Проект Индивидуального образовательного маршрута
проект по логопедии (подготовительная группа)

Мордвинова Ирина Борисовна

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ТНР (ОНР, I уровень речевого развития)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_individualnogo_obrazovatelnogo_marshruta.docx100.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа № 26

города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

(СП «Детский сад № 52» ГБОУ СОШ № 26 г. Сызрани)

«ПРИНЯТО»                                                                    «УТВЕРЖДАЮ»

На педагогическом совете            Руководитель СП «Детский сад № 52»                

Протокол №  1г. Сызрани

От  «25»  сентября 2023 г.                     ______________ О.А. Мишанина

Индивидуальный образовательный маршрут

Комбинированная группа старшего дошкольного возраста

Разработана:

Мордвинова И.Б.- учитель-логопед

Саблина С.А.- педагог-психолог

            Саблина С.А. – учитель-дефектолог

Кудряшова О.А. -воспитатель

Баранова С.А. - воспитатель

Ведущий специалист:

Мордвинова И.Б.

Период реализации:2023 – 2024 г.

Сызрань 2023г.

I. Целевой раздел

1. Общие cведения о ребенке:

Воспитанник (ца):  КВ.

Мать:  КВА.

Отец:  КВВ.

Дата рождения:  25.11.2017.

Дата поступления в образовательную организацию:  10.07.2020.

5 год обучения.

До поступления в ДОО нигде не обучался.

Заключение ПМПК от 01.03.2023.

Рекомендовано обучение по программе:  адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития.

Уровень образования: дошкольный.

Состояние слуха: слух в пределах нормы.

Состояние зрения: сохранное.

Ребенок посещает группу комбинированной направленности .

Режим пребывания:  5 дней в неделю.

Срок реализации ИПКР 1 год

Психолого-педагогическое обследование проводилось в период с              04.09.2023 по 15.09.2023

2 Психолого-педагогическая характеристика

Вступает в контакт со взрослым и поддерживает его по собственной инициативе.

Проявляет интерес к действиям других детей, подражает их действиям, играет рядом.

Использует в общении предметно-действенные средства общения: действия с предметами.

Неадекватно реагирует на проявление эмоций взрослых и детей.

Преобладающий эмоциональный фон: нестабильный.

Поведение адекватное.

Ребенок  ест самостоятельно.

Ребенок одевается и раздевается самостоятельно, но ему нужна помощь в некоторых операциях.

Ребенок умывается самостоятельно, но ему нужна помощь в некоторых операциях.

Ребенок пользуется туалетом самостоятельно.

Выполняет отдельные действия с игрушками по показу взрослого.

Ведущая рука левая.

Нарушена тонкая моторика обеих рук.

Длительно удерживает предмет.

Умеет согласованно выполнять произвольные действия двумя руками.

Не отслеживает взглядом действия, которые выполняет рукой (руками).

Двигательное развитие соответствует возрасту.

Выполняет действия с помощью взрослого.

Реагирует на тактильные стимулы (кусочек меха, игрушки с вибрацией и т.д.).

На свет не реагирует.

Прослеживает глазами  движение доступного объекта.

Опознает знакомые неподвижные объекты на близком расстоянии.

Соотносит предметы по величине с помощью взрослого.

Может подобрать одинаковые по форме предметы с помощью взрослого.

Знает некоторые из  основных цветов (красный,  желтый, зеленый, синий).

Различает знакомые слова, фразы (на слух). Реагирует на бытовые звуки, звучащие игрушки. Реагирует на голос взрослых и детей.

Распознает и локализует источник запаха, используя при ориентировке в повседневной практической деятельности (запах столовой, медкабинета, мастерской и т.д..

Группирует предметы по заданному признаку.

Представления ограничены отдельными свойствами и функциональным назначением   небольшого количества ежедневно используемых  предметов. Использует предметы по их функциональному назначению.

Дочисловые количественные представления отсутствуют.

Понимает и выполняет простые инструкции (сядь, беги, прыгай…..).

Пользуется ограниченным количеством  лепетных слов, звукоподражаний.

Манипулирует  карандашами, не приступая  к рисованию.

