Аукцион педагогических идей "Вместе играем - речь развиваем"
консультация по логопедии

«Вместе играем – речь развиваем» Сегодня мы научимся некоторым играм и упражнениям по развитию речи детей, которые вы сможете проводить дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл auktsion.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

Аукцион педагогических идей

«Вместе играем – речь развиваем»

Подготовила Егорова Т.В.

Учитель-логопед

Цель: повысить родительскую компетентность в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста в домашних условиях

Задачи:

  1. Обратить внимание родителей к проблеме речевого развития детей  младшего дошкольного возраста.
  2. Познакомить родителей с играми и упражнениями, помогающими совершенствовать устную речь ребенка.
  3. Активизировать речевое общение в семье.

Оборудование, материалы: ноутбук, программа ZOOM, аудиодорожка со звуком молотока аукциониста, сигнальные карточки для родителей, разыгрываемые лоты (детские книги, прописи, игры, компьютерные речевые игры и т.д.), презентация, фото и видеоматериалы, описания арт. упр.,

Ход мероприятия:

-Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня родительское собрание будет проходить в формате АУКЦИОНА.

Мы рады приветствовать Вас на Аукционе педагогических идей. Аукцион – это публичная продажа товаров с использованием торгов. Товар продается в присутствии многих желающих – покупателей. Цена товара определяется в процессе того, как покупатели торгуются между собой за право купить товар.

- Представляем Вашему вниманию:

Ведущий аукциона – ………….

Аукционист – учитель-логопед …………

Аукционеры – Вы, уважаемые родители. Аукционеры имеют право ознакомиться и приобрести тот или иной заинтересовавший их лот. (брошюру с лотами раздавали накануне собрания). Он достанется тому, кто быстрее «поднимет руку» и правильно ответит на вопрос. Итак, внимание!

Аукционист: Аукцион открыт (звук стука молотка). Объявляются торги педагогическими идеями.

Ведущий: Тема торгов «Вместе играем – речь развиваем» Сегодня мы научимся некоторым играм и упражнениям по развитию речи детей, которые вы сможете проводить дома.

Сегодня в продажу выставлены следующие лоты-…….

 Они представлены в ваших программах.

Ведущий: представляем вашему вниманию лот №1.

Лот достанется тому, кто правильно ответит на вопрос.

Назовите наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребенка.

1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.

2. Общение ребенка с другими детьми.

3. Речь взрослого – пример для подражания.

4. Чтение детской художественной литературы.

5. Игра с ребенком взрослых.

Ведущий: Правильно.

Аукционист: Продано! (звук стука молотка)

Ведущий: Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как вы говорите с детьми, сколько внимания уделяете речевому общению с ребенком, во многом зависит успех его в усвоении языка. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном. Развитие речи дошкольников в игре – это еще и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.

Аукционист: Торг выиграла (Ф.И.О. родителя, ответившего правильно на вопрос). Победителю вручается покупка. Поприветствуем.

Ведущий: представляем вашему вниманию лот № 2.

Лот достанется тому, кто правильно ответит на вопрос. Внимание на экран.

-Что делают дети? Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Ведущий: правильно!

Аукционист: Продано! (звук стука молотка)

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков; помогает подготовить ребёнка к правильному произношению звуков и включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляции, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба.

1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично. Желательно заниматься 2 раза в день.

2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества - признак переутомления, лучше этого не допускать.

3. В младшей группе артикуляционная гимнастика проводится как часть занятия или в ходе режимных моментов. Артикуляционные упражнения обязательно выполняются перед зеркалом.

4. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, в игровой форме.

- А теперь я предлагаю вам попробовать выполнить артикуляционные упражнения. Каждому из вас были выданы описания артикуляционных упражнений, которые я рекомендую выполнять с ребенком дома. Сейчас мы попробуем их выполнить.

«Заборчик», «Трубочка», «Качели», «Маляр», «Лошадка»,  «Вкусное варенье».

- Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу.

