Животные жарких стран
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Гребенюк Алина Олеговна

Логопедическое занятие для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме «Животные жарких стран»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• Расширять, уточнять, активизировать словарный запас по теме «Животные жарких стран».

• Упражнять в изменении числа существительных в именительном падеже.

• Продолжать учить образованию и использованию прилагательных сравнительной степени в составе сложноподчинённого предложения.

• Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность при пересказе сказки по ролям.

Коррекционно-развивающие:

• Развивать зрительное, слуховое восприятие, внимание, память; мышление.

• Способствовать развитию общей, пальчиковой, артикуляционной моторики.

• Закреплять умение делать глубокий вдох, и сильный направленный выдох.

Воспитательные:

• Воспитывать познавательный интерес, любознательность на основе лексической темы.

• Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать педагога и друг друга.

Материал:

Картотека артикуляционной гимнастики «Зоопарк» (материал к играм «Кто прячется в траве саванны?», «Домино «Один-много»; предметные и сюжетные картинки по теме занятия, мяч, игрушки-животные жарких стран.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

1). Развитие пальчиковой моторики. Пальчиковая игра «Животные жарких стран»

Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом.

Логопед: «Раз, два, три, четыре, пять, приглашаю вас играть!»

Если в жаркую страну,

Я случайно попаду,

(Сжимать и разжимать пальцы в кулачки)

То увижу там шакала

(Сделать из пальцев «бинокль», поднести к глазам)

Кенгуру, гиппопотама,

(Разогнуть большой и указательный пальцы правой руки)

Обезьяну, тигра, льва,

(Разогнуть средний, безымянный пальцы и мизинец правой руки)

Крокодила и слона.

(Разогнуть большой и указательный пальцы левой руки)

Хорошо живётся им –

Разогнуть средний, безымянный пальцы и мизинец левой руки)

Не бывает снежных зим.

(Хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны).

2). Развитие артикуляционной моторики. Проводится комплекс арт. гимнастики – сказка «Зоопарк» (автор Т. А. Куликовская). Рассказывание сказки сопровождается показом картинок.

В зоопарк пойдём теперь.

Открываем шире дверь.

(Открывать широко рот и закрывать его).

Нас встречает добрый слон.

Длинный хобот тянет он.

(Тянуть губы «хоботком»).

Если очень захотеть,

Можно хоботом вертеть

(Вращать вытянутыми губами по кругу).

Улыбнулись нам подружки –

Большеротые лягушки.

(Широко улыбаться, растягивая губы).

Жираф вытянул вверх шею.

Очень он гордится ею.

(Рот широко открыть. Тянуться языком к носу).

Зебры – резвые лошадки –

Бойко скачут по площадке.

(Медленно щёлкать языком, присасывая его к нёбу).

Потянула зебра ножку,

Постояла так немножко.

(Присосать язык к нёбу и удерживать его 10 секунд. Тянуть подъязычную связку).

А у зебры есть полоски.

Их рисуем кистью плоской.

(Рот открыть. Проводить широким языком по нёбу вперёд-назад).

Посмотри: хамелеон.

Хвост закручивает он.

(Рот открыть. Поднять язык за верхние зубы и закрутить его наверх. Придержать его зубами).

Вот пантера. Зверь другой.

Спину выгнула дугой.

(Спрятать язык за нижние зубы. Выгнуть спинку языка).

Спину выгнула дугой…

Язычок, скорей домой!

(Спрятать язык. Закрыть рот).

Логопед: «А где живут все эти животные в дикой природе? (В жарких странах – в странах Африки, некоторые из них – в Австралии, в Китае, на острове Мадагаскар… (можно уточнить, какие именно, где)». Животные обитают в саваннах – на равнинах, покрытых густой травой, в джунглях, пустынях…

II. Активизация лексического запаса по теме, развитие грамматического строя речи.

1) Логопед: «Раз, два, три, четыре, пять, будем снова мы играть!»

Проводится игра-домино «Цепочка слов «один – много».

Игру можно провести на большом столе или прямо на полу. Каждый ребёнок получает карточки от игры. Логопед предлагает их запомнить. Количество карточек зависит от количества играющих. Логопед или любой ребёнок кладут первую карточку, называя животных, изображённых на ней, используя существительные в единственном и множественном числе. Следующим становится игрок, который первый нашёл на своих карточках тех же животных или животное. Он кладёт свою карточку, и проговаривает названия животных. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все карточки.

После игры можно предложить детям найти свои карточки и убрать их в коробку.

 

2) Игры «Кто прячется в траве саванны?» «Кого не стало?»

Карточки с закрытыми «травой» животными находятся перед детьми на столе. Логопед рассказывает, что в траве саванны (или в зарослях джунглей) от них кто-то спрятался, и спрашивает, хотят ли они узнать, кто же это и задаёт детям вопрос: «Как, не раздвигая руками траву, можно узнать, кто в ней прячется?» После ответов детей принимается решение «создать ветерок», который поможет решить проблему. Дети по очереди подходят, берут в руки карточки, и дуют на «травку», соблюдая известные правила. После этого они называют животное и детёныша и показывают всем картинку.

