Непосредственно-организованная образовательная деятельность в старшей логопедической группе
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)

Здесь мы представляем для примера  планирование одной недели: «Зимние забавы».

Первая таблица охватывает планирование образовательной деятельности недели, вторая- совместной деятельности педагога и детей. Зеленым цветом в образовательной деятельности выделены речевые задачи, т.к. группа для детей, имеющих речевые нарушения (ОНР).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimnie_zabavy.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

               Предлагаем воспитателям, специалистам коррекционных (логопедических) и массовых групп разработанную нами систему календарно-тематического планирования с учетом требований ФГОС. Планирование  характеризуется интегративностью подачи эмпирических знаний  во всех рекомендованных образовательных областях.

Мы разделили учебный год на 32 тематические недели и максимально содержательно  наполнили  в каждой неделе все образовательные области.

Данная форма показалась педагогам очень удобной, т.к. формы  и методы педагогического воздействия не только указаны, но и содержательно расписаны, что избавляет воспитателей от необходимости капаться во множестве методической литературы, и дает возможность иметь всю неделю необходимый материал под рукой.  Педагоги  теперь лишь пополняют план текстами художественной литературы, инновационными формами, предлагаемыми  в профильной печати и на курсах.

P.S.Здесь мы представляем для примера  планирование одной недели: «Зимние забавы».

Первая таблица охватывает планирование образовательной деятельности недели, вторая- совместной деятельности педагога и детей. Зеленым цветом в образовательной деятельности выделены речевые задачи, т.к. группа для детей, имеющих речевые нарушения (ОНР).

Непосредственно-организованная образовательная деятельность в старшей логопедической группе

ТЕМА НЕДЕЛИ: Зимние забавы

Дни неде

ли

Область знаний

Тематическое содержание

   формы

 проведения,                

 интеграция

   видов

деятельности;                

материал и оборудование

Понедельник

Познавательное развитие /формирование целостной картины мира /+ речевое развитие

(Интегрированное)

Т     «Подарки матушки Зимы ».                                                  

- Раскрыть сущность понятия «Зимние забавы»;

- Показать, какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни;

- Учить производить в речи классификационные характеристики

- Воспитывать стремление дружить с окружающими сверстниками и взрослыми.

- Формировать нравственные качества личности: внимательность, доброжелательность, любовь к ближнему, взаимопомощь и т.д.

 Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»

Развивать устную связную речь (через построение грамматически верной фразы и предложения).

Учить подбирать необходимые пословицы, подходящие по смыслу к сюжету.

Продолжать учить вносить в рассказ элементы творчества/реального и фантастического/

Интегрированное занятие

Интеграция: игровая,  трудовая, музыкально-художественная

Иллюстрации с изображением зимних развлечений и предметные картинки с изображением спортивного инвентаря.

Модели пословиц и их тексты:

Логопедическое /лекско-грам-ое/

Художественно-эстетическое развитие

(Музыка)

2 половина дня:

Ритмическая мозаика

Вторник

Логопедическое 

Речевое развитие

(Чтение художественной литературы) + художественно-эстетическое развитие

(рисование)

 «Зима прекрасна забавами» -чтение художественных произведений поэтов А. Фета «Мама , глянь-ка из окошка!..», Саша Чёрный «На коньках», И. Сурикова « Детство»…( Л.А. Парамонова стр 440).

Познакомить детей с литературными описаниями детских зимних игр и забав. Вызвать ассоциации с событиями из личного опыта, прочитанными ранее произведениями. Способствовать  развитию образной речи детей. Закрепить  в образовании сущ-х с уменьшительно-ласкательными суффиксами (гора-горочка, горка; ком-комок, комочек..). 

« Как на горке на горе»

Закрепить умение передавать в рисунке полученные впечатления от прогулки ( рисовать несложные сюжеты, пейзажи). Расширять и детализировать  содержание изобразительной деятельности, поощрять интерес к изображению человека и природных явлений в разное время года. Инициировать поиск средств художественно-образной выразительности. Развивать чувство цвета, формы и композиции. Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с сущ-ми (моя ледянка, мои лыжи, коньки, мой     сноуборд..).Словесная игра «Бывает- не бывает»

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-

Исследовательская, трудовая

Иллюстрация картин с зимними забавами, художественная книга.

