Преодоление нарушений в развитии слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая группа)

Тихоновцева Оксана Геннадьевна

Данный материал  может быть представлен в виде буклета для родителей в помощь по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. 

Усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения в школе.

Типы нарушений слоговой структуры слова:

  • Искажение структуры отдельного слога.
  • Нарушение последовательности слогов в слове.
  • Нарушение количества слогов.
  • Инертное застревание на каком-нибудь слоге – персеверации.
  • Уподобление одного слога другому.
  • Слияние частей слов или слов в одно.
  • Антиципации (замена предшествующих звуков последующими).
  • Контаминации (смешение слов).

Работа выстраивается на вербальном (речевом) и невербальном материале.

Работа на невербальном материале

  • Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса (Слуховой гнозис -узнавание предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).
  • Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.

На вербальном этапе проводятся игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

Варианты заданий:

1.Объяснение: слова бывают длинные и короткие.

«Прошагай, прохлопай слово» - сколько частей, слогов насчитал?

«Найди короткое слово среди длинных» (сапоги, кот, черепаха, молоко)

«Скажи ласково» - изменение слоговой структуры. Дом – домик, кот – котик и т.д.

2. Формиррвание пространственно-временных отношений.

«Найди начало, середину, конец»

«Кто, что стоит за, перед, после?»

«Кто первый, последний?» (сказка «Репка»).

3. Повторение за взрослым разных слоговых рядов и слов: та-то, та-ту-то; па-ка, ка-ва; вата – хата; малина –кубики; тык-ва, вет-ка; ма –фма, та –пта.

Проверка умения произносить ребенком закрытые слоги.

«Назови картинку» (мак, дом, кот).

4. Устранение перестановок слогов.

Используя картинки, придумать слово на слог МА, КО, РО и т.д.

Придумать слова из одного (двух, трех) слогов.

Придумать слова, прибавив слоги к  слову ТОЧКА (карточка, кисточка).

Узнавание наличия в слове данного слога.

Определение места слога в слове (начало, середина, конец).

Сложить слово из предложенных слогов : ХА, МУ – муха.

Замена в словах одним слогом другим по картинке (колено - полено).

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №322 «Морозко»

Преодоление нарушений в развитии слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР

Скачать картинки для детского сада на разные темы - подборка

Учитель-логопед: О.Г.Тихоновцева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие слоговой структуры слова у дошкольников" - Чистоговорки с картинками (двусложные слова с открытым слогом)

Чистоговорки (двусложные слова с открытым слогом). Все чистоговорки произносятся чётко с отхлопыванием или оттопыванием слогов....

Конспект логопедического занятия по развитию слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР II уровня на тему "Путешествие на поезде"

Задачи:• Коррекционно-образовательные (расширять знания об окружающем мире; учить применять полученные на занятиях умения и знания);• Коррекционно-развивающие (развивать слоговую структуру с...

Дидактические игры для развития слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР

Материал содержит игры , расработанные учителями - логопедами РМО г. ВОЛЬСКА...

Интерактивная игра по развитию слоговой структуры слова у дошкольников с ТНР "У клоуна на фото..."

Интерактивная игра "У клоуна на фото..."Игра создана по лексической теме: ИгрушкиЦель: формировать умение употреблять имена существительные в именительном и винительном падежах.Ход игры:Клоу...

Консультация Тема: «Нарушение слоговой структуры у дошкольников. Игры для развития слоговой структуры слова»

Усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамот...

Игровые упражнения на развитие слоговой структуры слова у дошкольников

Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников является одним из наиболее трудных в коррекции речевых патологий. Как правило, оно выявляется в ходе логопедического обследования ...

Особенности развития слоговой структуры слова старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В последние годы все чаще за рекомендациями обращаются родители неговорящих малышей. Хочется отметить, что действительно, таких детей стало намного больше, чем в начале 90-х. Инфантильность родителей ...