Выступление на МО
материал по логопедии

Сафонова Ирина Александровна

ДОКЛАД

по теме: «Повышение мотивации у детей с нарушениями речи  к логопедическим занятиям»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya.docx16.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 ГБОУ ШКОЛА №1391

ДОКЛАД

по теме: «Повышение мотивации у детей с нарушениями речи  к логопедическим занятиям»

Подготовила и провела:

Учитель-логопед Сафонова И.А.

 

Повышение мотивации у детей с нарушениями речи  к логопедическим занятиям

Положительная мотивация — залог успеха любого начинания. В логопедической работе с речевыми нарушениями эта проблема стоит особенно остро. Основной вид деятельности у детей — это игра, однако коррекционная работа представляет собой необходимость выполнять различные задания и упражнения, порой однотипные и требующие усилий.

Однако дошкольники и младшие школьники (а именно они представляют собой основной контингент занимающихся у логопедов) пока еще не готовы к смене игровой деятельности на классический учебный формат. Даже при общем положительном отношении к школе, их мотивация именно к «учебе» довольно низкая.

Актуальность проблеме придает еще и тот факт, что довольно часто нарушениям речи сопутствует и определенное отставание высших психических функций. Несформированность эмоционально-волевой сферы не позволяет ребенку достаточное время удерживать внимание, стремиться к получению результата.

Особенностью детей с нарушениями речи является их отношение к самой проблеме. В ряде случаев ребенок сам не осознает своего дефекта, а значит и не ощущает необходимости в его исправлении. Привлечение его внимания к проблеме может привести к стрессу и психологическому дискомфорту. Значит, необходимо искать другие пути стимулирования интереса к занятиям.

В других случаях дети, особенно с тяжелыми нарушениями речи, могут проявлять речевой негативизм. Эта проблема также требует внимательности и поиска не травмирующих приемов вовлечения ребенка в процесс занятий

Результативным обучение становится только в том случае, когда дети сами проявляют познавательную активность. Поэтому одной из важных задач коррекционной работы является поиск методов для развития мотивации у детей.

Под мотивацией мы понимаем - совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Методы и приемы стимулирования мотивации в логопедических занятиях

Дидактические игры

Задания, относящиеся к данному типу, следует выбирать очень внимательно. Далеко не каждое из них содержит собственно игровой элемент. Часто обучающая часть превалирует над развлекательной. Однако для детей, особенно с нарушением мотивации, просто выполнять учебное задание педагога является трудным делом, вызывающим быструю потерю интереса и внимания.

При этом подключение эмоций, стремления играть — и выигрывать — побуждает ребенка прикладывать усилия, а значит добиваться результата. Игры по знакомым сказкам или мультфильмам, сюрпризные и «волшебные» моменты поддерживают интерес и внимание к условиям заданий.

Театральная деятельность

Этот прием позволяет педагогу активно вовлекать детей в занятия. Кроме того, участвуя в ролевых действиях, ребенок развивает речь, осознает необходимость говорить четче и правильнее. Заучивание роли стимулирует память и произвольное внимание.

Использование в работе образов любимых детских героев привносит радостное настроение, положительный настрой на выполнение заданий.

Соревновательные элементы

Чтобы увлечь детей, заинтересовать их процессом достижения цели, используется элемент соревнования. Однако очень важно, чтобы ребенок реально был способен добиться успеха. Часто удачным вариантом становится состязание «с самим собой». Педагог предлагает определенные способы отметок личных достижений каждого — от тривиальных наклеек и флажков до системы наград, выстраивания игрового плана «покорения вершин».

Задания и упражнения, направленные на выявление одного победителя, должны использоваться очень аккуратно, с учетом возможностей всех участников. Важно, чтобы каждый ребенок мог почувствовать свои способности, нашел свою зону успеха. Именно от чувства собственной победы растет мотивация и стимул заниматься.

Использование ИКТ как элемента занятий

В настоящее время все шире используются возможности компьютерной техники в работе с детьми. Для детей выполнение заданий становится более увлекательным, повышается интерес и желание выполнять задание.

Компьютерные тренажеры имеют массу положительных опций, стимулирующих личную мотивацию детей и полезных педагогу. Например, возможность сделать запись ответов учащегося. Таким образом, ребенок может наглядно видеть свои успехи по сравнению с началом занятий, что стимулирует к дальнейшей работе.

Визуализация каждого упражнения, возможность самооценки и общий интерес к такому виду учебы повышает результативность занятий, делает их более привлекательными для детей.

Чередование видов деятельности

Смена типов заданий в рамках одного занятия позволяет педагогу удерживать внимание детей, создавать у них положительный настрой. Интерес к занятию является одним из эффективных способов развить мотивацию, желание работать и добиваться успеха.

Позитивная мотивация к обучению в детском саду детей с нарушениями речи – это условие успешного дальнейшего его обучения. Ребёнок должен быть активным, взаимодействовать со сверстниками и поддаваться воздействию педагога. Это не только потребность сегодняшнего образования, но и каждого ребёнка как личности. «Продуктом успеха является высокая мотивация, а низкая мотивация –это продукт неудачи» Глен Доман

Именно от педагога, используемых им приемов, методов и средств, от умения настроить обучающихся на успех, от его умения отбирать содержание учебного материала, зависит успешность формирования учебной мотивации обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».

Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....