Листы бумаги для рисования, кисти разного размера, акварельные, гуашевые краски, цветные карандаши, цветные фломастеры, простые карандаши, баночки с водой, тряпочки.

Физическое развитие

"Поваляемся, покатаемся"

Закрепить навыки ходьбы и бега по кругу; парами, с преодолением препятствий; «змейкой», между предметами. Разучить ходьбу по канату; прыжки через короткую скакалку; бросание мешочков в горизонтальную цель; переход по диагонали на другой пролёт по гимнастической стенке. Упражнять в энергичном отталкивании в прыжках; подползании под шнур; прокатывании обручей, ползании по скамейке с мешочком на спине; в равновесии. учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Продолжать пополнять и активизировать словарь детей.

Работать над интонационной выразительностью речи.

Игровая

Коммуникативная

Трудовая

Познавательно-исследовательская

Мешочки

Предметы-ориентиры

Скакалки

Мишени

Обручи

Шнуры

скамейки

 2 половина дня:

Ритмическая мозаика

Среда

Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений) + познавательно- исследовательская

(конструктивная)                                 деятельность

«Лыжи, санки и коньки…».

  Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.
Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.
Упражнять в счёте в пределах 20 в прямом и обратном порядке. Закрепить знания детей о геометрических фигурах.

 Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

 «Саночки».

продолжать учить детей решать конструктивные задачи проблемного характера;

развивать оптико-пространственное представление посредствам обучения многоплановому складыванию бумажной заготовки;

развивать способность к моделированию основных структурных, функциональных признаков предлагаемого объекта;

развитие целостного и структурного восприятия, концентрация внимания, производительность поведения, мелкой моторики;

создание положительного эмоционального фона.   

Упражнять в употреблении синонимов.

Развивать слуховое внимание.

Продолжать учить сочетать речь и движение, развивать темпо – ритмическую сторону речи.

Трудовая

Игровая

Музыкально-художественная

Оборудование: фланелеграф, цифры, знаки, мяч.
Демонстрационный материал: схема, модель для составления арифметических задач.
Раздаточный: карточки с заданиями, математические наборы, тетради, карандаши

Демонстрационный: образец воспитателя - снежинка.

Раздаточный: квадраты белого цвета, ножницы.

Лог-ое занятие

(звукопроиз-е)

Физическое развитие ( на прогулке)

« Как на горке ледяной»

Закрепить навык ходьбы и бега между предметами; с изменением направления по сигналу; с высоким подниманием колен; со сменой темпа движения; бег между линиями. Упражнять в сохранении равновесия; в прыжках; бросании мяча; приземлении на полусогнутые ноги в прыжках со скамейки; в переползании на четвереньках с дополнительным заданием. Развивать координацию движений.

Способствовать активизации звукопроизношения, согласованию слов в предложении, изменении слов  в роде, числе, падеже.

Трудовая

Игровая

Музыкально-художественная

Хоккейные клюшки

«Снежные комочки»

Санки

Кегли

Конусы

флажки

2 половина дня:

Художественно-эстетическое развитие

( лепка/ аппликация)

 «Дети на прогулке зимой» лепка / коллективная работа.

Развивать умение детей вдвоём выполнять общую работу: договариваться о содержании лепки, согласовывать величину фигурок, их размещение на общей подставке в соответствии с выбранным сюжетом; продолжать учить детей передавать движения персонажей. Поощрять  инициативу, сообразительность. Упражнять в образование сущ-х в родительном падеже с предлогом и без предлога игра «Без чего нельзя кататься, играть..?» ( На лыжах – без лыж, без лыжных палок, без креплений, без лыжных ботинок, , без снега…).  

Познавательно-исследовательская

Трудовая

игровая

Сюжетная картинка с изображением зимних развлечений детей, Большой лист картона, на котором сделана горка и стоят несколько ёлок (зимний двор), пластилин, веточки, хвоя, нитки.  