II. Организационный раздел

Организация образовательной деятельности:

Образовательная область

Направления работы

Форма организации

Форма проведения занятия

Педагоги и специалисты

количество занятий

Социально-коммуникативное развитие

Развитие общения, формирование социальных представлений

Совместная образовательная деятельность в процессе выполнения режимных моментов

Воспитатель

Совместная образовательная деятельность

Учитель-дефектолог

Совместная образовательная деятельность

Педагог-психолог

Совместная образовательная деятельность

Логопед

Социально-бытовая ориентировка: формирование навыков самообслуживания и бытового труда

Совместная образовательная деятельность в процессе выполнения режимных моментов

Воспитатель

Познавательное развитие

Сенсорное развитие

Непосредственно образовательная деятельность

Групповые занятия               Занятия в малой группе               Индивидуальные занятия

Учитель-дефектолог

Индивидуальные занятия

Педагог-психолог

Совместная образовательная деятельность

Воспитатель

Ознакомление с окружающим миром

Непосредственно образовательная деятельность

Групповые занятия

Воспитатель

Развитие познавательных действий

Индивидуальные занятия

Педагог-психолог

Совместная образовательная деятельность

Учитель-дефектолог

Формирование элементарных математических представлений

Непосредственно образовательная деятельность

Групповые занятия               Занятия в малой группе               Индивидуальные занятия

Учитель-дефектолог

Предметная деятельность

Индивидуальные занятия

Учитель-дефектолог

Совместная образовательная деятельность

Педагог-психолог

Речевое развитие

Развитие речи

Непосредственно образовательная деятельность

Групповые занятия               Занятия в малой группе               Индивидуальные занятия

Учитель-дефектолог

Непосредственно образовательная деятельность

Групповые занятия               Занятия в малой группе               Индивидуальные занятия

Логопед

Совместная образовательная деятельность

Воспитатель

Физическое развитие

Развитие движений

Совместная образовательная деятельность в процессе выполнения режимных моментов

Воспитатель

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация)

Непосредственно образовательная деятельность

Групповые занятия

Воспитатель

Конструктивно-модельная деятельность

Непосредственно образовательная деятельность

Групповые занятия

Воспитатель

Необходимые дидактические материалы:

– Материал для лепки (тесто, пластилин, глина) и рисования.

– Игры и предметы, используемые для развития дыхания.

– Счётный  материал.

– Геометрические формы различной величины.

– Конструкторы.

– Набор предметов для группировки по цвету, форме и  величине.

– Матрешка.

– Пирамидка.

– Счетный материал.

– Музыкальные игрушки и инструменты.

– Краски.

– Крупы.

– Природный материал (каштаны, желуди, шишки).

– Объёмные геометрические формы (шар, куб, конус).

– Плоскостные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник).

Планирование ухода и присмотра (при необходимости)

Дни посещения:

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

7.00 - 7.30

7.30 - 8.00

8.00 - 8.30

8.30 - 9.00

9.00 - 9.30

9.30 - 10.00

10.00 - 10.30

10.30 - 11.00

11.00 - 11.30

11.30 - 12.00

12.00 - 12.30

12.30 - 13.00

13.00 - 13.30

13.30 - 14.00

14.00 - 14.30

14.30 - 15.00

15.00 - 15.30

15.30 - 16.00

16.00 - 16.30

16.30 - 17.00

17.00 - 17.30

17.30 - 18.00

18.00 - 18.30

18.30 - 19.00

19.00 - 19.30

19.30 - 20.00

20.00 - 20.30

20.30 - 21.00

Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода:

Мыло, полотенце, влажные и бумажные салфетки, туалетная бумага

III. Содержательный раздел

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Направления работы

Задачи

Содержание работы:

Общение со взрослым

Развитие сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности

Формировать умение начинать и поддерживать диалог с близкими взрослыми в доступной форме. Формировать навыки социального поведения (здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании,  благодарить за подарок, угощение, помощь). Учить сообщать взрослым о своем состоянии и потребностях с помощью доступных средств коммуникации. Создавать ситуации взаимодействия с новыми взрослыми (сотрудниками дошкольной организациями, родителями других детей).

Общение со сверстниками

Формирование социально приемлемых способов взаимодействия с детьми.

Учить обращаться к сверстнику с элементарными предложениями, просьбами, пожеланиями в доступной форме (устно, дактильно, жестами, мимикой и др.).   Формировать коммуникативные умения – приветливо здороваться и прощаться, вежливо обращаться по имени друг к другу, доброжелательно взаимодействовать в процессе совместной игры. Формировать умение начинать и поддерживать диалог со своими сверстниками и взрослыми.