Аукционист: Торг выиграла (Ф.И.О. родителя, ответившего правильно на вопрос) Победителю вручается покупка. Поприветствуем!

Ведущий: представляем вашему вниманию лот № 3.

Лот достанется тому, кто правильно ответит на вопрос.

- Почему полезно детям проговаривать скороговорки, чистоговорки?

Ведущий: Правильно.

Аукционист: Продано! (звук стука молотка).

Ведущий: Произнесение поговорок, чистоговорок и скороговорок – полезно для всех детей, даже если с дикцией у малыша на первый взгляд все в порядке. У дошкольников еще не достаточно  четко работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания, другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Дикция вырабатывается с помощью специальных занятий, никто от природы не обладает идеальным произношением.

Аукционист: Торг выиграла (Ф.И.О. родителя, ответившего правильно на вопрос). Победителю вручается покупка. Поприветствуем.

Ведущий: Представляем вашему вниманию лот № 4.

Лот достанется тому, кто правильно ответит на вопросы. Внимание на экран.

- Что делают дети? Для чего нужна дыхательная гимнастика? Для чего необходимо правильное речевое дыхание?

Аукционист: Продано! (звук стука молотка)

Ведущий: Очень часто можно услышать, как дошкольники, произнося длинные фразы, сбиваются на середине, начиная говорить взахлёб, или же заканчивают их едва слышным шепотом. Причина этого в неправильном речевом дыхании. Ребёнку просто не хватает воздуха, чтобы закончить фразу.

Речевое дыхание помогает детям не только чётко произносить фразы, но и регулировать громкость собственного голоса в зависимости от ситуации.

Игры, способствующие формированию правильного дыхания, следует ограничить по времени. Из–за глубоких вдохов и выдохов у ребёнка может закружиться голова.

- А теперь я предлагаю вам попробовать выполнить некоторые дыхательные упражнения. Основное правило всех дыхательных упражнений – это вдох носом и выдох ртом, не надувая щек.

Свистульки

Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки

Бульки

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.

Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.

Мыльные пузыри

Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра - коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.

Листопад

Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки;

Ход игры: Выкладываем на столе листочки, потом предлагаем подуть ребенку на них.

Все эти игры способствуют развитию правильного речевого дыхания

Аукционист: Торг выиграла (Ф.И.О. родителя, ответившего правильно на вопрос) Победителю вручается покупка. Поприветствуем!

Ведущий: Представляем вашему вниманию лот № 5.

Лот достанется тому, кто правильно ответит на вопрос.

- Как обогатить словарный запас ребенка? (пополняется благодаря общению с окружающими людьми, чтению каких-либо текстов, расширению кругозора и т.д.)

Ведущий: правильно!

Аукционист: Продано! (звук стука молотка)

Ведущий: Красивая и грамотная речь – очень важный показатель интеллектуального развития. Чем богаче словарный запас ребенка – тем более развитым он растет, тем легче ему дается обучение всему новому. Пополняется словарный запас благодаря общению с окружающими людьми

- А теперь вашему вниманию предоставляются игры на расширение словарного запаса детей.

Игра «Я знаю три слова».

Взрослый бросает мяч ребёнку, называя обобщающее понятие, а ребёнок должен назвать три конкретных понятия: овощи — огурец, картошка, помидор; фрукты — яблоко, банан, груша; домашние животные — кот, собака, лошадь.

Игра «Какой? Какая? Какое?».

Взрослый бросает мяч ребёнку, называя существительное, ребенок должен подобрать как можно больше слов-признаков и бросить мяч обратно: апельсин (какой?) - вкусный, сладкий, сочный, круглый, оранжевый и т. д. Зима (какая?) - холодная, морозная, снежная и т. д.

Игра «Скажи наоборот» (игра с мячом).

Взрослый предлагает ребёнку подобрать слова с противоположным значением (т. е. сказать наоборот): Ворона большая, а воробей … (маленький); Ваня высокий, а Саша … (низкий); Катя весёлая, а Маша … (грустная); Летом на улице тепло, а зимой … (холодно).

Игра «Что делает?».

