«Диагностика и содержание логопедической помощи детям с артикуляционной диспраксией».
презентация по логопедии

Маркова Екатерина Валерьевна

Артикуляционный праксис отвечает за экспрессивную речь и тесно связан со слуховым гнозисом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл markova_dispraksiya_1.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Диагностика и содержание логопедической помощи детям с артикуляционной диспраксией ». подготовила учитель-логопед дошкольного отделения МБОУ СОШ №5 с углубленным изучением отдельных предметов Маркова Екатерина Валерьевна

Слайд 2

В англоязычной литературе расстройства данного типа получили название «артикуляционной диспраксии развития» ( developmental articulatory dyspraxia , DAD, Morley M., 1972). В отечественной логопедической литературе эта категория расстройств как самостоятельное явление мало изучена и включается или в рамки дислалии, или в круг дизартрии (Гриншпун Б. М., 1989, Гуровец Г. В., Маевская С. И., 1978, Сизова Э. Я., Макарова Э. К., 1979). Также симптомы артикуляционной диспраксии описываются в работах И. И. Панченко (1975), Соботович Е. Ф. (1981), Е. М. Мастюковой , М. И. Лынской , Т. Г.Визель . А.Н.Корнев выделил группу детей, «промежуточное звено» между дислалией, дизартрией и алалией, которое в научной литературе получило название синдрома вербальной или артикуляционной диспраксии . Корнев А.Н. Соботович Е.Ф. Мастюкова М.И. Лынская М.И. Визель Т.Г. Панченко И.И.

Слайд 3

« Д ис » - нарушение; «праксис» - способность совершать последовательные и целенаправленные движения по заданному плану. Отклонение от нормы, называется « диспраксией ».

Слайд 4

АФФЕРЕНТНАЯ ЭФФЕРЕНТНАЯ

Слайд 5

три типа артикуляционной диспраксии :

Слайд 6

Дифференциальная диагностика Артикуляционная диспраксия Стёртая дизартрия Моторная алалия 1.Причины возникновения: Раннее резидуально – органическое поражение головного мозга, аномалии белого вещества головного мозга, генетические случаи (30-40%). 1. Связана с поражением определённых отделов центральной нервной системы. 1. Органическое поражение речевых зон коры головного мозга во внутриутробном, природовом или раннем периоде развития ребёнка. 2. Без особенностей строения и подвижности артикуляционного аппарата, может наблюдаться симптомы оральной апраксии при полной сохранности объема движений языка и губ. 2. Строение А\А без особенностей, нарушена иннервация мышц речевого аппарата, наблюдается расстройство мышечного тонуса, может наблюдаться гиперсаливация , скорость, сила, объём орально-артикуляционных движений ограничена, переключаемость с одного уклада на другой затруднена. 2. Строение А\А без особенностей, достаточное развитие артикуляторной моторики, нет нарушения непроизвольного орального праксиса, но в 10% случаев м.б. оральная апраксия. 3.Просодика речи не нарушена 3. Просодика речи нарушена: голос глухой, слабый, затухающий, нарушена мелодика речи и речевое дыхание. 3. Просодика речи не нарушена 4. Звукопроизношение Характерно : поиск позы, нестабильность искажений и замен звуков, зависимость качества воспроизведения слова от степени знакомства с ним. 4.Звукопроизношение: искажение сложных и простых звуков, для всех искажающихся звуков свойственно постоянное искажение, 4.Звукопроизношение: многие звуки имеют одновременно нормальное и нарушенное произнесение (в разных словах звук произносится по разному),

Слайд 7

Примерно у 25% детей резко преобладали искажения, у 34% — замены-упрощения, у 10% — нарушения слоговой структуры, а у 31% — сочетание всех перечисленных ошибок одновременно (Корнев А.Н.) Звуки легче ставятся, чем автоматизируются. замены преимущественно сложных звуков (постоянные, однообразные замены), пропуски артикуляторно -сложных звуков (постоянные). Преобладают искажения, общая смазанность и скованность произношения. Звуки ставятся и автоматизируются с трудом. одни и те же звуки то пропускаются, то искажаются, то заменяются. Преобладают непостоянные, разнообразные замены. 5 . Слоговая структура слова грубо нарушена. 5. Слоговая структура слова нарушена в сложных по структуре словах. 5. Слоговая структура слова нарушена, если наблюдается в структуре дефекта артикуляционная диспраксия . 6. ЛГ нарушения имеют лёгкую, кратковременную форму, относительно свободное программирование развернутого высказывания и его грамматического оформления; 6. Лексико-грамматические нарушения отсутствуют. 6. Лексико-грамматические нарушения присутствуют (грубо нарушены). 7 . Словарный запас приближен к возрастным нормам. 7 .Словарный запас зависит от общего недоразвития речи 7. Словарный запас: пассивный словарь значительно превышает активный. 8 .В общей моторике наблюдается неловкость в движениях. Частые спотыкания во время ходьбы, падения. Такие дети с трудом ловят мяч, н еумело стоят на одной ноге, ездят на велосипеде .. 9. Мелкая моторика рук нарушена. 8.Общая моторика нарушена. 9.Мелкая моторика рук формируется с большим опозданием. 8.Относительно сохранная (исключение – диспраксия в структуре дефекта). 9.Мелкая моторика рук относительно сохранна (исключение – диспраксия в структуре дефекта). 10. Нарушение моторного планирования. Нарушен одна из подсистем -фонетическая 10. Нарушается вся языковая система