Развитие средств общения

Расширение репертуара средств общения. Обучение использованию средств альтернативной и дополнительной коммуникации.

Использовать для общения невербальные средства предметно-игрового взаимодействия в  совместно-разделенной деятельности. Поддерживать использование ребенком в общении преднамеренной коммуникации (коммуникации с осознанием и ожиданием определенного поведения и реакции от других людей). Использовать для общения невербальные средства (естественные жесты, совместно-разделенную деятельность, систему альтернативной коммуникации «календарь», предметно-игровое взаимодействие).

Расширение средств вербальной коммуникации и закрепление навыков речевого общения.

Эмоциональное развитие

Совершенствование качества целенаправленных предметно-орудийных действий в процессе выполнения игровой деятельности.

Фиксировать внимание на действиях (поведении, эмоциях) взрослого и других детей. Формировать интерес к совместным действиям. Стимулировать эмоциональный отклик в виде улыбок и смеха в ответ на звучание знакомых игрушек, потешек, песенок.

Создавать условия для стабилизации положительных эмоциональных реакций.

Навыки самообслуживания

Закрепление умения самостоятельно принимать пищу.

Развивать навыки культурного поведения при приеме пищи.

В процессе одевания и раздевания:     Закрепление умения самостоятельно раздеваться и одеваться

Предоставлять возможность раздеваться и одеваться самостоятельно. При необходимости использовать дополнительное время

В процессе умывания:             Закрепление умения самостоятельно умываться

Предоставлять возможность умываться самостоятельно. При необходимости использовать дополнительное время

Игровая деятельность

Формирование интереса к действиям с игрушками и игре

Учить функциональному использованию игрушек, поощрять попытки самостоятельного развертывания элементарных игровых действий (машину – катать; куклу – возить в коляске; из кубиков – строить и т.д.). Учить бережному отношению к игрушкам. Обратить особое внимание на отношение к кукле, как заместителю ребенка (человека), демонстрировать образцы заботливого ласкового обращения с ней и с игрушками-животными. Приучать убирать игрушки по завершении игры. Учить действовать на основе подражания взрослому (а при необходимости и сопряженно с ним).  Развертывать игры отобразительного характера – ухаживать за куклой-дочкой, как мама; водить машину, как шофер; строить из кубиков, как строитель и т. п.  Учить детей играть рядом, не мешая друг другу.

Образовательная область «Физическое развитие»

Задачи

Содержание работы:

Формирование и закрепление умения пользоваться ведущей рукой при выполнении деятельности по самообслуживанию и игре

Создавать ситуации для формирования и закрепления умения пользоваться левой рукой при выполнении деятельности по самообслуживанию и игре

Развитие моторики рук.

Формирование и развитие  направленных и содружественных движений рук с целью познания близкого пространства и предметов.

Учить выполнению изолированных движений кистями и пальцами рук.

Формирование глазо-моторной (зрительно-моторной) координации.

Выполнять малоамплитудные движения пальцами рук под контролем зрения в стабильном положении с поддержкой под щеку, предплечье, локоть и кисть верхней руки. Одевание пальчиковых игрушек, наперстков и т.д. Учить выполнять сложные социальные действия с предметами: разглаживать лист бумаги ладонью правой руки, придерживая его левой рукой и наоборот, складывать лист, перелистывать, скомкать лист бумаги, порвать лист бумаги одной или двумя руками, складывать предметы, производить изменения.  Учить выполнению сложных социальных действий руками: писать, складывать, отмерять и т.д.

Совершенствование двигательных навыков

Упражнения на растяжение и сокращение разных мышечных групп. Упражнения для развития выносливости и профилактики нарушений осанки (тренировка бокового пресса).  Правым/левым боком подниматься и спускаться по лестнице приставным шагом держась за перила двумя руками. Подниматься по лестнице, держась одной рукой за перила. Спускаться по лестнице с чередованием ног. Упражнения на развитие силы мышц. Игры на преодоление сопротивления с использованием эластичной ленты. Игры на развитие глубокой чувствительности с использованием утяжеленных мячей, валиков, одеял и др.  Упражнения на балансировочной доске с маленьким углом наклона . Упражнения на координацию. Упражнения на равновесие. Чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами. Упражнения на тренировку способности воспринимать позы и направление движений. Ходьба и бег в разных направлениях по инструкции, смена направления по инструкции. Ходьба и бег по направляющей Выполнение цепочки движений: подняться на гимнастическую скамейку, спуститься с нее, пройти наклонившись под дугой, перешагнуть через палку, находящуюся на высоте колена ребенка, проползти под низкой дугой, выпрямиться, дотянуться рукой и ударить по подвешенному мячу. Общеразвивающие упражнения перед зеркалом. Дыхательные упражнения. Упражнения на чередование напряжения и расслабления всего тела или отдельных частей. Упражнения на тренировку умения лежать неподвижно в течение 2-3 минут. Создание ситуаций для формирования умения ребенка объяснять выполняемые движения другому ребенку