Ребенку предлагается подобрать как можно больше слов-действий к существительным: Дети — играют, бегают, веселятся, смеются и т. д.; Ворона — каркает, летает, клюёт, т.д.

Игра «Что из чего сделано?»

Я буду называть предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан. Например, стол из чего сделан? (из дерева).

Дети: Деревянный.

Взрослый: Стакан из стекла?

Дети: Стеклянный.

Взрослый: Ключи из стали?

Дети: Стальные. Ит.д.

Аукционист: Торг выиграла (Ф.И.О. родителя, ответившего правильно на вопрос) Победителю вручается покупка. Поприветствуем!

Ведущий: Представляем вашему вниманию лот № 6

Лот достанется тому, кто правильно ответит на вопрос.

- Что делают дети? Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

Ведущий: Правильно.

Аукционист: Продано! (звук стука молотка)

Ведущий: Вашему вниманию предлагаются игры на развитие мелкой моторики.

Пальчиковые игры: «Апельсин»

Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая ее обхватывает).

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа. (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке).

Эта долька – для чижа.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для бобра

А для волка – кожура! (встряхиваем обе кисти).

Для развития мелкой моторики хорошо использовать мозаику, шнуровку, бусы, конструктор.

Игра «Золушка»

Предлагается разложить по разным тарелочкам сушеный горох, фасоль и т.д. Ребенок перекладывает из одной емкости в другую

Ведущий: Представляем вашему вниманию лот № 7.

Лот достанется тому, кто правильно ответит на вопрос.

. Игра "Угадай, что звучало" 

Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.

2. Игра "Шумящие мешочки"

Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

3. Игра "Волшебная палочка"

Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…

Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

4. Игра "Жмурки"

Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

- Ведущий: Вот и завершился аукцион педагогических идей «Вместе играем – речь развиваем». Сегодня вы познакомились с основными направлениями в развитии речи детей среднего возраста, узнали игры, незамысловатые упражнения, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном и которые помогут вам обогатить речь вашего ребенка, сделать её чистой и грамматически правильной в домашних условиях.

Аукционист: а также вы имели возможность приобрести понравившийся лот. Поздравляем вас с удачными покупками.

Ведущий: Аукцион закрыт!!!

Ведущий: Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.  Всего вам самого доброго!!! До новых встреч!

Развитие речевого слуха, речевого внимания и восприятия у детей младшего дошкольного возраста.

Речь пойдёт о формировании у дошкольников речевого слуха, слухового внимания и восприятия. Почему же это так важно?

Речевой слух включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность.

Слуховое внимание - это умение сосредотачиваться на звуке, без которого невозможно слушать и понимать речь человека.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 6-7 – летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из – за недостаточного развития речевого слуха. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Развитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка.

Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании.

Речевой слух осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.

Речь является средством общения людей и формой человеческого общения. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д.

Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие - крикливо. Родителям необходимо обращать внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

Одним из направлений речевого развития детей является - воспитание у малыша речевого слуха (интонационного, фонетического, фонематического). В его основе лежат умения, связанные с различением акустических характеристик звуков: высоты, громкости, длительности.

Чтобы ваши дети научились чисто и ясно произносить звуки родного языка, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), надо учить малышей напрягать слух, улавливать и различать звуки («Это игрушки: мишка рычит: «р-р-р», куколка плачет: о – о – о»).

Для развития у ребенка слухового внимания и слуховой памяти, мы предлагаем родителям выполнять с малышами определённые действия с игрушками, предметами: покачать куклу, покатать мяч, поплясать мишутке и т.д.

Такие упражнения способствуют обогащению словарного запаса у ребенка, активируют их интерес к речи, положительно влияют на формирование мотивации общения.

Также слуховое восприятие нужно развивать в процессе узнавания и дифференциации неречевых звучаний по их акустическим свойствам: Например: "Найди мишку" (ребёнок ищет спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала. Чем громче сигнал, тем ближе ребёнок к спрятанной игрушке.).