Четверг

Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений)

«Вот качусь я в санках по горе крутой»

 Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.
Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше.
Продолжать учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению: строить из простейших геометрических фигур новые, более сложные по заданному контуру.

Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 10.

Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Коммуникативная

Игровая

Музыкально-художественная

трудовая

Дидактическое обеспечение: магнитная доска, цифры, знаки.

Демонстрационный материал: «телеграмма», телефон, цветок. Иллюстрация к задаче, ребус, иллюстрация двери, настольная игра.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, конверт с геометрическими фигурами, ручки, карточки с числовыми домиками.

.

Лог-ое занятие

Художественно-эстетическое развитие

(Музыка)

2 половина дня:

       Пятница

Логопед-ое

Физическое развитие

«Зимняя карусель»

Упражнять в ходьбе и беге колонной по одному, с соблюдением дистанции, с чётким фиксированием поворотов; по кругу с остановкой по сигналу. Упражнять в сохранении равновесия на повышенной опоре; развивать точность при переброске мяча; координации движения в прыжке с доставанием до предмета, при перешагивании через предметы. Повторить: упражнения на перебрасывании мяча и подлезание под шнур; в переползании через скамейку; прыжки на двух ногах.

Упражнять детей в умении последовательного объяснения правил подвижной игры.  Совершенствовать навык употребления сложных предлогов «из-за», «из-под»…

Трудовая

Игровая

Музыкально-художественная

Оборудование: по 2 голубые ленточки на каждого ребенка, теннисные шарики на каждого ребенка, дуга для подлезания, гимнастические палки на каждого ребенка, гимнастическая скамья 2 шт., набивные мячи  5-6 шт.

 

2 половина дня:

Совместная деятельность педагога с детьми    в рамках интегративной темы : «Зимние забавы»

Область знания

формы проведения,

Тематическое содержание

Физическое развитие

 *Корригирующая гимнастика  

« По заснеженным дорожкам»

По заснеженным дорожкам Мы крадёмся словно кошки.

(ходьба на носках – руки на поясе)

Сугробы за ночь подросли Стали очень высоки.

(ходьба на пятках – руки вверх)

 Снег, снежок идёт с утра, Начинается игра

 Как услышишь слово «три»Скорей снежиночку лови.

Раз, два, три. Стоп, замри!

 (ходьба с хлопками над головой, руки на поясе)

До чего мороз велик, Нам стоять не велит.

 (лёгкий бег в колонне на носках)

Белый снег пушистый В воздухе кружится

(бег врассыпную)Бег в колонне. Переход на ходьбу.

Общее укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.

Увеличение силовой выносливости мышц живота (прямой и косых), длинных мышц спины при одновременной стабилизации позвоночника.  

*Имитационные упражнения

«Погреемся»  И. п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки подняты в стороны. Хлопнуть  по противоположным плечам. Повторить 6 – 8 раз.

«Весёлый снеговик» И. п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Поворот туловища  вправо – развести  руки в стороны, вернуться в исходное положение. Поворот туловища влево –  развести руки в стороны, вернуться в исходное положение. Повторить упражнение в каждую сторону 4 раза.

«Лыжник». И. п.: стоя, ноги на ширине плеч. Руки, слегка согнутые   в   локтях,   поднять   вперед, на уровень плеч, пальцы сжать в  кулаки. Наклонить   туловище   вперед,   не   опуская головы, согнуть колени и опустить руки   вниз - назад;   затем   вернуться в исходное положение. Повторить упражнение 6—8 раз.

«Катание на санках» И. п. сидя, прямые ноги слегка расставлены, прямые руки подняты вперёд. Лёгкие наклоны назад – вперёд, не опуская рук. Выполнить упражнение 4 раза назад, 4 раза вперёд.

«Конькобежец». И. п.: стоя на коленях, колени расставлены на ширине плеч,  руки за спиной. Наклонить туловище вправо, слегка присев на пятку (выдох); принять исходное положение — вдох. То же в другую сторону. Повторить упражнение 4 раза в каждую сторону.

