Лексическая тема "Космос"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Боркова Ирина Вячеславовна

расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос» (космос, космонавт, корабль, ракета, станция, иллюминатор, спутник, полет, планета, звезды, орбита; осваивать, летать, запускать);

- формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов;

- закрепление навыков согласования числительных с существительными в ходе деятельности;

- побуждение детей сотрудничать и взаимодействовать между собой во время выполнения заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:

- расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос» (космос, космонавт, корабль, ракета, станция, иллюминатор, спутник, полет, планета, звезды, орбита; осваивать, летать, запускать);

- формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов;

- закрепление навыков согласования числительных с существительными в ходе деятельности;

- побуждение детей сотрудничать и взаимодействовать между собой во время выполнения заданий.

Средства: Магнитная доска, звуковые схемы слова, предметные картинки по теме  «Космос», смайлики.

Предварительная работа: Рассматривание картинок с изображением звездного неба, Луны, Млечного пути, некоторых созвездий. Беседа по теме «Космос». Проведение игры «Космонавты» в центре сюжетно-ролевых игр.

Ход занятия

1. Организационный момент: (Создание положительного эмоционального фона занятия. Развитие речевого слуха, мышления и мелкой моторики)

Логопед встречает детей в дверях кабинета, дети проходят и встают возле  своих столов.

Логопед:

Здравствуйте, ребята! А вы любите путешествовать? (Дети: Да). Предлагаю вам отправиться в большое путешествие. Согласны? (Дети: Да) А куда именно мы отправимся, вы узнаете из загадок. Готовы? (Дети: Готовы!) Тогда слушайте внимательно загадки.

1.Оно весь мир обогревает

И усталости не знает,

Улыбается в оконце

А зовут его все…(Солнце)

2.Освещает ночью путь

Звездам не дает заснуть

Пусть все спят,ей не до сна

В небе светит нам…. (Луна)

3.По темному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки

И только тогда, когда утро настанет,

Вся карамель та внезапно растает…(Звезды)

4.Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут планеты, звезды и кометы,

Есть и обитаемые может быть планеты. (Космос)

Логопед: Ребята, а вы догадались, куда мы с вами отправимся? 

Дети: Мы отправимся в космос.

Логопед: Правильно, мы отправимся в космос. Ребята, а на чем можно туда отправиться?

Дети: На ракете.

Логопед: Правильно. Но прежде, чем мы с вами отправимся в космическое путешествие, нужно подготовится к полету и ответить на несколько вопросов. Готовы? (Дети: Да)

-Ребята! Как называют людей, летающих в космос? (Дети: Космонавты)

-Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (Дети: Сильным, выносливым, трудолюбивым)

-Ребята! Вы любите смотреть на небо ночью? (Дети: Да)

-Что можно увидеть на небе ночью? (Ответы детей)

-Сколько звезд на небе? (Ответы детей)

-А вы знаете, кто первым побывал в космосе? (Дети: Юрий Алексеевич Гагарин)

-А какого числа это произошло? (Дети: 12 апреля)

-Как называется прибор, чтобы наблюдать за звездами? (Ответы детей)

Логопед: Ребята – вы молодцы! Ученые узнали, что в космосе много разных планет.

-Какие планеты вы знаете? (Дети: Земля, Сатурн и т.д)

-Итак, ребята, мы отправляемся в космическое путешествие по планетам, где вас ждут различные задания.

2.Основная часть:

-На ракете, на ракете мы летим к первой планете. Это красная планета Марс. Вся поверхность Марса покрыта вулканами, кратерами. Ребята, планета приготовила для нас задание. Готовы его выполнить? (Дети: Готовы)

Логопед объясняет правила игры.

Игра «Сосчитайка»

-Один большой метеорит, два больших метеорита, пять больших метеоритов.

-Одна яркая звезда….

-Один смелый космонавт…

-Одна далекая планета…

-Одна быстрая комета…

-Один космический корабль..

Логопед: На ракете, на ракете мы летим к другой планете.

Логопед: Нас встречает планета Венера. Ребята, снова нас ждет задание. Готовы его выполнить? (Дети: Да)

Игра «Раздели слова на слоги»

-Планета, космонавт, марс, луна, спутник,  звезда, метеорит

Логопед: На ракете, на ракете мы летим к другой планете.

Логопед: Следующая планета Сатурн. Ребята, а кто из вас знает, чем она примечательна? (Ответы детей)

Мы летали. Мы летали и немножечко устали. А сейчас мы отдохнем и опять полет начнем

-Пальчиковая гимнастика «Будем в космосе летать.»

(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)

1,2,3,4,5.

(Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)

Будем в космосе лететь.

(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)

1 – комета.

2 – планета.

3 – луноход.

4 – звездолет.

5 – земля,

(Дети машут кистью руки, как бы прощаясь)

До свидания друзья!

Логопед: Следующая планета Меркурий. Ребята, а что вы можете сказать об этой планете? (Дети: Эта планета самая маленькая). Верно, ребята.  На этой планете снова ждет нас задание. Готовы к его выполнению? (Дети: Да)

Игра «Скажи наоборот»

В солнечный день очень светло, а в космосе-....,

Летом на солнце очень жарко, а в космосе-....,

На земле люди совершают движения быстро, а в космосе-....,

На земле работать легко, а в космосе-…

Логопед: На ракете, на ракете мы летим к другой планете.

Логопед: Следующая планета Уран.

На ней вам нужно выполнить звуковой анализ слова. Справитесь? (Дети: Да) Логопед объясняет правила.

Нептун (з,к,с,с,к,с)

Логопед: На ракете, на ракете мы летим к родной планете.

Возвращаемся к нашей планете Земля. Это единственная планета,

на которой существует жизнь.

3.Рефлексия:

 Вот мы и вернулись на нашу планету, в наш детский сад. Ребята, где же мы с вами сегодня побывали? А что вам запомнилось больше всего и почему? Ребята, а может быть какие-то задания показались вам трудными? И все же я хочу спросить. Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)Предлагаю вам оценить его смайликом.  (Ребята размещают смайлики на магнитной доске и отправляются в группу)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.

        В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной  логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой.  Программа хорошо проработана, по н...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...