Образовательная область «Познавательное развитие»

Направления работы

Задачи:

Содержание работы:

Предметная деятельность

Совершенствование предметно-орудийных действий в процессе игровой и продуктивной деятельности.

Учить воссоздавать по памяти цепочку социальных движений с предметом.  планировать и реализовывать знакомую последовательность действий, в том числе игровых.  закреплять умение действовать с предметами с учетом их функционального назначения. Мотивировать к более продолжительным и качественным действиям с предметами (манипулятивным, специфическим и орудийным), осуществляемым под контролем зрительным или тактильных/перцептивных ощущений.

Тактильное восприятие

Знакомство со свойствами и качествами предметов. Совершенствование навыков обследования предметов с использованием тактильно-двигательной чувствительности.

Развивать навыки обследования предмета: ощупывание, обведение контура. Учить различать на ощупь знакомые предметы (без участия зрения). Учить воспринимать особенности фактуры материала, температурные, структурные различия («гладкий», «мягкий», «пушистый», «холодный», «горячий», «теплый», «колючий», «твердый», «мокрый», «сухой»). Проводить игры на развитие осязания (разнообразные губки, щетки, массажные мячики и др.). Учить опускать руки в емкости с различными крупами (разными для каждой руки), учить искать спрятанные в крупе предметы. Формировать навык направления головы и взгляда в сторону и место возникновения тактильных или вибрационных ощущений при внешнем воздействии на определенную зону тела. Развивать умение ощупывать пальцами предмет, вложенный в руку взрослым, затем самостоятельно захватывать и удерживать. Стимулировать захват предмета рукой с поворотом головы и направлением взгляда в место его расположения (размер предмета должен соответствовать возможностям ребенка).

Величина, форма, цвет

Формирование практической ориентировки на внешний признак предметов, осознание разницы между предметами путем их обследования доступными способами

Учить находить знакомые формы в окружающем пространстве, в процессе конструирования, лепки, аппликации. Учить детей дифференцировать не только различные, но и близкие цвета и оттенки. Учить осуществлять выбор этих цветов по образцу. Учить детей осуществлять отсроченный выбор цвета по образцу. Учить находить знакомые цвета и оттенки в окружающем, в процессе конструирования, лепки, аппликации.

Формирование умения объединять предметы в группы по заданному признаку.

Учить сопоставлять предметы по величине в игровой ситуации (например, кукла большая – кровать маленькая, дом маленький – мишка большой, ворота маленькие – машина большая). Познакомить со словами «большой», «маленький». Учить соотносить одинаковые  по величине предметы (на занятиях и в быту). Соотносить предметы по величине путем прикладывания и накладывания их друг на друга. Учить осуществлять выбор по образцу предметов разных величин сначала непосредственно, затем с отсрочкой.Учить соотносить величины, пользуясь определенной точкой отсчета. Учить соотносить восприятие величин со словом-названием. Игры: «Три медведя», «Домик для зайки», «Поиграй-ка»Формировать умение группировать по форме (куклы и машинки; шарики и кубики).             Учить выделять и различать объемные формы в процессе конструирования по образцу.              Игры: «Строители» (мост, ворота), «Дай такой», «Шарики», «Волшебные рамки и вкладыши» (по мет.Монтессори), «Поиграй-ка».             Учить осуществлять соотнесение плоскостных и объемных форм. Учить при выборе форм по образцу отвлекаться от других признаков – цвета, величины. Учить осуществлять отсроченный выбор.              Учить соотносить объемные и плоскостные формы.              Учить при выборе форм по образцу отвлекаться от других признаков – цвета, величины.             Учить анализировать предметы по форме (наличие различных форм в одном предмете).

Cлуховое восприятие

Расширение количества узнаваемых бытовых, природных звуков, звучаний музыкальных игрушек.

