Сенсорные коробки как универсальное средство сенсорного и речевого развития дошкольников с нарушениями речи
статья (младшая группа)
Сенсорная коробка представлена как многофункциональное дидактическое пособие для детей 3-7 лет. В статье раскрыты ее ключевые цели: развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, координации, познавательных процессов (внимания, памяти, мышления) и нормализация эмоционального состояния.
Особый акцент сделан на применении коробок в логопедической работе для решения широкого спектра задач: активизации речевой деятельности, развития связной речи, фонематического слуха, автоматизации звуков, обогащения лексико-грамматического строя речи и формирования пространственных представлений.
Описаны возможные материалы для изготовления и наполнения коробок, а также правила безопасной организации занятий. Приведены конкретные примеры игр («Ловкие ручки», «Золушка», «Хлопушки» и др.), демонстрирующие, как сенсорные коробки могут эффективно использоваться в рамках различных лексических тем и на разных этапах коррекционной работы.
Можно сделать вывод, что систематическое использование сенсорных коробок способствует преодолению речевых нарушений и комплексному развитию ребенка в дошкольном возрасте.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорные коробки как универсальное средство сенсорного и речевого развития дошкольников с нарушениями речи
Аннотация. Сенсорная коробка представлена как многофункциональное дидактическое пособие для детей 3-7 лет. В статье раскрыты ее ключевые цели: развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, координации, познавательных процессов (внимания, памяти, мышления) и нормализация эмоционального состояния.
Особый акцент сделан на применении коробок в логопедической работе для решения широкого спектра задач: активизации речевой деятельности, развития связной речи, фонематического слуха, автоматизации звуков, обогащения лексико-грамматического строя речи и формирования пространственных представлений.
Описаны возможные материалы для изготовления и наполнения коробок, а также правила безопасной организации занятий. Приведены конкретные примеры игр («Ловкие ручки», «Золушка», «Хлопушки» и др.), демонстрирующие, как сенсорные коробки могут эффективно использоваться в рамках различных лексических тем и на разных этапах коррекционной работы.
Можно сделать вывод, что систематическое использование сенсорных коробок способствует преодолению речевых нарушений и комплексному развитию ребенка в дошкольном возрасте.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве и т.д.
Одним из эффективных средств сенсорного развития ребенка являются сенсорные коробки.
Сенсорная коробка - универсальное многофункциональное пособие, применяемое в различных направлениях логопедической работы детей с нарушениями речи от трех до семи лет. Цель сенсорной коробки - развитие сенсорного восприятия окружающего мира.
Используя это пособие, я решаю множество задач:
развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, координации движения, восприятия и формирования знаний о внешних свойствах предметов и материалов, нормализации психического и эмоционального состояния, снятию нервного возбуждения и тревожности, а также активизации мозговой деятельности, развитию в детях любознательности, воображения, внимания, памяти, мышления и, конечно же, речи, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев, таким образом происходит развитие связной речи, фонематического слуха, автоматизации и дифференциации поставленных звуков, развитие лексико-грамматической стороны речи, сенсорных эталонов, так же пространственной ориентации.
Получение детьми знаний об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого.
Сенсорная коробка (ванночка) — это ёмкость с наполнителем, предназначенная для игры, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать, изучать то, что находится внутри неё, обучая и развивая ребёнка.
Материалы для изготовления сенсорной коробки:
пластиковый контейнер
коробка (деревянная или картонная)
глубокая миска
надувной бассейн
поднос с высокими бортиками
корзина и прочие емкости.
Наполнить сенсорную коробку можно различными материалами:
Песок натуральный, кинетический, опилки, камни, гречка, рис (обычный и окрашенный), пшено, перловка, манка, фасоль, горох, поролон, губка, вата, ватные диски, пуговицы.
А предметами – наполнителями могут служить:
фигурки животных, насекомых, рыб и людей, растения (искусственные и настоящие), игрушки от киндер-сюрпризов, камни, ракушки, шишки, орехи, кубики, кольца, шарики, крышечки, буквы и цифры, детали конструктора (Lego), игрушечные фрукты, грибы.
Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды.
Дети с огромным удовольствием играют с сенсорными коробками, так как их наполнители (фасоль, горох, манная крупа ) приятны на ощупь, а предметное содержание (как правило, игрушки из киндер-сюрпризов) вызывают интерес. Поэтому, сенсорные коробки я использую как прекрасное средство для налаживания эмоционального контакта с детьми младшего возраста на первых занятиях, и для активизации речевой деятельности у детей. Наполнение сенсорных коробок может быть постоянным, а предметное содержание может меняться в зависимости от возраста и от того, какие цели и задачи педагог планирует реализовать на данном конкретном занятии.
Правила работы с сенсорными коробками:
Занятие проводится индивидуально или подгруппами по 2-3 ребенка.
Перед работой надо убедиться (спросить у родителей), нет ли аллергии у кого-либо из участников игры на любой компонент из коробки.
Нельзя оставлять ребенка во время игры с сенсорными коробочками наедине!
Т.к. мелкие детали, которые ребенок может проглотить. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть компоненты, содержащиеся в коробке.
Лучше заранее обговорить правила игры: то, что в контейнере для игры, а не для еды. Берём руками (или ложками).
До и после окончания работы- помыть руки с мылом!
Сенсорные коробки можно использовать при изучении
различных тем на занятиях в разных образовательных областях, или пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе для самостоятельной и/или индивидуальной работы с детьми.
Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для детей в разные возрастные периоды. На логопедическом занятии наполнение зависит от возраста детей и лексической темы занятия (овощи, фрукты, домашние или дикие животные и. т. д.).
Игра «Ловкие ручки» (выполняется в коробке с наполнителем, без предметов), когда дети сжимают-разжимают кулаки, захватывают горох или фасоль пальцами, пересыпают их из руки в руку, растирают между ладонями, захватывают прищепкой по одной, захватывают 3-мя пальцами одной руки и насыпают в ладошку другой руки.
Игра «Золушка», дети сортируют фасоль и горох в разные миски.
«Месим тесто». Эта игра пособствуют развитию тактильных ощущений, развитию мелкой моторики и тонких дифференцированных движений рук.
Применение сенсорных коробок способствует обогащению речи детей
простыми предлогами (в песке, на песке, под ёлкой), приставочными глаголами (бежал, прибежал, перебежал, убежал), относительными прилагательными (деревянный, пластмассовый), согласованием существительных среднего, женского, мужского рода с прилагательными (яблоко красное, клубника красная, кубик красный).
Также сенсорные коробки используются на этапе автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Например:
-Найди и назови предметы, в названии которых есть автоматизируемый звук;
-Найди и назови предметы, в названии которых есть дифференцируемые звуки, разложи их в два контейнера (например, в синий – со звуком С, в зеленый – со звуком Ш).
-«Хлопушки». Доставай предметы из коробки и произноси их названия по слогам, определяя количество слогов хлопками.
-«Угадай-ка» Найди и назови фигурку, название которой начинается со звука… и заканчивается на звук…
-«Выполни команду» способствует развитию умения отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: между, за, перед; справа, слева.
Игра требует чувства меры и осторожности, при первых признаках усталости лучше переключить внимание детей на другой вид деятельности.
Таким образом, использование сенсорных коробок помогает при преодолении речевых недоразвитий, в младшем и старшем дошкольном возрасте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ как средство оптимизации речевого развития детей с нарушениями речи
Назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.1....

