Методы и приёмы речевого развития
статья по логопедии (младшая группа)

Олеся Анатольевна Манюк
Данная статья содержит теорию и практические методы развития речи в раннем возрасте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы речевого развития детей раннего возраста

Методика развития речи детей первых трех лет жизни является одним из существенных разделов педагогики раннего детства.

В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения различных сторон родного языка. На первом году развиваются голосовые реакции, подражание и понимание, усваиваются первые слова; на втором году -- понимание, подражание, активная речь (в основном усваивается словарь); на третьем году -- понимание, активная речь: словарь, грамматические формы, синтаксические конструкции (различные предложения). Уже на первом году речь начинает выполнять функцию общения и становится орудием развивающегося мышления.

Факторы, влияющие на развитие речи

-Биологические: наследственность; правильное строение и функционирование центральной нервной системы, речевых центров в мозге, органов слуха и речи; здоровая беременность и благополучные роды; здоровое физическое и психическое развитие после рождения.

-Социальные: полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка, благоприятная развивающая среда.

К средствам развития речи относятся:

-обучение в процессе общения;

-культурная языковая среда;

-художественная литература;

-разнообразные виды искусства.

Три группы методов развития речи:

- наглядные,

- словесные,

- практические.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов, рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.

Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, обобщающая беседа. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, дидактические упражнения, хороводные игры.

Эффективным методом развития речи детей раннего возраста, является развитие мелкой моторики. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры – один из приемов работы с детьми и особенно в раннем возрасте. Игра «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка…», «Коза рогатая» и другие пальчиковые игры стимулируют речь детей, развивают кисти рук.

Собственно речевое общение формируется на втором году жизни, как правило, во втором полугодии. Ребенок использует слова не только в ответ на побуждения взрослого, но и по собственной инициативе, обращаясь к взрослому по разнообразным поводам. Инициативная речь является показателем педагогической работы с детьми. По ней можно судить о характере и содержании общения взрослого с ребенком, о том, в какой степени дети владеют словарным запасом и другими языковыми средствами и используют их в целях общения.

В раннем детстве развитие речи разделяется на два периода: первый - подготовительный, второй - оформление самостоятельной речи.

Подводя итоги, следует отметить, что формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка, это - не просто количественное накопление словаря. Это сложнейший процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые методы и приёмы для развития речи дошкольников

Все игровые методы и приёмы можно использовать для разных возрастных групп,а также речевых детей и не речевых. Большую помощь этот материал окажет педогогам и родителям....

Использование нетрадиционных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи

Совокупность методов и приёмов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивают не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определённых психических процессо...

Самоанализ по теме самообразования "Нетрадиционные методы и приёмы в развитии связной речи детей с ОНР"

В данной работе представлены некоторые нетрадиционные методы и приёмы, которые могут быть использованы в работе с детьми по развитию связной речи старших и подготовительных групп, а так же проделанная...

Консультация для педагогов "Методы и приёмы математического развития детей старшего дошкольного возраста, структура занятия"

Основные структурные компоненты компоненты занятия это: организация детей (вводная часть), основная и заключительная части. Раскрывается значение этих компонентов занятия. И как лучше их проводить. Оп...

Консультация для воспитателей Методы и приёмы речевого развития

Детсадовский возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расши...

Инновационные методы и приёмы в развитии мелкой моторики рук у младших дошкольников с низким уровнем развития речи

Данная статья рассказывает о нетрадиционных методах и приемах в развитии мелкой моторики рук младших дошкольников...

Методическая разработка по теме: " Методы и приёмы по развитию и коррекции произвольного внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данный материал содержит описание приёмов по развитию произвольного внимания. У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития отмечают недостаточное развитое произвольное внимание. Набл...