Формировать условно-двигательную реакцию на звучание музыкальных игрушек (барабан, бубен, гармонь, погремушка, колокольчик и др.). Учить выполнять определенное действие в момент начала звучания игрушки (хлопать, топать и др.) и прекращать действие при завершении звучания (источник звука: барабан, бубен и др.). Учить различать звучание музыкальных инструментов (барабан, гармонь и др.) при выборе из двух. Учить локализовать источник звука доступной громкости, указывая направление жестом или поворотом головы. Учить различать сначала на слухозрительной основе, а потом на слух силу звучания (громко-тихо), высоту (высоко-низко), длительность (долго-кратко), темпа звучания (быстро-медленно), однократные и многократные звучания . Знакомить с природными звуками, звуками транспорта. Учить использовать характерные звуки окружающего пространства для безопасного передвижения.

Развитие речевого слуха: обучение различению и опознаванию знакомого речевого материала

Формировать эмоциональный отклик в виде улыбок и смеха в ответ на звучание знакомых игрушек, потешек, песенок. Учить различать на слухо-зрительной основе в ходе фронтальных занятий педагога и воспитателей имена детей группы и педагогов, побуждения типа «встань, сядь, иди, прыгай, беги и др.», поручения со словами «дай, возьми, убери и др.». Учить различать на слухо-зрительной основе и только на слух и воспроизводить  (с опорой на  игрушки, картинки)  знакомые  слова, фразы.  Учить опознавать знакомые слова, словосочетания и фразы (без наглядной опоры).

Обоняние

Формирование умения использовать обоняние для ориентировки в окружающем пространстве.

Проводить игры на закрепление умений использовать знакомые запахи для ориентировки. Расширять спектр знакомых ребенку запахов

Мышление

Формирование предпосылок развития наглядно-образного мышления.

Учить группировать предметы по функциональному признаку (например, мебель – одежда).  Знакомить с обобщающими понятиями: посуда, игрушки, мебель, одежда, обувь, продукты питания.

Характерный способ выполнения задания

Овладение способами решения практических задач.

Учить выяснять причину явлений: стул упал, потому что сломана ножка; машина не едет, потому что нет колеса и т.п.

Представления об окружающием мире

Формирование представлений о окружающем мире.

Расширять представления о предметах окружающего пространства, их функциональном назначении и свойствах.      

Совершенствование понимания взаимосвязи между реальными предметами, их свойствами и назначением, действиями с ними и их обозначением

Учить соотносить предмет с его изображением (моделью из пластилина, картинкой, барельефом и др.). Учить доставать предметы ежедневного обихода и убирать  их на место. Формировать умение узнавать и обозначать доступным коммуникативным способом предметы в знакомом пространстве (дом, квартира, группа). Учить ориентироваться на свойства и качество предметов при их использовании. Учить наблюдать за изменениями в природе и погоде.

Элементарные математические представления

Формирование дочисловых количественных представлений.

Формировать интерес ребенка к занятиям в игровой форме. Создавать игровые ситуации для необходимости перебора предметов по одному. Формировать умение выбирать из двух предметов парный  к предмету, предложенному педагогом. Подбирать одинаковый предмет к образцу. Находить и показывать доступным способом среди нескольких контрастных предметов такой, как в руках у педагога.

Возможности зрительного восприятие

Обучение использованию зрительных возможностей для ориентировки в окружающем пространстве.

Учить в играх находить знакомые предметы в комнате по инструкции, предъявленной в доступной форме. Знакомить с предметами окружающей обстановки: привлекать внимание, рассматривать, обозначать доступным коммуникативным способом. Учить прослеживать в разных направлениях за медленно передвигающимися доступными для восприятия предметами и игрушками.  Проводить игры и упражнения на развитие зрительного восприятия и внимания.

Образовательная область «Речевое развитие»

Направления работы

Задачи:

Содержание работы:

Импрессивная речь (понимание речи)

Формирование понимания слов и фраз, предъявляемых в доступной (устно-жестовой, устной,устно-дактильной, письменной) форме.

Учить понимать и различать слова и фразы по различной тематике. Учить в различных коммуникативных ситуациях понимать вопросы и задавать их: «Кто (что) это? Кто там? Где Оля? Как тебя зовут? Как твоя фамилия? У кого кукла?». Подкреплять вопросы естественными жестами, мимикой. Учить понимать инструкции в доступной (устно-жестовой, устной, устно-дактильной, письменной) форме с глаголами: возьми, покажи, убери, положи, поставь, попроси у …, в дидактических играх, на занятиях, в быту.