«Греем ноги» И. п.: сидя, руки сбоку, на полу, ноги вместе. Согнуть ноги в коленях и обхватить их руками. Вернуться в исходное положение.  Повторить 6 -  8 раз.

«Снежинка» И. п.: ноги вместе, руки опущены вдоль туловища.

Прыжки на месте на двух ногах. Во время прыжка  ноги и руки развести в            

стороны, вернуться в исходное положение. Выполнить 8 прыжков  в чередовании с ходьбой.

* Спортивный  поход - прогулка  « Зимняя олимпиада» Развивать выносливость , терпение, чувство взаимопомощи, фантазию и мышление. Упражнять в ходьбе на расстояние . 2 Прививать навык ориентировки на местности. 3 Развивать физические качества ловкость , быстроту реакции , координацию движения, скоростно- силовые качества. 4 Доставить детям удовольствие от двигательной активности в играх, эстафетах. 5 Расширить представления о сезонных изменениях в природе, показать красоту и очарование зимней природы. 6 Создать атмосферу дружелюбия , радости, положительного эмоционального настроя.

*Пальчиковая гимнастика "Снеговик".

 Давай, дружок, смелей, дружок, "Лепят снежок".

 Кати по снегу свой снежок — "Катят".

 Он превратится в толстый ком, Показывают шар руками.

 И станет ком снеговиком. "Рисуют" руками снеговика.

 Его улыбка так светла! Показывают улыбку.

 Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают.

 Но солнце припечет слегка — Рука у лба, смотрят на солнце.

 Увы — и нет снеговика. Пожимают плечами, руки в стороны.

 В. Егоров

*Подвижные игры

 « Снежные вышибалы»

Выбирается два водящих, им дают по одному мягкому тряпочному мячику- это снежок. По команде дети разбегаются, а водящие бегаю за детьми пытаясь попасть в них своим снежком. В кого попадут, тот останавливается на месте.

"Зимние забавы" развить координацию речи с движением, общие речевые навыки.

 Мы бежим с тобой на лыжах, Дети изображают ходьбу на лыжах.

 Снег холодный лыжи лижет.

 А потом — на коньках, Дети изображают бег на коньках.

 Но упали мы. Ах! "Падают".

 А потом снежки лепили, Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.

 А потом снежки катали, Катят воображаемый комок.

 А потом без сил упали. "Падают".

 И домой мы побежали. Бегут по кругу.

 Н. Нищева

*Артикуляционная гимнастика

 • «Снеговики радуются морозу». Надуть щёки. Весёлое выражение глаз.

• «Горка». Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

• «Горка закрывается - открывается». Сделать «горку», а потом не убирая язык от нижних зубов,

сжать зубы (губы – в улыбке, зубы видны), а затем открыть снова рот

(язык всё время упирается в нижние зубы). Повторить движения 5-6 раз.

• «Саночки». Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения языком вперёд – назад,

боковые края языка скользят по коренным зубам.

Учить детей правильно дышать, вспомнить три вида дыхания, обслуживающих человеческую речь

*Логоритмика «Что нам нравится зимой?»

Что нам нравится зимой?  /Хлопки/.

 Белые полянки. /Развести руки в стороны/.

 И на горке снеговой /Поднять руки вверх (показать «горку»).

 Лыжи или санки (2 р.)   Ходьба лыжника.

 Что нам нравится зимой? Хлопки.

 Мягкие сугробы, Показать сугробы.

 Чтоб копаться день–деньской   Имитировать копание снега лопатой.

 Крепость делать чтобы (2 р.) Лепить снежки.

 Что нам нравится зимой? Хлопки.

 Потеплей одеться, Имитировать одевание одежды.

 В шубке тёплой меховой, Похлопать ладошками по одежде.

 На морозе греться (2 р.) Прыжки.

*Физкультминутка

Выпал беленький снежок, Дети идут по кругу.

Соберёмся все в кружок. Останавливаются.

Мы на саночки садимся, Приседают.

