Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников c нарушениями речи
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Анастасия Королева

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. В последнее время особо пристальное внимание в ДОУ обращено на реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие тесной взаимосвязи в работе педагогов, направленной на комплексное изучение и устранение речевых расстройств, а так же предупреждение возникновения последствий дефектов речи у детей. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Кроме того, особую роль приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей ДОУ. От слаженности их работы зависит эффективность коррекционно-образовательного процесса в ДОУ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников c нарушениями речи

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. В последнее время особо пристальное внимание в ДОУ обращено на реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие тесной взаимосвязи в работе педагогов, направленной на комплексное изучение и устранение речевых расстройств, а так же предупреждение возникновения последствий дефектов речи у детей. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Кроме того, особую роль приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей ДОУ. От слаженности их работы зависит эффективность коррекционно-образовательного процесса в ДОУ.

Целью такой работы является повышение результативности коррекционно-логопедической работы.

Задачи:

1. Формировать словарь.

2. Развивать звуковую культуру речи.

3. Формировать грамматический строй речи.

4. Развивать связную речь.

5. Подготовить детей к обучению грамоте.

Функции логопеда:

1. Развитие общих речевых навыков, звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия и слоговой структуры слов, просодической стороны речи (темп, ритм, интонация).

2. Совершенствование состояния лексической стороны речи.

5. Формирование грамматического строя речи.

6. Совершенствование связной речи.

7. Совершенствование графомоторных навыков.

8. Развитие неречевых психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логического мышления, памяти, внимания, воображения.

Функции воспитателя:

1. Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков, дифференциацией их со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении.

2. Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса детей в режимных моментах.

3. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей. Контроль над грамматической правильностью речи детей.

4. Формирование связной речи.

5. Закрепление графомоторных навыков.

6. Развитие внимания, памяти, вербально-логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

На подготовительном этапе работы на индивидуальных занятиях логопед подготавливает речевой аппарат к постановке нарушенных звуков. Воспитатель в игровой форме проводит с детьми артикуляционную и пальчиковую гимнастику, включая эти упражнения в чтение художественной литературы.

На этапе автоматизации логопед постепенно вводит звуки в речь, а также учит детей дифференциации нарушенных звуков. Воспитатель в ходе занятий и режимных моментов контролирует чёткость произнесения звуков детьми.

На занятиях по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой воспитатель проводит с детьми беседы, чтение рассказов, сказок и стихов, дидактические игры по обогащению словаря и грамматического строя речи, а также учит детей составлению рассказов и сказок. Логопед отрабатывает с детьми заученные стихи, роли в театральных постановках, на концертах. Учитель-логопед совместно с воспитателем готовят для детей викторины, театральные постановки, подготавливают детей к конкурсам чтецов.

В ходе выполнения  игровых упражнений, дети знакомятся со звуками русского языка, учатся анализу и синтезу, у них развивается фонематический слух и восприятие. Также, игровые задания помогают развить мелкую моторику (печатать буквы и выполнять задания по штриховке и рисованию узоров).На занятиях мы используем упражнения «Шишки», «Счетные палочки», «Массаж рук», «Мозайку», «Массажный мяч», «Экспандер», «Бусы», «Спрячь в ладошке», поиск мелких игрушек в крупе. Пальчиковый театр – одно из любимых занятий детей. Фигурки сказочных персонажей, надетые на пальчики, стимулируют детей на импровизацию. В ходе игры дети сами сочиняют сказки.Большая роль в обучении таких детей отводится упражнениям по кинезиологии, в процессе которых ребёнок работает двумя руками одновременно, выполняя разноименные действия, что активизирует оба полушария мозга. Разнообразные действия руками, пальцами стимулируют процесс речевого и умственного развития. 

 Для формирования правильного речевого дыхания используем игры: «Сдуй снежинку», «Расчисти поле», «Дует, дует ветерок», «Футбол», «Пёрышко», «Юла» и другие игры

К играм на обогащение словаря можно отнести «Речевое лото», «Кто где живёт?», «Закончи предложение». Игра «Прятки» - закрепление употребления предлогов. Игры для закрепления грамматического строя речи - «Посчитай», «В гостях у гномов, «Один-много», «Чего не стало?», «Чей хвост?», «Чья мордочка?», «Чьи уши?», «Что из чего?» - закрепление навыков образования притяжательных прилагательных от существительных.

Для составления рассказов и сказок используем схемы и мнемотаблицы, которые помогают ребенку сосредоточиться на правильном построении предложений, не отвлекаясь на вспоминание последовательности в развитии сюжета.

Литература

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей. — С-П. 2000.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. — М. 1999
  3. Ткаченко Т.А. Схемы для составлений дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. - М. 1981.
  4. Ушакова О.С. Знакомим с литературой детей 5-7 лет -М.: -2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оснащение логопедического кабинета как важный фактор речевого развития дошкольников с нарушениями речи.

В соответствии с современными требованиями в нашем ДОУ оборудован логопедический кабинет, в котором выделены учебная, игровая, развивающая и методическая зоны. Он оснащен необходимой мебелью, компьюте...

Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в группе для детей с нарушениями речи

Направления взаимосвязи логопеда и воспитателя:• развитие лексико-грамматического строя речи;• развитие фонетико-фонематического слуха;• развитие общей и мелкой моторики;• выработка артикуляционной мо...

Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи

Семья и детский сад – две сферы жизни ребенка. Определяющей чертой взаимодействия детского сада и семьи является то, что детский сад служит организующим центром в образовательном процессе. Наряд...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя с родителями детей, посещающих ДОО для детей с нарушениями речи.

.   Взаимодействие работы логопеда и воспитателя с родителями детей, посещающих ДОО для детей с нарушениями речи.1.    Конспект родительского собрания «Организация корре...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Диагностика речевого развития дошкольников с нарушениями речи в условиях логопункта ДОУ

Материал включает диагностическую  карту речевого развития дошкольников, занимающихся в условиях логопункта МДОУ и методику изучения уровня речевого развития, систему его оценки....

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ, В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В статье идет речь о взаимодействии в работе логопеда  и воспитателя дошкольного учреждения....