Экспрессивная речь (активная устная речь)

Формирование навыков сопряженно-отраженного проговаривания слов и фраз.

Учить сопряженно-отраженному проговариванию речевого материала (вместе с педагогом, вслед за педагогом).   Поощрять речевую активность, попытки называния (устно и с использованием табличек) игрушек, предметов, действий.   Формировать навык согласования движений со словом в процессе занятий фонетической ритмикой, эмоциально-подвижных играх с речевым сопровождением.   Формировать умение воспроизводить слова, короткие фразы устно в усеченной, приближенной и полной форме.   Обучать слитному произнесению слов и фраз в нормальном темпе голосом нормальной разговорной громкости.   Учить использовать усвоенные слова и фразы в различных коммуникативных ситуациях.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Вид деятельности

Задачи

Содержание

Музыкальное воспитание

Привлечение внимания к различным музкальным ритмам и силе звука, их связи с эмоциональным состоянием и поведением взрослого. Обучение движению согласно ритму и настроению мелодии.

Учить выполнять знакомые социальные движения в такт мелодии так, как научил ранее взрослый   Учить согласовывать собственные речевые звуки и их пропевание в соответствии со словами и мелодией/ритмом песни   Учить выполнять простые имитационные действия, соотнося их с изменением темпа и ритма.

Рисование

Формирование умения узнавать плоскостное изображение предмета и сравнивать его с реальным объектом.

Проводить линии на листе бумаги (карандашом, кистью, пальцем или тряпкой с краской) в совместной с педагогом деятельности в ситуации эмоционального заражения

Обучение социально приемлемому использованию карандаша и кисти.

Учить обследовать (рассматривать) предмет перед рисованием, выделяя его основные части. Учить выделять контур, форму, величину, цвет, взаимосвязь элементов в пространстве.

Формирование умения правильно захватывать карандашкисть и удерживать при рисовании.

Учить соотносить рисунок с изображенным предметом;

Формирование простых графических навыков: рисования прямых, замкнутых линий, черкания.

Учить проводить прямые, закругленные и прерывистые линии;

Конструирование

Знакомство с различными типами конструкторов и техникой их использования, способом соединения деталей. Формирование умения узнавать объекты, выполненные с помощью деталей конструктора, и сравнивать их с реальными объектами, называть основные элементы доступным коммуникативным способом. Формирование умения выполнять постройку из 1-3 деталей по образцу.

Создавать ситуации для совместного конструирования с другими детьми. Создавать различные постройки, самостоятельно ориентируясь и используя функциональные возможности конструктора.  Выполнять простые постройки по образцу, по памяти, по инструкции, предъявленной в доступной коммуникативной форме.  Участвовать в коллективной конструкторской деятельности. Продолжать учить детей анализировать простейшие образцы построек (дом, гараж, разные ворота, кукольная мебель, мосты, горка, дом животного). Выполнять знакомые постройки из нового конструктора. Использовать знакомые постройки в строительной и ролевой игре.

Программа сотрудничества с семьей

Ознакомление родителей с особенностями развития ребенка, с  результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики

Родительские собрания Индивидуальные беседы

В течение года   Учитель-дефектолог, Педагог-психолог, Учитель-логопед

Проведение консультаций по реализации  ИПКР

Консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях,  рекомендации по выбору  единых подходов и приемов работы; родительские собрания посещение родителями занятий; домашнее визитирование

В течение года   Учитель-дефектолог, Педагог-психолог, Учитель-логопед

Организация участия родителей в мероприятиях группы

Организация совместных праздников и досугов

В течение года   Учитель-дефектолог, Педагог-психолог, Учитель-логопед

Создание условий для социализации детей в обществе,  расширение границ образовательного пространства

Организация прогулок, экскурсий

В течение года   Учитель-дефектолог, Педагог-психолог, Учитель-логопед

Вовлечение родителей в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми

Открытые занятия     Родительские собрания     Индивидуальные консультации     Вечер вопросов и ответов     Выполнение совместных поручений с детьми.     Обучение родителей приемам творческой деятельности с детьми (рисование, аппликация, лепка, конструирование, поделки из природного и бросового материала и др.)

