Метод наглядного моделирования в работе с детьми с ТНР
методическая разработка по развитию речи

Мячина Нина Николаевна

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Все основные виды деятельности, которыми ребёнок овладевает в дошкольном детстве, носит моделирующий (условный) характер. Если внимательно понаблюдать за тем, как ребёнок играет, рисует, строит, то можно обнаружить различные формы моделирования окружающей действительности, тем самым, идёт развитие знаково-символической функции мышления, способности к условному абстрагированию.

Наглядное моделирование является перспективным направлением совершенствования коррекционно-развивающего процесса и способствует решению широкого круга как речевых, так и интеллектуальных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд

Метод наглядного моделирования в работе с детьми с ТНР

2 слайд

 Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Освоение ребенком социокультурного пространства невозможно без полноценного речевого развития.

3 слайд

Лев Семенович Выготский писал о значении речи в развитии ребенка:

«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций, личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи».
                                                                               
                                                       
Л.С. Выготский

4 слайд

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в школе.

5 слайд

 В последнее время мы наблюдаем неуклонный рост количества детей с речевыми нарушениями. Все педагоги отмечают, что речевые нарушения носят системный характер и проявляются в нарушении всех компонентов языка: звукопроизношения, лексико-грамматического строя, связной речи.

 Наряду с речевыми нарушениями у детей наблюдается недостаточное развитие неречевых функций, таких как, слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление. Портрет ребенка в группах с нарушением речи кардинально изменился. Основную массу детей в группах компенсирующей направленности составляют дети с ТНР.

 

6 слайд

 У детей с ТНР наблюдается апатия, отсутствие интереса к происходящему, чувство неуверенности в себе, страх перед общением с другими детьми или взрослыми, излишняя впечатлительность, плаксивость, склонность к негативизму, излишней агрессивности, либо к ранимости и обидчивости.

Быстрая утомляемость, рассеянность, повышенная возбудимость, или вялость на занятиях, в играх и на занятиях.

 

7 слайд

Учителя-логопеды постоянно находятся в поиске новых идей и возможностей, позволяющих оптимизировать коррекционно-логопедическую работу.

Одним из средств, облегчающим процесс усвоения детьми нового материала, является наглядное моделирование.

8 слайд

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели.

Все основные виды деятельности, которыми ребёнок овладевает в дошкольном детстве, носит моделирующий (условный) характер. Если внимательно понаблюдать за тем, как ребёнок играет, рисует, строит, то можно обнаружить различные формы моделирования окружающей действительности, тем самым, идёт развитие знаково-символической функции мышления, способности к условному абстрагированию.

9  слайд

Наглядное моделирование является перспективным направлением совершенствования коррекционно-развивающего процесса и способствует решению широкого круга как речевых, так и интеллектуальных задач.

Моделирование – виды воображений различных предметов, явлений, событий, в которых выделены и представлены в более или менее обобщенном виде основные отношения их компонентов, причем сами эти компоненты обозначены при помощи условных заместителей.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия и научиться работать с ними.

Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств. Дошкольник не может, записать, сделать таблицу, отметить что-либо.

Использование метода наглядного моделирования позволяет задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
 

 В исследованиях многих психологов отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста.

 Доступность метода моделирования была показана психологами Л.А Венгер, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем, Н.Н. Подъяковым.

Доступность определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть заменен в деятельности другим предметом, изображением, знаком.

На обоснованность метода наглядности, при которой или по поводу которой происходит речевой акт, указывали педагоги С.Л. Рубинштейн, А.М. Леушина, Л.Н. Ефименкова.

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения, по мнению Ю.Ф. Гаркуши, является использование наглядного моделирования.

Один из ведущих специалистов в области воспитания дошкольников, Никола́й Никола́евич Поддья́ков «впервые в качестве самой ранней формы мышления выделил наглядно-образное мышление. В моногафии «Мышление дошкольника»

 Он справедливо подчеркивал, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе воспитания.

10 слайд

Лев  Абрамович  Венгер о моделировании писал:

«Существует очень эффективный способ, позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами литературного произведения. Оно предполагает умение использовать при решении разнообразных умственных задач условные заместители реальных предметов и явлений, наглядные пространственные модели, отображающие отношения между предметами».

 

10 слайд

Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Оказалось, что именно наглядные модели наиболее применимы и для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании. В основе моделирования лежит принцип замещения − реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.

При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.    

11 слайд

Одной из важных задач речевого развития является подготовка детей к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза и своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма.

Дети с речевыми нарушениями, особенно нуждаются в организованной систематической работе по профилактике дислексии и дисграфии.

