"Обучение в движении - здоровьесберегающий подход в работе с детьми с ТНР"
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Лукьянченко Елена Сергеевна

Игра, как ведущий вид детской деятельности,  несет в себе информацию, которая очень близка и понятна дошкольнику. С помощью игр дети получают познавательный заряд, вызывающий у детей желание действовать, обучаться и играть.Создание условий, направленных на позитивную самореализацию детей, как показывает практика становится то, что выбирают сами дети. А они отдают предпочтение подвижным развивающим играм, поскольку движение – это естественное состояние здорового растущего детского организма.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение в движении – здоровьесберегающий подход в работе с детьми с ТНР.

    Игра, как ведущий вид детской деятельности,  несет в себе информацию, которая очень близка и понятна дошкольнику. С помощью игр дети получают познавательный заряд, вызывающий у детей желание действовать, обучаться и играть.

     Создание условий, направленных на позитивную самореализацию детей, как показывает практика становится то, что выбирают сами дети. А они отдают предпочтение подвижным развивающим играм, поскольку движение – это естественное состояние здорового растущего детского организма.

     Сочетание мыслительной и двигательной активности способствует формированию интеллектуального и сенсорно-моторного развития, познавательной активности, пространственного представления и логического мышления, творческих способностей, воображения и фантазии, навыков моделирования и конструирования.

     В своей коррекционной работе для обучения в движении мы использовали развивающие напольные тренажеры: VAY TOY и координационную лестницу.

     Занятия с развивающими напольными тренажерами затрагивают все образовательные области и способствуют комплексному развитию дошкольников на основе здоровьесберегающей технологии обучения в движении.

Развивающие напольные тренажеры мы  применяли в разных видах детской деятельности:

-в утренней гимнастике;

-в образовательной деятельности;

-в физкультминутках и динамических паузах;

-подвижных играх;

-самостоятельной двигательной деятельности.

В основе игрового пособия VAY TOY -  игровые ситуации с геометрическими фигурами и объединены общей концепцией-девизом: «Играю. Двигаюсь. Учусь». «VayToy», – это отличное сочетание дидактики и развлечения. «VayToy», объединяет интеллектуальное и физическое развитие детей, и способствует гармоничному образовательному процессу. По мнению автора-разработчика, «это крайне важно, ведь дети столько времени проводят за столом, начиная с дошкольного возраста, потом в школе. А с данным пособием дети могут и активно двигаться во время игры, и интеллектуально развиваться: учиться считать, знакомиться с геометрическими фигурами, цветами, тренироваться запоминать, различать, сравнивать, логически мыслить». Главное – двигательная активность положительно влияет на здоровье детей.

Дети с удовольствием играли в игры с геометрическими фигурами  «Самый меткий», «Фигурозарядка», «Звездопад», «Построй по схеме», «Слушай внимательно – бери быстро!» и другие. Знакомились с формой, цветом, размером, классификацией по различным признакам предметов, закрепляли свойства геометрических фигур.

Испытывали свою логику, память, слуховое и зрительное внимание, развивали умение ориентироваться в пространстве, умение работать по образцу, глазомер, меткость, общую, мелкую моторику и координацию движений.

Координационная лестница - это универсальный тренажёр, состоящий из 6-12 гибких пластиковых перекладин, соединённых между собой стропами (верёвками, образующих ячейки - «квадраты». Размеры ячеек можно варьировать от 37см до 40 см в зависимости от вида движения, от коррекционных задач и поставленных целей.

    Координационная лестница – это один из распространенных и эффективных тренажеров для оздоровительных занятий. Она благотворно влияет на развитие памяти, внимания, способствует быстрому переключению с одного движения на другое. Координационную лестницу мы применяли в своей работе для развития чувства ритма, координации движений, ориентировки в пространстве и умении сочетать речь с движением. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы способствует усовершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти.

   В своей коррекционной работе координационную лестницу применяли на этапе автоматизации, дифференциации звуков для развития фонетико-фонематических процессов и связной речи, отрабатывали грамматические категории. Чаще всего использовали знакомые движения в самостоятельной деятельности: прыжки и ходьба. Совмещая речь с движениями, у ребенка лучше закрепляется речевой материал и автоматизируются поставленные звуки. Игры, которую мы использовали в своей работе: «Внимательные ушки», «Посчитай-ка», «Передай мяч», «Иду по дорожке»   «Найди свой кубик», «Повтори за мной», и многие другие.

     Основное правило по использованию координационной лестницы - это то, что ее следует размещать так, чтобы обеспечить свободное пространство со всех сторон.

     Для поддержания интереса добавили координационные кольца и фишки. Их использование в сочетании с различным оборудованием вызывает интерес у детей, создает положительные эмоции. Фишки и координационные кольца - используются как дополнение в различных видах игр, эстафетах и упражнений, развивая межполушарные связи, скорость реакции, помогают выполнять несколько действий одновременно.

     По итогам работы с методическим пособием «VayToy» и координационной лестницей, отметили, что материалы игр способствуют комплексному развитию детей, а так же  являются эффективным средством коррекции и развития речи.  Можно использовать для решения задач во всех образовательных областях, а также в свободной деятельности детей. Разнообразные упражнения интересны детям, они с удовольствием выполняют предложенные задания. Необычная форма подачи материала, успешное прохождение физических и речевых игр и упражнений, предоставление выбора ребёнку – всё это мотивирует детей.

     Для удобства работы в образовательной деятельности мы применяем разработанную нами картотеку напольных подвижных развивающих игр и карточки схемы выполнения упражнений.

      В перспективе мы планируем, приобрести вторую координационную лестницу и сделать кубик выбора, он позволит закрепить умения выполнять движения по схематическому изображению.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Преемственность со школой в содержании обучения и воспитания по познавательному и речевому развитию детей. «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста».

Главным в работе любого педагога дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное разв...

Опыт работы по теме: "Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД в условия реализации ФГОС"

Целью данной работы является создание условий и внедрение современных инновационных образовательных технологий, способствующих более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения ...

Сообщение из опыта работы "Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста"

Использование инновационных педагогических технологий открыли новые возможности воспитания и обучения, и одной из эффективных является технология "Лэпбукинг". При использовании данной технол...

Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...

Новые подходы в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения

Данная статья поможет воспитателям дошкольных учреждений в интересной и увлекательной форме познакомить детей с правилами безопасности на улицах и дорогах города...

Проект "Нейропсихологический подход в работе с детьми как здоровьесберегающий фактор процесса социализации"

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психиче...

Семинар «Нейропсихологический подход в работе с детьми как здоровьесберегающий фактор в процессе социализации»

Семинар «Нейропсихологический подход в работе с детьми как здоровьесберегающий фактор в процессе социализации» Проблема здоровьесбережения подрастающего поколения уже не оди...