Слайд 8

Диагностика. Обследование речи ребёнка проводим по общепринятым правилам логопедической диагностики, но для того, чтобы дифференцировать артикуляционную диспраксию от других нарушений речи необходимо уделить особое внимание обследованию: • общей произвольной моторики; • кистевого и пальцевого праксиса; • орального праксиса; • мимической, губной, язычной мускулатуры; • обследованию состояния оптико – пространственной ориентации; • обследованию возможностей динамической и ритмической организации серийных движений и действий; • обследованию произношения слов различной структурной сложности по Марковой К.А .

Слайд 9

Методика обследования состояния слоговой структуры слов (Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю.)

Слайд 10

Примерный протокол обследования составлен по методике Г.В. Бабиной, Н.Ю. Сафонкиной .

Слайд 12

Пирамида обучения.

Слайд 13

Этапы и направления коррекционной работы:

Слайд 14

В своём вебинаре по артикуляционной диспраксии Е. Б. Барыбина предлагает такие блоки в структуре занятия:

Слайд 15

Особенности постановки звуков : Следуем за ребенком, закрепляем ту артикуляцию, которая появляется (часто спонтанно с опорой на звукоподражания в игре). При этом онтогенетический принцип появления звуков может быть нарушен. Важна уверенная ориентация в координатах ротовой полости, ( с опорой на зрительный контроль – рука вверх, язык вверх – рука вниз – язык вниз), слуховой контроль, навыки элементарного программирования (составления последовательности- из кубиков собираем слова)). Формирование звукопроизношения через опорные звуки простой артикуляции (гласные, «т»). Сложные артикуляционные позы («Чашечка», «Мостик») доступны в норме после 5 лет при нормальном тонусе и сохранной кинестетической коре.

Слайд 16

Комплексный подход в коррекции артикуляционной диспраксии .

Слайд 17

Литература и интернет-ресурсы Т.Г.Визель , «Основы нейропсихологии».//Учебник для студентов вузов, Москва В.Секачев 2017. Г.В.Бабина , Н.Ю.Сафонкина , Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие, Москва: изд. «Книголюб» 2005. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. и др. Логопедия: Учебное пособие.- Москва: Просвещение, 1989. - 528 с. А.Н.Корнев , Артикуляционная и вербальная диспраксия у детей. // Новости оторинолярингологии и логопатологии (приложение № 1 1999). Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции.-СПб, 1999,с.57-630 Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: Клинические и психологические аспекты. Изд. Речь Санкт Петербург 2005. Р.И.Лалаева , Л.Г.Парамонова , С.Н.Шаховская , Логопедия в таблицах и схемах. Москва: Изд. Парадигма 2009 М.А.Поваляева , Справочник логопеда. Ростов -на-Дону: «Феникс» 2002 Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления. //Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей.- Л.- 1976, С.59-96 https://www.defectologiya.pro/personal/kurs_kpk/?ukid=10704 https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-rechi-detei-s-verbalnoi-dispraksiei.html

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема оказания логопедической помощи детям раннего возраста

Статистические данные свидетельствуют о серьёзных нарушениях в психоэмоциональном здоровье современных детей.Почему в России с каждым годом увеличивается число детей с нарушениями речи?...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Инновационные технологии - это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога....

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Существуют следующие разновидности инновационных технологий в логопедии:• арт - терапевтические технологии;• современные технологии логопедического и пальцевого массажа;• современные те...

Развитие артикуляционной и мелкой моторики в системе ранней логопедической помощи детям с задержкой речевого развития

В статье раскрываются особенности  функционирования артикуляционного аппарата, нарушения тонкой моторики пальцев рук, речевого развития  у детей раннего возраста  с перинатальным пораже...

Современные технологии, методы и формы логопедической помощи детям с ОВЗ и инвалидностью. Оказание помощи их семьям.

Дети — это наше будущее. И позаботиться о детях и нашем будущем можем только мы — взрослые люди. Мы способны и обязаны дать детям все, что от нас зависит....

Организация и содержание логопедической помощи в образовательных организациях

Предсталены нормативно- правовые документы, основные моменты организации, содержание логопедической помощи в образовательных организациях....