В течение года   Учитель-дефектолог, Педагог-психолог, Учитель-логопед

Средства мониторинга и оценки динамики

Индивидуальный профиль

Оценка динамики

Освоение образовательных областей

Оценка родителями

Оценка воспитателями

Оценка специалистами коррекционного профиля

Общая оценка

Период

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

ОО "Социально-коммуникативное развитие"

ОО "Физическое развитие"

ОО "Познавательное развитие"

ОО "Речевое развитие"

ОО "Художественно-эстетическое развитие"

Научно-методическая литература:

  1. Басилова, Т.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова. – М.: «Просвещение», 2008. – 111 с.
  2. Венгер, А. А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения / А.А. Венгер,  Г.Л.Выгодская, Э. И. Леонгард. – М.: Просвещение, 1972 – 143с.
  3. Верещага, И.В,, Моисеева, И.В., Пайкова, А.М. Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, включающими нарушения зрения и слуха / И.В. Верещага, И.В. Моисеева, А.М. Пайкова; под ред. А.М. Пайковой. – М.: Теревинф, 2017. – 60 с.
  4. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей / под ред. Л.А. Головчиц. – М.: ООО «Издательство Ритм»,  2012. – 160 с.
  5. Дружинина, Л.А. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения: методич. рекоменд. / Л.А. Дружинина и др.; под ред. Л.А. Дружининой. – Челябинск: АЛИМ, Изд-во Марины Волковой, 2008. – 176 с.
  6. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: методич. пособие / Л.А. Дружинина. – М.: Экзамен, 2006. – 159 с.
  7. Жигорева, М.В. Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение / М.В. Жигорева, И.Ю. Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 208 с.
  8. Жигорева, М.В. Методические подходы к проектированию АООП для детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития / М.В. Жигорева, И.Ю.Левченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –  2019. – № 3. – С. 22–29.
  9. Заречнова, Е.А. Календари. Приемы работы с различными видами календарей для детей с нарушениями развития, включая слепоглухоту / Е.А Заречнова, Е.Н Топоркова // Дефектология. – 2011. – №6. – С. 40 – 47.
  10. Заречнова, Е.А. Средства общения, доступные детям с нарушениями зрения и слуха, и их роль в формировании умения общаться / Е.А. Заречнова // Дефектология. – 2010. – №2. – С. 40 – 46.
  11. Игры и  упражнения для детей с  тяжелыми нарушениями слуха и зрения: сборник игр для педагогов и родителей: практич. пособие / авт.-сост. Л.А. Головчиц, Л.И. Кириллова, А.В. Кроткова, Е. Л. Андреева, Т.Ю. Сироткина. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 149 с.
  12. Кипхард, Э.Й. Как развивается ваш ребенок? / Э.Й. Кипхард; пер. с немецкого Л.В. Хариной. – Москва: Теревинф, 2006. – 112 с.
  13. Клейменова, В.М. Использование музыкально-ритмической деятельности в работе с детьми с нарушением зрения / В.М. Клейменова, М.А. Фролова // Дошкольник. – 2013. – № 2. – С. 44-48.
  14. Королева, И. В. Помощь детям с нарушением слуха / И. В. Королева. – Санкт-Петербург: КАРО, 2016,  – 303 с.
  15. Корсун С.В., Гинзберг И.А. Букварик для глухих дошкольников: учеб. пособ. для дошкольных образовательных организаций, реализующих ФГОС ДО  для глухих  детей раннего и дошкольного возраста / С.В.Корсун, И.А.Гинзберг. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2018.-125 с.
  16. Кудрина, Т.П. Особенности развития слепых недоношенных младенцев. Сообщение I  // Дефектология. – 2013. – №1. – С. 24-32.
  17. Лазуренко, С. Б. Психическое развитие детей с нарушениями здоровья в раннем возрасте: монография / C. Б. Лазуренко. – М.: Логомаг, 2014. – 266 с.
  18. Левченко, И.Ю. Детский церебральный паралич: дошкольный возраст: методическое пособие / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева, О.Г. Приходько, А.А. Гусейнова. – М.: Образование Плюс, 2008. – 198 с.
  19. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева. – М.: Издательство «Книголюб», 2008. – 160 с.
  20. Леонгард, Э. И. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье: Задания для родителей глухих и слабослышащих дошкольников, воспитывающихся и обучающихся в семье по методу Леонгард / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова. – Москва, 2018. – 334 с.
  21. Максимова, Е.В. Уровни общения: причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А. Бернштейна / Е.В. Максимова. – М.: Издательство «Диалог-МИФИ», 2008. – 288 с.
  22. Мещеряков, А.И. Слепоглухонемые дети: развитие психики в процессе формирования поведения / А.И. Мещеряков. – М.: Просвещение, 1974. – 328 с.
