимые для правильного звукопроизношения.
Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьезное занятие, которым можно и не заниматься. Однако это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:
1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков. То есть, чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных, как р и л.
2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, у которых снижен тонус мышц щек, губ и языка, и их речь напоминает "кашу во рту".
Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения в детском саду проводятся два-три раза в неделю, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребёнком необходимо и дома.
Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?
Организация проведения артикуляционной гимнастики дома:
Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.
• Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).
• Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»
• Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.
Артикуляционные упражнения являются важной частью развития речи у детей. Они помогают укрепить и развить мышцы речевого аппарата, что в свою очередь способствует более четкому и правильному произношению звуков.
Существуют два типа артикуляционных упражнений: статические и динамические. Статические упражнения характеризуются выполнением конкретной позы или уклада щек, губ и языка. Они помогают тренировать конкретные мышцы и улучшают контроль над ними.
Примеры статических артикуляционных упражнений включают следующие:
1. Прикус языка. В этом упражнении ребенок размещает кончик языка между передними зубами и аккуратно сжимает его, удерживая в таком положении несколько секунд. Это упражнение помогает развить силу и гибкость мышц языка.
2. Усиленное сжатие губ. Ребенок должен сжать губы так, чтобы они были тугими и неподвижными. Это упражнение помогает укрепить мышцы губ и улучшить произношение звуков, связанных с губами, таких как "п" или "б".
3. Сжатие щек. Ребенок должен сжать щеки, раздув их, а затем удерживать в таком положении несколько секунд. Это помогает развить мышцы щек и усилить артикуляцию звуков.
Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают.
Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.
Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка.
Это такие упражнения:
«Заборчик»
Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.
«Окошечко»
«Рот приоткрою я немножко,
Губы сделаю«окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
Упражнения для развития подвижности губ
«Трубочка»
Вытянуть губы вперед, как хоботок(удерживать до 10).
«Чашечка»
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до 5.
«Блинчик»
Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и удерживать в данном положении под счет от 1 до 10
«Иголочка»
Удерживать язык узким (под счет до 10).
«Парус»
Улыбнуться, широко открыть рот,кончик языка поднять и поставить за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счет до 10
«Грибок»
Рот открыт, язык присосать к нёбу.
На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд – молчок!
Первые два упражнения, которые следует особо выделить - это "заборчик" и "окошечко". Они занимают особое место, так как именно от них зависит успешное выполнение остальных упражнений. Например, чтобы выполнить упражнение "парус", мы можем сказать ребенку: "сделай сначала "заборчик", потом "окошечко" и только после этого - "парус". Таким образом, любое упражнение будет начинаться именно с этих двух.
Особое внимание следует уделять статическим упражнениям, которые требуют удержания позы в течение 7-10 секунд. Показать упражнение в движении может быть несложно, но настоящий навык заключается в умении удержать позу. Например, мы можем сказать ребенку: "ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать". Это поможет ребенку сконцентрироваться и удержать верную позу, что является основным аспектом таких упражнений.
Кроме статических упражнений, существуют и динамические, которые требуют правильного движения языка, губ и щек. Такие упражнения имеют ключевое значение для развития моторных навыков и улучшения артикуляции у ребенка.
Конечно, этот текст далеко не исчерпывает все упражнения, которые могут быть полезны для развития ребенка. Но я надеюсь, что эти основные упражнения станут хорошим стартом для его развития и откроют ребенку двери к другим важным навыкам и способностям. Каждый день отведенное на выполнение этих упражнений время поможет маленькому человечку становиться все более сильным и уверенным в себе.
«Часики»
Улыбнуться, рот открыть. Кончик языка переводить на счет 1 – 2 из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
«Качели»
Улыбнуться, рот открыть. Поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
Поскорей, ребята, сели
На волшебные качели.
Вверх летим и тут же вниз,
Ну-ка, ротик, улыбнись.
«Лошадка»
Улыбнуться, рот открыть. Пощелкать кончиком языка. Как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Мы ни сколько не устали,
Язычком мы цокать стали.
Цокать медленно и сильно,
Ты дружок не торопись -
Делай медленно — трудись.
Слышно звонко, как лошадка
«Чистим зубки»
Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за зубами и поводить им из стороны в сторону.
Мягкой щёткою с утра.
Чистит зубки детвора.
Будут зубки сильные,
Белые, красивые!
«Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме«чашечки»облизать верхнюю губу.
Губка верхняя в варенье.
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся.
Будто нету других дел.
«Барабанщик»
В руки барабан возьмем.
И играть на нем начнем.
Язычок наверх подняли,
«Д-д-д-д» застучали.
«Худышки – толстяки»
«Толстяки» - надувание обеих щек одновременно; надувание правой и левой щек поочередно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).
«Худышки» - втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.
«Маляр»
Улыбнуться, рот открыть. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Упражнения, которые проводятся под счет, также могут помочь ребенку развить правильное положение щек, губ и языка. Во время каждого счета ребенку необходимо менять положение щек, губ или языка. Например, при выполнении упражнения «качели», ребенок может поднимать и опускать язык вверх и вниз, а взрослый может считать «кач-кач» или предложить текстовое сопровождение.
Однако, если язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, или ребенку сложно удержать позу даже на короткое время, я настоятельно рекомендую обратиться к логопеду. Логопед сможет оценить ситуацию и предложить соответствующие методики и упражнения для справления с данными проблемами. Обратившись к специалисту своевременно, вы дадите ребенку возможность развить свои речевые навыки и достичь своего полного потенциала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей логопедической группы на тему: "Воспитываем в детях интерес к чтению."
Вопрос воспитания интереса детей к литературе сегодня как никогда стал актуальным. Он выходит за рамки семейного, став общероссийской программой развития и воспитания детей. И решать его, на наш взгля...
консультация для родителей логопедической группы
Консультация для родителей по предупреждению дисграфии...
Консультация для родителей логопедической группы детского сада по совершенствованию артикуляционно-темпового развития речи дошкольников
Консультация для родителей логопедической группы детского сада из серии "МУЗЫКА С МАМОЙ"...
Консультация для родителей логопедической группы " Влияние пальцев рук на развитие речи детей".
Влияние пальцев рук на развитие речи детей велико. Это давно доказано. Речь - это, прежде всего, результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Движения пальцев рук у люде...
Консультация для родителей логопедических групп "Дидактическая игра как средство развития лексических и грамматических форм родного языка"
Уважаемые родители, наша с вами общая задача сформировать у детей грамматически правильную, лексически богатую, фонетически четкую речь, которая должна подготовить ребёнка к обучению в школе. Невнятна...
Консультации для родителей "Логопедическая группа в ДОУ"
Логопедическая группа в ДОУ...
Консультация для родителей "Логопедическая группа"
Что такое логопедическая группа детского сада?Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правиль...