И с горы на санках мчимся.

 Снег, снег, белый снег, Встают, взмахивают руками.

Кружит, падает на всех.

 Дети все на лыжи встали. Имитация ходьбы на лыжах.

Друг за другом побежали.

 Мы из снега ком слепили, «Рисуют» руками большой круг

Снеговика мы смастерили, «Рисуют» снеговика из трёх комков.

Поиграли, полепили,

 И к делам мы приступили. Проходят на свои места.

Физкультминутка «Снежная баба».

 Мы бабу снежную лепили,

(Изображают в воздухе последовательно три круга.)

Чтоб краше не было ее.

(Проводят пальцами по лицу.)

Лопатами весь снег собрали,

(Имитируют движения лопатой.)

Не позабыли ничего.

Сначала ком большой скатали

(Изображают руками в воздухе максимально большой круг.)

И плотно этот ком прижали.

(Изображают перед собой руками круг, опускают его.)

Второй поменьше был размером.

(Изображают круг меньше.)

На первый он уселся смело.

(Приседают.)

А третьим – голова была

(Показывают на голову.)

И участи своей ждала.

(Подпирают голову ладонями.)

Лицо украсили морковкой,

(На уровне носа пальцами изображают морковку.)

И угольками вместо глаз.

(Показывают на глаза.)

Прорисовали ротик ловко,

(Трогают рот.)

Смотрели в профиль и анфас.

(Поворачивают голову в сторону, прямо.)

На голову ведро надели,

(Делают движения двумя руками сверху вниз по голове.)

Украсили его пером.

(Поднимают одну руку вверх расставляют пальцы.)

Метлу воткнули для порядка.

(Делают движение «подметание».)

Трудились дружно всем двором!

(Скрещивают пальцы рук в замок.)

   Социально-коммуникативное развитие

       

*Модельная игра: «Законодатели». Детям предлагается издать свод правил и законов, определяющих нормы игровой деятельности  зимой на улице./Например:

-на горке нельзя толкаться

-необходимо соблюдать очередность

Нарушившие правила исключаются из игры и т.д./ Выведенные правила моделируются в знаки,  по типу дорожных/.

Формировать представления о   допустимых и опасных ситуациях зимних забав, умения анализировать их словесно и отражать в графической ассоциативной модели.    

*Театрализованная игра: «Доктор Пилюлькин об опасности переохлаждения»

Закрепить знания детей о последствиях переохлаждения и обморожения посредством игровой театрализации.

Формировать представления об оказании первой помощи  пострадавшим от мороза.

 Расширить представления детей о переохлаждения;

*Графическая игра «До парка развлечений»

 продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения; с дорожными знаками.

закреплять умение различать дорожные знаки (запрещающие, сервиса, особого предписания).

продолжать учить различать сигналы светофора.

формировать навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.

*Труд в природе

«Строим горку снеговую», «Парк наших развлечений»- Развитие представлений об этапах  возведения снежной конструкции. Развитие  навыков конструктивного взаимодействия в процессе коллективной трудовой деятельности и способности к использованию рациональных способов деятельности.

*Хозяйственно-бытовой «Протирание спортинвентаря-лыжи, санки» формирования целеустремленности, организованности, понимания необходимости и важности бытового труда людей, уважения к нему, воспитания положительных взаимоотношений в процессе коллективной деятельности. 

* Беседа по произведению« Снежная крепость» сформировать довольно стойкие мотивы, определяющие нравственную направленность личности ребенка, его трудовой деятельности.

*Ручной  «Саночки»  Продолжать учить работать с бумажной схемой. Развивать конструктивные и технические умения.  Воспитание в детях коммуникативных качеств. Умение трудиться в коллективе, добиваться аккуратного выполнения в работе.

 Подвижные игры:

« Перенеси снежок». ( снежки заменяются на разноцветные пластиковые шарики).

На финише ставится ведёрко Игрокам раздаются снежки . Каждый игрок из команды     подбегает к своему указанному ведёрку и кладёт туда свой снежок. Та команда победит, которая первой заполнит своё ведёрко.