  23. Николаева, Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом: методическое пособие / Т.В. Николаева. - М.: Экзамен, 2006. - 112 с.
  24. Пелымская, Т. В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: Пособие для учителя-дефектолога / Т.В. Пелымская, И.Д. Шматко. – Москва: Владос, 2008. – 223 с.
  25. Переверзева, М.В. О влиянии специального обучения на формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития / М.В. Переверзева // Коррекционная педагогика. – 2018. – №1(75). – С. 61 – 68.
  26. Переверзева, М.В. Разработка индивидуальной программы формирования навыков самообслуживания для ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития / М.В. Переверзева // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2017(17). – №1. – С.84 – 90.
  27. Плаксина, Л.И. Игры и упражнения для ориентировки в окружающем мире слабовидящих дошкольников // Дефектология. – 1991. – №4. – С. 68-71.
  28. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения: учеб.-методич. пособие для педагога-дефектолога / Л.И. Плаксина. – М.: Владос, 2008. – 87 с.
  29. Подколзина, Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения детей с нарушением зрения / Е.Н. Подколзина // Дефектология. – 2001. – № 2. – С. 84-88.
  30. Подколзина, Е.Н. Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения / Е.Н. Подколзина. – М.: Обруч,  2014. – 72 с.
  31. Помоги мне сделать самому: развитие навыков самообслуживания / И.С. Авдеева, М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. – СПб.: «Паритет», 2003. – 112 с.
  32. Приходько, О.Г. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни: методическое пособие / О.Г. Приходько, Т.Ю. Моисеева. – 2-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 96 с.
  33. Программно-методический комплект «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными)  нарушениями развития»/под ред. Л.А.Головчиц. – М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2003.
  34. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Просвещение, 1997. – 176 с.
  35. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития / сост. Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Полиграф сервис, 2001. – 156 с.
  36. Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями  развития /О.С. Бояршинова, А.М.Пайкова и др.; под ред. А.Л. Битовой, О.С. Бояршиновой. – М.: Теревинф, 2018. – 114 с.
  37. Речицкая, Е. Г.  Психолого-педагогическая диагностика развития детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха): учебное пособие для вузов / Е. Г. Речицкая, Т. К. Гущина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 150 с.
  38. Саматова, А.В. Дети с глубокими нарушениями зрения: рук. для родителей по развитию и воспитанию детей, имеющих тяжелую зрит. патологию, от рождения до шк. / А.В. Саматова. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 92 с.
  39. Смирнова, И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП: учебно-методическое пособие / И.А. Смирнова. – СПб.: «Детство-пресс», 2003. – 160 с.
  40. Соколянский, И.А. Обучение слепоглухонемых детей / И.А. Соколянский // Дефектология. – 1989. – №2. – С. 75 – 84.
  41. Солнцева А.И. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста / А.И. Солнцева, С.М. Хорош. – М.: Просвещение, 2003. – 56 с.
  42. Суворов, А.В. Совместная педагогика: курс лекций / А.В. Суворов. – М.: Изд-во УРАО, 2001. – 224 с.
  43. Течнер, Стивен фон. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра / Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен. – М.: Теревинф, 2017. – 432 с.
  44. Тифлосурдопедагогика: учебник / под ред. Т.А. Басиловой, Е.Л. Гончаровой, Н.М. Назаровой. – М.:ИНФРА-М, 2019. – 472 с.
  45. Шматко, Н. Д. Если малыш не слышит...: Кн. для воспитателей и родителей / Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская. – М.: Просвещение, 1995. – 124 с.
  46. Яковлева, Г.В. Коррекционные упражнения и игры для детей с тяжелыми нарушениями    

зрения: методические рекомендации педагогам и родителям / Г.В. Яковлева, Н.Я. Ратанова ; Гос. образоват. учреждение доп. проф. образования «Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования», Каф. спец. (коррекц.) образования. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ "Образование", 2010.  – 37 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Проект индивидуального образовательного маршрута

Развитие психологических процессов и зрелости эмоционально-волевой сферы, создание благоприятной среды;Коррекция отклонений в развитии речи и познавательной деятельности;Целенаправленная подготовка к ...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...