Оснащение логопедического кабинета как важный фактор речевого развития дошкольников с нарушениями речи.
В соответствии с современными требованиями в нашем ДОУ оборудован логопедический кабинет, в котором выделены учебная, игровая, развивающая и методическая зоны. Он оснащен необходимой мебелью, компьюте...

Стендовый доклад Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков дошкольников с нарушениями речи средствами народных тряпичных кукол» Проект «Волшебный мир тряпичной куклы»
Проект направлен на реализацию цели основной образовательной программы дошкольного образования, в части, формируемой участниками образовательных отношений: объединение обучения и воспитания детей в це...
Этическая сказка как средство духовно-нравственного и речевого развития детей с нарушением речи
В статье говорится о речевом развития детей с нарушением речи посредством этических сказок...

Диагностика речевого развития дошкольников с нарушениями речи в условиях логопункта ДОУ
Материал включает диагностическую карту речевого развития дошкольников, занимающихся в условиях логопункта МДОУ и методику изучения уровня речевого развития, систему его оценки....

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников c нарушениями речи
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...

«Паспорт» речевого развития детей с нарушениями речи, как средство обеспечения партнёрского взаимодействия родителей и ДОО
laquo;Паспорт» речевого развития детей с нарушениями речи, как средство обеспечения партнёрского взаимодействия родителей и ДОО...
