Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков "З"-"С"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Железнёва Анастасия Павловна

Дифференциация звуков "З"-"С"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_s_i_z.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия.

Ф.И ребенка: Байбиков Айдар

Группа: подготовительная

Ф.И.О. логопеда: Железнёва Анастасия Павловна

Возраст ребёнка: 6 лет

Логопедическое заключение: ОНР III ур., дизартрия
Тема: звуки [з]
и [с] (этап дифференциации)

Цели:

Коррекционно-образователные:

-закрепление представления о правильном положении органов артикуляции при произношении звуков [з] и [с];

- закрепление представления о дифференциации единственного и множественного числа существительных.

- закрепление представления о правильном положении органов артикуляции при произношении звуков [з] и [с];

- закрепление представления  о моторных и акустических различиях звуков [з] и [с], в слогах, в словах, в предложениях.

Коррекционно-развивающие:

- закрепление правильного произношения звуков [з] и [с] в слогах, словах, предложениях;

- закрепление навыков звукового анализа и синтеза;

- развитие произвольного внимания при работе и картинным материалом;

- закрепление условно-рефлекторной связи между артикуляционным и акустическим образами звука;

- развитие тонких движений кончика языка.

- развитие фонетического восприятия на материале слов.

Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к занятию;
- воспитывать самостоятельность, самоконтроль у ребёнка.

Оборудование: мяч, картинки с изображением слов со звуками [з] и [с].

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя - логопеда и ребёнка на занятии

1.Организационный момент.

– Добрый день, Алёна. Как твоё настроение? Ты готов заниматься? Тогда начнём наше занятие. Сегодня мы с тобой будем учиться красиво и правильно произносить звук [л] в слогах и словах. - Смотрим в зеркало. Сядем  ровно, спину держим правильно, руки на коленях.

2.Пальчиковая гимнастика.

– Для начала проведём разминку для пальчиков.

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом,
(кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко
(сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай!
(одна рука пожимает другую)

3. Речевая гимнастика.

а) Упражнения для губ

б) Упражнения для языка

в) Упражнения на дыхание.

а) Упражнения  «улыбка», «заборчик», «трубочка», «заборчик -трубочка»

б) Упражнения «горка», «лопаточка», «накажем язычок», «закрытые ворота» «почистим нижние зубки», «желобок»

в) Попробуй загнать мячик (ватный шарик) между кубиками (3 раза) – следит, чтобы упражнение выполнялось на одном плавном выдохе и щёки не надувались.

-Молодец, ты забил 3 гола! А теперь широко улыбнись в зеркало и покажи, как ты рад забитым голам.

Теперь твой язычок готов к занятию.

4. Дифференциаця звуков [з] и [с] в изолированном виде.

Некоторые предметы, окружающие нас, могут издавать звук [с], хотя и не умеют говорить. Давай попробуем их изобразить.
Как течёт вода? – ссссссс
Как колесо накачивают насосом? - Ссс-ссс-ссс
Как сдувается шарик? – ссссссс (тихо)
«Свисток»

некоторые предметы, окружающие нас, могут издавать звук [з], хотя и не умеют говорить. Давай попробуем их изобразить.

Послушай, говорят комарики «З-З-З-З-З». А теперь попробуй сам сказать как комарик (и ребенок повторят «з-з-з»).
Как работает пила? - ззз-ззз (громко)
«Звонок»  ззззззззз

5. Анализ артикуляции звуков.

Посмотри, в каком положении находятся твои губы, когда ты произносишь [с] – в улыбке;

в каком положении зубы? Сомкнуты, сближены;

в куда упирается кончик языка? – в нижние зубы;

Почувствуй струю воздуха на тыльной стороне ладони, она холодная? Работает голосовой моторчик? - нет, значит звук глухой.

Посмотри, в каком положении находятся твои губы, когда ты произносишь [з] – в улыбке;

в каком положении зубы? Сомкнуты, сближены;

в куда упирается кончик языка? – в нижние зубы;

Почувствуй струю воздуха на тыльной стороне ладони, она холодная? Работает голосовой моторчик? (одну руку ребёнка приложить к гортани логопеда, чтобы он почувствовал вибрацию голосовых связок) - да, значит звук звонкий.

В чём отличие произношения? При звуке [з] работает голосовой моторчик, а при звуке [с] – нет, значит [з] – звонкий звук, [с] – глухой звук.