 «Зимние лошадки» Эстафета с санками. Перед началом эстафеты дети в командах встают в пары и определяются кто будет лошадкой.

 « Снежная вереница» Детям в команде дают длинный шнур. Они берут его в правую руку построившись в колонну, в затылок друг другу. По команде эта колонна держась за шнур бежит к финишу и добежав возвращается к старту. Чья колонна добежит быстрее та и победитель.

*«Конкурс –соревнование  «Слепи снеговика»

Давай дружок, смелей дружок

Кати смелее свой снежок

 Он превратится в снежный ком

 И станет ком снеговиком.

(2 фланелеграфа, 2 обруча, 2 снеговика-4 детали)

В соревновании участвуют 2 команды по  4 человека

Команды строятся около фланелеграфа, на расстоянии 5 метров лежит обруч, в нём детали снеговика. Первый игрок по команде бежит, приносит самый большой круг и т.д. Последний участник приносит и устанавливает котелок.

Выигрывает команда, которая установила детали быстрее и в нужном порядке.

Развивать внимание , быстроту, ловкость, уверенность в себе воспитывать решительность, автоматизировать правильное выполнение основных движений при ходьбе и беге, учить согласовывать свои действия с действиями товарищей и соответствии с текстом, формировать умение действовать по сигналу.

*Упражнение «Снежинки-балеринки». Дети бегут по кругу и кружатся со словами:

Под музыку вьюги  Кружатся подруги,

 Кружатся снежинки —Зимы балеринки.

Устали кружиться (дети приседают).

 На землю присели,

 Заслушались музыкой Зимней метели.

Лишь миг отдохнули —И снова их ветер

 Заставил кружиться (дети кружатся)В веселом балете.

*След в след Рассказываем ребенку о том, как ходят волки в стае (след в след). А после этого предлагаем поиграть в догонялки, но с одним условием: тот, кто догоняет, должен преследовать убегающего след в след.

*Спартакиада с родителями
  Эстафета  « Переправа на санках». Мама везёт ребенка до ориентира, оставляет его и возвращается на старт.  Папа везет маму до ориентира, оставляет её и возвращается на старт. От старта до финиша папа добирается самостоятельно, сидя на санках и помогая себе ногами.

Эстафета «Мы - хоккеисты». Ребенок бежит за шайбой до ориентира, мама – за клюшкой, папа ведет шайбу клюшкой между кеглями (5-6 шт.) до ориентира и обратно.


Дидактические игры:  

 «Назови действие» (со «снежком»)

 Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок, договорит несказанное мной словечко. Зимой метель... (метёт). Ночью ветер в трубах... (воет, завывает). Из снеговой тучи снежинки... (падают, летят, кружатся). В лесу зимой голодный волк... (воет). На зиму медведь в берлоге... (засыпает). Мороз щёки и нос... (щиплет). Зимой вода в реке... (замерзает). Иней на ветках деревьев... (блестит). Зимой снег всё вокруг... (накрывает). Деревья зимой... (спят). Под снегом травка зимой... (греется). Зимой насекомые... (прячутся). Молодцы! Хорошо знаете зимние явления. А знаете ли вы без чего не бывает зимы? Упражнение «Без чего не бывает зимы?». Я раздам вам картинки, а вы на мой вопрос по очереди будете отвечать: «Не бывает зимы без... (снега, сосулек, санок, горки,…)».

«Третий лишний»

 Сейчас послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своё решение. 1. Январь, февраль, зима. 2. Снежки, санки, коньки. 3. Метель, лыжи, мороз. 4. Снежок, снеговик, снегирь. Правильно! Какие умники да умницы! Всё знаете о зиме, зимних явлениях.

Сюжетно- ролевые игры: «Устроим праздник», «На лыжной базе», «Путешествие».

Использовать игру для формирования разнообразных интересов и способностей детей .

Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей, их социальную значимость.

Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре.

Продолжать работу по обогащению обществоведческого словаря детей.

Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желания товарищей.

Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей.