После того, как дети узнали и назвали всех животных и их детёнышей, проводится игра «День – ночь» или «Кого не стало?». Дети по словесному сигналу «Ночь!», «День!» закрывают (открывают) глаза. Логопед закрывает «травой» одну картинку. Дети угадывают спрятанное животное, отвечают предложением: «Не стало слонихи со слонёнком» и т. д.

3) Игра «Сравни наоборот»

Логопед располагает перед детьми пары игрушек-животных жарких стран или картинок. По каждой паре задаёт вопросы, на которые нужно ответить предложением с прилагательным сравнительной степени, например, «Жираф выше, чем бегемот. Бегемот ниже, чем жираф».

- Кто больше? (бегемот или тигр)

- А кто меньше?

- Кто выше? (жираф или носорог)

- А кто ниже?

- Кто длиннее? (крокодил или черепаха)

- А кто короче?

- Кто быстрее? (черепаха или антилопа)

- А кто медленнее?

- Кто тяжелее? (слон или кенгуру)

- Кто легче?

- Кто сильнее? (лев или обезьяна)

- Кто слабее?

Возможны разные варианты пар животных и вопросов о них.

III. Развитие общей моторики, координации речи с движениями, чувства ритма и рифмы

1) Подвижная игра «На водопой».

Дети идут по кругу, изображая животных и подсказывают названия детёнышей.

Жарким днем большой толпой звери шли на водопой,

За мамой слонихой топал. (слонёнок,

За мамой тигрицей крадётся… (тигрёнок,

За мамой черепахой ползёт… (черепашонок,

За мамой кенгуру скачет (кенгурёнок,

А за мамой зеброй бежит. (жеребёнок).

2) «Ты движенье повтори и словечко подскажи»

Дети встают в круг. Логопед показывает движение соответственно тексту, а дети повторяют и произносят последнее слово.

Яны-яны-яны, по веткам скачут… (обезьяны).

Моты-моты-моты, плывут… (бегемоты).

Афы-афы-афы, жуют листики… (жирафы).

Муры-муры-муры, прыгают… (лемуры).

Ру-ру-ру, быстро скачут (кенгуру).

Ны-ны-ны, водой брызгают… (слоны).

IV. Развитие связной речи. Работа над пересказом логосказки «Жираф и жеребёнок» по ролям из пособия Е. А. Левчук «Грамматика в сказках и историях».

- Чтение сказки без установки на пересказ.

- Повторное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

- Беседа по тексту:

О ком сказка?

Кого встретил жираф?

Чем жираф стал хвастаться перед жеребёнком?

Как он это делал? Изобразите.

Что ответил жеребёнок?

Почему короткая шея для жеребёнка удобнее?

О чём задумался жираф?

Чему учит эта сказка?

Далее проводится игра с мячом «Вопрос-ответ»

У кого ноги стройнее?

У кого ноги сильнее?

У кого шея длиннее?

У кого шея короче?

Кто умнее: жираф или жеребёнок?

Пересказ сказки детьми по ролям.

V. Итог занятия.

Логопед: «Ребята, что мы с вами делали на занятии? Какие игры вы запомнили? Какую сказку мы пересказывали? У кого хорошо получилось отвечать на вопросы? Что оказалось трудным?» Логопед даёт дифференцированную оценку деятельности детей, предлагает рассказать сказку дома родителям, братьям и сёстрам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»

Итоговое мероприятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»...

Конспект НОД по развитию логического мышления детей старшей группы. Тема : « Животные: домашние, дикие, животные жарких стран».2014 г.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию логического мышления детей старшей группы.Тема : « Животные: домашние, дикие, животные жарких стран»...

Тема недели: Зоопарк. Животные жарких стран. Животные Севера.

Лексические игры и упражнения для развития и активизации словаря....

Календарный план по лексической теме"Животные нашего края, зимующие птицы и животные жарких стран" для детей от 5 до 6 лет группа "Золотой ключик" .

Календарный план разработан с учетом возрастных особенностей детей от 5 до 6 лет, а так предусматривает учет индивидуального маршрута с каждым ребенком....

Тема: ЗООПАРК (обобщающее занятие по темам: домашние и дикие животные, животные жарких стран).

Представлен конспект занятия в средней группе по развитию связной речи. Данное занятие знакомит с методами и формами работы с детьми с ОВЗ....

Календарно-тематическое планирование в средней группе "Дикие животные жарких стран и их детёныши, где живут, чем питаются, как передвигаются, как приспосабливаются к жаркому климату"

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ АПРЕЛЬ 2020Тема III недели: Дикие животные жарких стран и их детёныши, где живут, чем питаются, как передвигаются, как приспосабливаются к жаркому...

Конспект ООД с детьми 6-7 лет «Комфортная температура воды в жизни животных» (Лексическая тема: «Животные севера», «Животные жарких стран»)

Целью образовательной деятельности на тему «Комфортная температура воды в жизни животных» является формирование представлений о том, какая температура воды является комфортной для животных...