6. Развитие фонематических процессов.

 Наша следующая игра называется «Поймай звук». Мой язычок будет петь разные песенки, а ты, как услышишь звук [з] - хлопни в ладоши, а если услышишь звук [с] – топни.

А, Л, З, О, К, Б, С, И, Е, П, З, Б, О , П, З, Ы, У, С. 

У нас есть карточки с предметами, в названии которых есть звуки [з] и [с]. Я показываю картинку картинку, а ты должен определить, какой из звуков [з] или [с] есть в названии предмета на картинке. В правый угол стола ложи картинки со звуком [с], а в левый со звуком [з]

Заяц, ласты, медуза, самовар, берёза, ваза, кастрюля, глаз, зонтик, арбуз, пылесос, зуб, замок, собака, забор.

7. Дифференциаця звуков [з] и [с] в слогах.

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки  [з] и [с].

за-са

зва-сва

зо-со

зво-сво

зу-су

зву-сву

зы-сы

звы-свы

зви-сви

зля-сля

зве-све

зли-сли

змо-смо

зле-сле

змы-смы

8. Дифференциаця звуков [з] и [с] в словах.

Внимательно послушай слова: коса – коза, роза – роса, Лиза –лиса.
Сравни пары слов по звучанию и смыслу. Чем  отличаются слова? (Слова отличаются только одной буквой, звуком [с]-[з], по смыслу)
.
А чем они схожи? (Остальными буквами, звуками)
.
–Что будет, если вы букву З замените буквой С, и наоборот? (Изменится смысл слова)
.

У нас есть карточки с предметами, в названии которых есть звуки [з] и [с]. Я называю один предмет, ты должен назвать много предметов ( коза – козы, ваза – вазы, арбуз – арбузы, колесо – колёса, лиса – лисы, замок –замки, забор – заборы, нос – носы, сапог – сапоги, оса – осы, медуза -медузы).

9. Дифференциаця звуков [з] и [с] в предложениях.

Произносить предложения, учиться различать звуки [С]-[3]

У Бориса новый зонт. На столе стоит ваза с мимозой. Соня привязала козу под сосну. Алиса загадала загадку про сапог. У Розы болит зуб. На возу — арбузы. Звонко звонит звонок.

Теперь я скажу тебе предложения. В них что-то перепуталось, попробуй исправить ошибки.

Посуда моет Зою.
Арбузы привёзли грузовик.
За собакой сидит забор.
Зонт гуляет под Борисом.
Коза принесла Соне корм.
Звонок позвонил в Сабрину.

10.Итог занятия.

-Наше занятие подошло к концу.
– Какой звук закрепляли на занятии? Вспомним, в чём отличие произношения звуков
[з] и [с]? При звуке [з] работает голосовой моторчик, а при звуке [с] – нет, значит [з] – звонкий звук, [с] – глухой звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш].

Конспект открытого индивидуального  логопедического занятия по развитию произносительной стороны речи.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш]....

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ (Л) – (Р)С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ БОСЛАБ ЛОГО "ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ"

Тема. Дифференциация звуковР – Л в словах, с применением логопедической коррекционной компьютерной программы «Игры для Тигры»Цель: - закрепление  правильного произношения звуков Р – Л в сло...

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков "Л" - "Р" с использованием ЭОР

Дифференциация звуков "С"-"Ш" в словах, с применением логопедической коррекционной компьютерной программы "Игры для Тигры"...

Конспекты индивидуальных логопедических занятий по дифференциации и автоматизации поставленных звуков

ЗАНЯТИЯ НА РАЗВИТИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВПРИКЛЮЧЕНИЯ ЖУЖЖАЛОЧКИ И ШИПЕЛОЧКИ Задачи:автоматизировать и дифференцировать звуки [ж] и [ш] в слогах, словах и фразах; развивать и активизировать мото...

Конспекты индивидуальных логопедических занятий по дифференциации и автоматизации поставленных звуков

Задачи:автоматизировать и дифференцировать звуки [ж] и [ш] в слогах, словах и фразах; развивать и активизировать мото­рику артикуляционного аппарата, рук, фонематический слух, вос­приятие, пам...

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [С] и [Ш] (старший дошкольный возраст)

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации (различению) звуков С и Ш....