Приставочные глаголы
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Юлия А.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в старшей группе для детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pristavochnye_glagoly.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в старшей группе для детей с ТНР.

Тема: «ПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ».

Подготовила: Учитель-логопед Афанасьева Юлия Викторовна

Цель: Учить детей дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу ехать, учить самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол.

Задачи:

  • Обогащать словарь детей приставочными глаголами по теме «Транспорт»
  • Учить детей дефференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу ехать.
  • Продолжать развивать связную речь.
  • Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, память.
  • Продолжать развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать интерес к учебной деятельности.

Материал: макет дороги, гараж, домик, остановка, мост, дерево.

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети садятся вокруг стола, на котором стоят домик и мост, дерево, гараж остановка

  1. Логопед производит действия с машинкой и рассказывает: — Жила-была на свете маленькая машинка, жила она в тесном гараже и больше всего любила путешествовать. Вот однажды рано-рано утром, когда все в доме спали, она ВЫехала из гаража и ПОехала по дороге, ДОехала до речки, Въехала на мост, Съехала с моста и ПОДъехала к елке, ОБъехала елку, той же дорогой вернулась назад и тихо ЗАехала в гараж. Никто даже и не догадался о путешествии машинки.
  2. Объяснение логопеда: «Я сейчас называла действия, они похожи — отъехала, подъехала, въехала, — но не одинаковы. Внимательно слушайте начало слова. Во всех действиях начало слова разное». (Логопед повторяет глаголы, четко выделяя голосом приставки.)

Логопед говорит детям: «Сейчас я буду показывать действия с машинкой и начинать предложение, а вы его продолжите, подсказав мне, как называется действие».

Машина от дома... (ОТъехала).

Машина по дороге... (ПОехала).

Машина к мосту... (ПОДъехала).

Машина на мост... (Въехала).

Машина с моста... (Съехала) и т.д.

(Логопед делает акцент на начало слова после произнесения его детьми.)

  1. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Дети встают перед своими стульчиками. Логопед объясняет:

— Я буду называть действия, а вы мне будете говорить «действия наоборот».

(В случае, если задание вызывает у детей затруднение, логопед помогает им жестами, подсказывает начало слова и т. п.) Называются такие действия:

въехала на мост — (съехала);

въехала в ворота — (выехала);

заехала—(выехала);

отъехала—(подъехала); ,

переехала — (объехала).

(Выделение предлогов голосом здесь не требуется, важен смысл глаголов.

  1. Динамическая пауза. Логопед предлагает детям встать и вместе с ним проехать на машине. Показывая соответствующие действия, говорит:

— Мы ехали, ехали (движения, имитирующие вращение руля),
К мосту ПОДъехали (руки вниз),

Въехали (руки вверх, потянуться), Съехали (присесть).

Снова ПОехали,

Ехали, ехали, к яме ПОДъехали (присесть).

Яму ОБъехали (поворот) и к дому ПОехали.

5, Логопед объявляет:

— А сейчас—ваша любимая сказка «Ну, погоди!»

Логопед показывает детям картинки с изображениями Зайца на велосипеде и Волка на мотоцикле. Эту сказку в зависимости от возможностей детей можно предложить им пересказать или самостоятельно, или договаривая начатые логопедом предложения. Можно ребенку и самому составить рассказ по серии сюжетных картинок. Сказка примерно такая.

Однажды выехал Волк на мотоцикле покататься. Только отъехал от дома, глядь, перед ним Заяц на велосипеде. Волк чуть не наехал на него. От неожиданности Волк резко затормозил и свалился вместе с мотоциклом. Пока Волк поднимал мотоцикл, Заяц далеко уехал. Рассердился Волк, вскочил на мотоцикл и мигом доехал до того места, где был Заяц, объехал его и загородил дорогу. А внизу у дороги речка текла. Заяц повернул свой велосипед, съехал с дороги, около речки остановился, взвалил велосипед на спину и перешел речку вброд. Опять рассердился Волк, закричал, завел свой мотоцикл, с ревом съехал с горки и въехал в речку. Да речку-то не переехал, заглох мотор от воды. А заяц спокойно выехал на тропинку и поехал дальше. А Волк сидит в реке и кричит: «Ну, Заяц, погоди!»

Сказку можно давать с любыми сокращениями, которые логопед считает необходимыми.

6. Подводится итог занятия и оценивается работа детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: "Транспорт. Приставочные глаголы"

Комплексное занятие, включающее различные игровые упражнения на развитие лексико-грамматических категорий и связной речи (с использованием мнемотаблиц)....

Конструктор приставочных глаголов

Авторское логопедическое пособие для детей старшей и подготовительной логопедической группы...

обучение правильному употребелению приставочных глаголов по теме "зимние забавы"

В анимационной форме даются игровый упражнения для обучения правильному употреблению глаголов съехал, въехал, переехал, объехал и др. Авторские рифмованные строчки способствуют лучшему запоминанию мат...

Конспект открытого занятия в коррекционном детском саду для детей с патологией зрения по теме: приставочные глаголы. Пирогова Ирина Вадимовна, учитель-логопед, ГБОУ Лицей №1571 Птицы прилетели.

Цель занятия:1.Расширение предметного и глагольного словаря  (уточнение представлений о перелетных птицах,  их внешнем виде, повадках).2.Составление рассказа по опорным картинкам. 3.Пра...

Конспект фронтального занятия на тему: "Приставочные глаголы"

Представленный материал предназначен для проведения фронтального занятия с детьми  подготовительной к школе группы....

Конспект "Дифференциация звуков С-З. Буквы С,З. Приставочные глаголы."

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей подготовительного возраста с ТНР, ОНР III ур.р.р. на тему "Дифференциация звуков С-З. Буквы С, З. Приставочные глаголы" с использов...