дидактические игры на развитие словоря
картотека по логопедии (подготовительная группа)

Кутузова Оксана Вячеславовна

Кто у кого?

Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом А.

Наглядный материал: предметные картинки с животными и детенышами.

Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа ; У коровы теленок. Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок»

 

 Игра в слова.

Цель: учить синтезировать и группировать слоа по признаку. Развитие внимания.

Ход игры:

1. я сейчас назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.

Повтори! Как вы думаете, можно ли разделить эти слова на группы? Впомните вначале животных? Перечислите предметы мебели.

2. Воспитатель называет слова: сокол, сито, сосна, сарафан, сарай, снегурочка. Назови слова, которые запомнили. Есть знаешь, как пишется буква С, напиши. Придумай слова, которые начинаются с этой буквы.

 

дай определение словам.

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления.

ход игры: я начну, а ты закончи:

Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая

Праздник (какой?) – веселый, долгожданный и т.д

 

Отгадай предмет по названиям его частей

Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.

Ход игры:

-дно,стенки, крышка, ручки (кастрюля)

-голова, туловище, лапы, крылья(птица)

 

Назови одним словом

Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогощать словарный запас.

Материал: картинки с изображением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т.д.

 Ход игры: сгруппируйте эти предметы.

Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почемц так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение.

 

Разноцветный сундучок.

Цель: учить детей называть предметы

Ход: воспитатель показывает детям сундучок и говори

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни-ка,

Вынь картинку,назови.

Дети достают картинку, называют, что на ней изображено.

 

Киоск открыток

Цель игры: формировать умение соотносить действия и названия спортивных специальностей, закреплять словарь по спортивной тематике.

Материалы: картинки с изображениями спортсменов, медвежонок.

Описание: воспитаетль говорит: «У медвежонка Мишки сегодня день рождения. Вы можете его поздравить и сделать ему подарки. Медвежонок собирает открытки. Вот у нас киоск открыток. Вы можете купить любую открытку. Надо только правильно назвать, кто на ней нарисован и что он делает. Кто хочет поздравить Мишку? Иди Света. Какую открытку ты выбрала? Кто на ней изображен? (Бегун). Что он делает? (Бежит). Пожалуйста. Вот твоя покупка, поздравляй медвежонка»

После того, как все открытки куплены и подарены медвежонку, воспитатель загадывает загадки, изображая движения спортсменов. Воспитатель по необходимости подсказывает начало слова или все слово.

 

Новоселье.

Цель: дифферинцировать понятия «одежда» и «обувь», активизировать словарь по данным темам.

Материалы: два набора предметных картинок и две коробочки с символами: для одежды – платье, для обуви – сапожки.

Описание: воспитатель говорит: «У куклы Кати новоселье. Ей надо собрать свои вещи для переезда на новую квартиру. Помогите уложить вещи правильно, чтобы на новом месте легко было все отыскать. Одежду будем складывать в одну коробку, а обувь – в другую.». по очереди дети берут из стопки по одной картинке, называвют ее и объясняют, почему она положена в определенную коробочку. Объяснение должно быть полным. Например: «Сапожки – это обувь, поэтому мы расположим их в эту коробочку».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_na_razvitie_slovorya.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

дидактические игры на развитие словоря.

Кто у кого?

Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом А.

Наглядный материал: предметные картинки с животными и детенышами.

Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа ; У коровы теленок. Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок»

 Игра в слова.

Цель: учить синтезировать и группировать слоа по признаку. Развитие внимания.

Ход игры:

1. я сейчас назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.

Повтори! Как вы думаете, можно ли разделить эти слова на группы? Впомните вначале животных? Перечислите предметы мебели.

2. Воспитатель называет слова: сокол, сито, сосна, сарафан, сарай, снегурочка. Назови слова, которые запомнили. Есть знаешь, как пишется буква С, напиши. Придумай слова, которые начинаются с этой буквы.

дай определение словам.

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления.

ход игры: я начну, а ты закончи:

Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая

Праздник (какой?) – веселый, долгожданный и т.д

Отгадай предмет по названиям его частей

Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.

Ход игры:

-дно,стенки, крышка, ручки (кастрюля)

-голова, туловище, лапы, крылья(птица)

Назови одним словом

Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогощать словарный запас.

Материал: картинки с изображением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т.д.

 Ход игры: сгруппируйте эти предметы.

Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почемц так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение.

Разноцветный сундучок.

Цель: учить детей называть предметы

Ход: воспитатель показывает детям сундучок и говори

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни-ка,

Вынь картинку,назови.

Дети достают картинку, называют, что на ней изображено.

Киоск открыток

Цель игры: формировать умение соотносить действия и названия спортивных специальностей, закреплять словарь по спортивной тематике.

Материалы: картинки с изображениями спортсменов, медвежонок.

Описание: воспитаетль говорит: «У медвежонка Мишки сегодня день рождения. Вы можете его поздравить и сделать ему подарки. Медвежонок собирает открытки. Вот у нас киоск открыток. Вы можете купить любую открытку. Надо только правильно назвать, кто на ней нарисован и что он делает. Кто хочет поздравить Мишку? Иди Света. Какую открытку ты выбрала? Кто на ней изображен? (Бегун). Что он делает? (Бежит). Пожалуйста. Вот твоя покупка, поздравляй медвежонка»

После того, как все открытки куплены и подарены медвежонку, воспитатель загадывает загадки, изображая движения спортсменов. Воспитатель по необходимости подсказывает начало слова или все слово.

Новоселье.

Цель: дифферинцировать понятия «одежда» и «обувь», активизировать словарь по данным темам.

Материалы: два набора предметных картинок и две коробочки с символами: для одежды – платье, для обуви – сапожки.

Описание: воспитатель говорит: «У куклы Кати новоселье. Ей надо собрать свои вещи для переезда на новую квартиру. Помогите уложить вещи правильно, чтобы на новом месте легко было все отыскать. Одежду будем складывать в одну коробку, а обувь – в другую.». по очереди дети берут из стопки по одной картинке, называвют ее и объясняют, почему она положена в определенную коробочку. Объяснение должно быть полным. Например: «Сапожки – это обувь, поэтому мы расположим их в эту коробочку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Конспект совместной деятельности с детьми второй группы раннего возраста № 2 Дидактическая игра и развитие сенсорных способностей детей. Дидактические игры: «Узнай и назови», «Собери бусы», «Подбери заплатку».

Цель: Закреплять умение детей узнавать и называть кубик, шарик, кирпичик; определять размер предметов, форму; цвет красный, желтый, синий, зеленый; группировать однородные по форме и величине предметы...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Дидактическая игра на развитие связной речи: "Поход по магазинам", на основе наглядно-дидактического пособия по развитию речи Гербовой В.В.

Данная методическая разработка будет интересна учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп...

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры на развитие восприятия цвета

Одним из видов игровой деятельности выступает дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к протекающей жизни понимаемыми ими формах умственной и активной игровой деятельности, моральных и эстетич...