     Без специально организованной систематической помощи логопеда в дошкольном, а затем и начальном школьном периоде обучения, дети с тяжелыми нарушениями речи не смогут в срок и в полном объеме овладеть навыками письма и чтения, что, в свою очередь, сделает для них невозможным дальнейшее полноценное обучение в школе.

12 слайд

Великий психолог Даниил Борисович Эльконин считал, что

«От уровня осознания ребенком звуковой действительности языка и строения звуковой формы слова зависит усвоение не только грамоты, но и грамматики, и орфографии»

13 слайд

  Обучение грамоте - обязательный элемент комплексного подхода к речевому развитию детей.  Дети с общим недоразвитием речи не подготовлены к овладению звуковым и морфологическим анализом слова, они нуждаются в определенном уровне речевой подготовки.

 14 слайд         

      Звук – единица абстрактная. Она не подкреплена сильной чувственной основой, как буква. Дети с речевыми нарушениями путают понятия «звук» - «буква», «гласные и согласные звуки», с трудом используют в своей речи термины, используемые при изучении звукового анализа.

Как показывает опыт, при овладении сложными навыками анализа и синтеза, дети с ТНР нуждаются в дополнительной зрительной основе.    

15 слайд

  Анализ причин трудностей усвоения первоначальных навыков грамоты, стимулировал поиск эффективных методов и приемов для обучения грамоте детей, имеющих речевые нарушения.

На основе опыта ведущих педагогов – Г. Ванюхиной, Л.К.  Журовой,  Т.А. Ткаченко и мн. др. Разработала и активно применяю при знакомстве детей со звуками, разнообразные символы.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников, и помогает им овладеть звукобуквенным анализом, создает предпосылки для развития фонематического восприятия, которые помогут им правильно усвоить навыки чтения и письма.

16 слайд

В логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР на занятиях по обучению грамоте использую разнообразные модели:

  • Звукарики

Модели звуков – Звукарики.
Методические разработки помогает детям усвоить сам термин «звук» и «прочувствовать» его, научиться давать характеристику любому звуку.

  • Звукограды
  • Предметы-заместители
  • Сенсорная одежда для кукол и детей

На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения и метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.К. Журовой.

Данный метод позволяет:

  • Зрительно представить абстрактные понятия (звук, слог)
  • Определить: сколько и какие звуки в слове, последовательность расположения звуков.
  • Использовать наглядные модели для звукового анализа и синтеза.

 Специальная зрительная символика, позволяет материализовать звук и тем самым резко повысить эффективность формирования у дошкольников навыков звукового анализа и синтеза.

Согласные твердые звуки обозначаем в традиционный для них синий цвет, мягкие согласные в зеленый. Символы вызывают у детей запоминающийся, яркий зрительный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего согласного звука. Колокольчики помогают дифференцировать понятия: звонкий - глухой звуки.

Кроме того, единство цвета побуждает детей острее реагировать на различие в образах предметов, изображенных на карточках — символах или предметах- заменителях (мозаика, конструктор, и мн. др.)
Методические разработки помогают детям усвоить сам термин «звук» и «прочувствовать» его, научиться давать характеристику любому звуку. У детей развивается способность слышать себя и ощущать движения органов артикуляции. Таким образом, формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и термином.  

Применение зрительных и жестовых символов звуков речи обеспечивает их многоаспектное восприятие, усиливает речевые кинестезии, ускоряет нормализацию произношения, расширяет поле готовности к обучению грамоте.

Организация логопедических занятий, с использованием технологии наглядного моделирования способствует:

  • поддержанию положительного эмоционального состояния детей
  •  стойкого интереса к учебному процессу, развития психических процессов
  •  лучшей результативности в процессе постановки и автоматизации звуков
  • сформированности фонематических процессов (умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка)
  • Готовности к звукобуквенному анализу и синтезу                          умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
  • Формированию умений работать со схемой слова, разрезной азбукой и овладеть навыками чтения.
  • развития общей и мелкой моторики
  • эффективному усвоению материала.  

Всем известно, что обучение дошкольников должно происходить с опорой на ведущий вид деятельности – игровой.

Т.А. Ткаченко считает, что материализованное с помощью зрительных символов слияние звуков есть моделирование чтения, а составление слов с помощью тех же символов — аналог письма. Только и то и другое происходит в облегчённом, занимательном, игровом варианте.

 Учитывая то, что наглядное моделирование доступно дошкольникам только в результате специально организованного обучения, необходимо формировать у них навыки наглядного моделирования в определённой последовательности, в несколько этапов с повышением доли самостоятельности участия детей в этом процессе.