В качестве упражнений для развития голосового аппарата и речевого слуха можно использовать отрывки из стихотворений, потешек, считалок, чистоговорок , скороговорок, насыщенных определённым звуком. Так ребенок учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных птиц и людей. Соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. Эти игры позволяют значительно улучшить слуховое восприятие речи, что способствует максимальной адаптации его фонематического слуха к реальному общению.

Также учите детей различать неречевые звуки по характеру звучаний (разнообразные шумы, голоса животных и птиц, музыкальные звуки), акустическим свойствам (громкость, высота, длительность), количеству звучаний, направлению появлению звука. Упражнения по развитию неречевого звука подготовит ребенка к восприятию речевых звуков.

Предлагаю вашему вниманию ряд игр и упражнений, которые можно использовать на развитие речевого слуха, слухового внимания и восприятия.

Определение звучания игрушек (3-4 г.). Возьмите 3 - 5 звучащих по - разному игрушек (колокольчик, дудочка, погремушка, пищащие и заводные игрушки ), предложите ребенку рассмотреть их и послушать, какие звуки они издают. Затем отведите ребенка в сторону (3-5 метров), поверните спиной к игрушкам и воспроизведите звучание одной из них. Малыш должен подойти и указать на звучащую игрушку (назвать) (воспроизвести ее звучание).

 Определение голосов членов семьи, птиц, животных (папа из комнаты, а мама с кухни должны назвать имя ребенка).

 Определение звуков и шумов, доносящихся с улицы (машины, трамвай, дождь).

 Перемещение предметов по заданию, например, взять со стола мишку и поставить его на диван (на стул, на полку, под шкаф).

 На столе разложены знакомые игрушки, картинки, предметы. Предложите ребенку посмотреть на них внимательно, а затем подать Вам сразу 2 предмета. В дальнейшем задание можно усложнить: попросите подать одновременно 4 предмета и т.д.

 Повторение сочетаний звуков и слогов: А,У,И, А-У, А-И, О-А, ТА, ПА, ТА-ТА, МА-МА-МА, ТА-МА-СА и т.д.

 Повторение слов, словосочетаний, небольших предложений. Для усложнения: предлагается ребенку встать спиной к говорящему и повторить за ним все словосочетания, сохраняя их количество и порядок, например, «Коля, нашел шапку» или «Наша Таня громко плачет» или «Пошел котик на торжок, купил котик пирожок» и т.д.

 «Отгадай, что звучит» (3-5 л.).

 Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

 «Солнце или дождик» (3-4г.).

 Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на улицу. Погода хорошая и светит солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

 «Разговор шепотом» (4-6 л.).

 Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

 «Посмотрим, кто говорит» (3-4 г.).

 Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».

 «Слышим звон и знаем, где он» (4-5 г.).

 Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление

 «Скажи, как я» (4-5 г.).

 Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать, как он произносит слова, и повторять их так же и следить за тем, чтобы малыш произносил слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.

 «Угадай, что делать» (4-5 г.).

 У ребенка в руках два флажка. Если взрослый громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз. Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение. Услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет в форме деловой игры «Аукцион педагогических идей» Тема: «Речь и речевое общение посредством дидактических игр»

Разработка педагогического совета в нетрадиционной форме по развитию речи дошкольников посредством дидактических игр....

Паспорт педагогического проекта «В театр играем - речь развиваем»

Паспорт педагогического проекта «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность». «В театр играем - речь развиваем» Проект «В ...

Педагогический проект «В театр играем - речь развиваем». Вторая младшая группа

Младший дошкольный возраст является наиболее сенситивным (восприимчивым)для всестороннего развития ребенка. Именно в 3-4 года происходит активное становление всех психических процессов,...

Педагогический проект "С бумагой играя - речь развиваем"

Педагогический проект "С бумагой играя - речь развиваем" раскрывает вопрос о важности применения современных методов и средств в работе учителя-логопеда. Использование модульной аппликации, ...

Педагогический проект "Говорим, играем - речь развиваем"

создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников всеми участниками педагогического процесса....