Применяя метод наглядного моделирования в логопедической практике, мы пришли к выводу, что он является одним из эффективных средств коррекционного воздействия, так как опора на зрительные образы, по принципу «обходного пути», помогает детям с речевой патологией воспринимать, понимать, анализировать сложную информацию и абстрактные понятия более успешно.

Этот метод исключает формальную передачу знаний: изучение новой информации происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности, что способствует развитию высших психических функций и творческих способностей детей.

Моделирование предоставляет нам возможность не навязывать ребенку готовые знания, а стимулировать его к самостоятельному поиску способа познания, что соответствует требованиям ФГОС ДО.

 

Литература

  1. Агаева Е.Л. Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования: Автореф. Дис. канд. психол. наук. М., 1984 .
  2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» М-1994г.
  3. Журнал «Воспитатель» 4\2010г. «Наглядное моделирование в развитии связной речи детей»
  4. Ткаченко Т. «Использование схем в составлении описательных рассказов»
  5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой» М-1999г.
  6. Ушакова О.С., Сохин Ф.А. «Занятия по развитию речи в детском саду» М-1993г.
  7. Веракса Н.Е. «От рождения до школы»
  8. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005.
  9. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004.
  10. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.
  11. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
  12. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007.
  13. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
  14. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей – СПб., 1995 с. 35-62.
  15. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.
  16. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2007.
  17. Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50-53.
  18. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12.
  19. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.
  20. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит – СПб., 1997.
  21. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи – СПб., 1999.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми с ТНР Учитель-логопед Мячина Нина Николаевна Частное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 216 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Слайд 2

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Освоение ребенком социокультурного пространства невозможно без полноцен­ного речевого развития.

Слайд 3

«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций, личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи». Л.С. Выготский

Слайд 4

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в школе.

Слайд 5

Процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Отсутствие речи может привести к необратимым нарушениям в психическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отсутствие какого-либо этапа может указывать на серьезные нарушения в общем развитии.

Слайд 6

У детей с ТНР наблюдается апатия, отсутствие интереса к происходящему, чувство неуверенности в себе, страх перед общением с другими детьми или взрослыми, излишняя впечатлительность, плаксивость, склонность к негативизму, излишней агрессивности, либо к ранимости и обидчивости. Быстрая утомляемость, рассеянность, повышенная возбудимость, или вялость на занятиях, в играх и на занятиях.

Слайд 7

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. В дошкольной педагогике инструментом познания как раз может стать модель.

Слайд 8

Наглядное моделирование является перспективным направлением совершенствования коррекционно-развивающего процесса и способствует решению широкого круга как речевых, так и интеллектуальных задач. Моделирование – виды воображений различных предметов, явлений, событий, в которых выделены и представлены в более или менее обобщенном виде основные отношения их компонентов, причем сами эти компоненты обозначены при помощи условных заместителей. Наглядное моделирование

Слайд 9

« Существует очень эффективный способ, позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами литературного произведения. Оно предполагает умение использовать при решении разнообразных умственных задач условные заместители реальных предметов и явлений, наглядные пространственные модели, отображающие отношения между предметами». Л.А. Венгер Наглядное моделирование

Слайд 10

Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Оказалось , что именно наглядные модели наиболее применимы и для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании. В основе моделирования лежит принцип замещения − реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Наглядное моделирование

Слайд 11

Коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи. Подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза и своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма. Коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития. Развитие познавательной и творческой активности детей . Задачи коррекционной работы

Слайд 12

«От уровня осознания ребенком звуковой действительности языка и строения звуковой формы слова зависит усвоение не только грамоты, но и грамматики, и орфографии » Д.Б. Эльконин

Слайд 13

Обучение грамоте - обязательный элемент комплексного подхода к речевому развитию детей. Дети с ТНР речи не подготовлены к овладению звуковым анализом слова и нуждаются в определенном уровне речевой подготовки.

Слайд 14

Звук – единица абстрактная. Она не подкреплена сильной чувственной основой, как буква.

Слайд 15

Методические разработки помогает детям усвоить сам термин «звук» и «прочувствовать» его, научиться давать характеристику любому звуку. Модели звуков – Звукарики

Слайд 16

У детей развивается способность слышать себя и ощущать движения органов артикуляции. Формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и термином.

Слайд 18

Большое спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним.        В дошкольном возрасте ...

Метод наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

·      Метод  наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.         В связи с большим объемом познавательн...

Мастер-класс "Мнемотехника или использование метода наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста"

Пезентация предназначена педагогам использующих в своей работе мнемотаблицы....

Метод наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста.

Метод наглядного моделирования  довольно широко применякется в работе с детьми дошкольного возраста. Помогает познакомить ребенка с миром символов и схем, которые сопровождают нас на протяжении в...