          Познавательное развитие; речевое развитие

*Опытно-экспериментальная деятельность:

-эффект радуги.  Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета – воспроизводим эффект радуги.  Материалы: Необходимое условие – ясный солнечный день.  Миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.

Ход: Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».

-“Капля шар” Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки.

 ( пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков)

Дать детям возможность наглядно обнаруживать скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развивать способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; учить создавать субъективно-новый продукт. Способствовать становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности.

-«Снежные краски»

Берем полстаканчика воды и добавляем туда пищевого красителя. Даем ребенку несколько таких стаканчиков с разными красками. Разбрызгивая краски на снег или наполняя им стаканчики, он получит подкрашенный снег, из которого можно делать шарики, разные фигурки или снеговичков. С помощью обычной пипетки и подкрашеной воды можно рисовать картинки на снегу.

-«Елочные украшения из цветного льда»
Делаем елочные украшения из цветного льда, залив подкрашенную пищевыми красителями воду в формочки разного размера и формы. Можно использовать обычную воду, но для красоты добавить в нее ягоды, кусочки апельсина, веточки ели, мишуру и т.п. Украшаем получившимися игрушками елочку .

-«Поиск клада» «Сокровище» /в виде любого угощения/ нужно положить в непромокаемую коробочку (пакетик) и спрятать под снегом в определенном месте. По заданию ребенок должен найти клад, руководствуясь вашими подсказками. Подсказки могут быть простые, например, горячо-холодно или более сложные: сделай два шага налево, потом три шага вперед и т.д.

-«Снежные цветы»

Материал: соломинка, раствор для надувания мыльных пузырей.

Когда облако образуется при очень низкой температуре, вместо дождевых капель пары воды сгущаются в крошечные иголочки льда; иголочки слипаются вместе, и на землю падает снег. Хлопья снега состоят из маленьких кристалликов, расположенных в форме звездочек удивительной правильности и разнообразия. Каждая звездочка делится на три, на шесть, на двенадцать частей, симметрично расположенных вокруг одной оси или точки. Нам нет нужды забираться в облака, чтобы видеть, как образуются эти снежные звездочки.  Нужно только в сильный мороз выйти из дома и выдуть мыльный пузырь. Тотчас же в тонкой пленке воды появятся ледяные иголочки; они будут у нас на глазах собираться в чудесные снежные звездочки и цветы.

*Наблюдения:

-За окном мороз

Цель: Закрепить знания детей о зимнем явлении  - морозе. Основное содержание: Наблюдение проводится из окна. Отметить, что морозы стали крепче, не всегда можно гулять. Люди одеваются теплее, быстро идут по улице, чтобы не замерзнуть.

Жгуч мороз трескучий,

На дворе темно;

Серебристый иней

Запушил окно.

И. Никитин

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз?

(Мороз)

- за деревьями зимой

Цель: Показать детям деревья: березу, ель, разобрать отличительные признаки.

Основное содержание: Показать, что у елочки  - зеленые иголки (хвоя). Еловая веточка – лапа. Сравнить ее с голой белой березой. Отметить, что она сбросила листву на зиму. Объяснить, что в мороз ветки деревьев хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо беречь, не ломать, не стучать по стволу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказкой сна,

Словно белою косынкой

Подвязалась сосна.

*Спортивная викторина.

1)Что надо делать по утрам, чтобы быть бодрым и здоровым? (зарядку)

2) Как зовут спортсмена, катающегося на коньках под музыку? (фигурист)

3) Сколько команд играют в хоккей? (2)

4) Как зовут людей, которые зимой купаются в проруби? (моржи)

5) Как называют спортивный снаряд, которым спортсмены играют клюшками? (шайба)

6) Как называется акробатика на лыжах? (фристайл)

7) Кто зимой рисует на окнах? (мороз)

*Словесно-дидактические игры

-«Дополни предложение»

Нужно найти и сказать такое слово или словосочетание, чтобы получилось законченное предложение.

Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное  предложение, например: «Зимой мы с удовольствием строим из снега…

  Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

-«Придумай предложение»

Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.

 Ход игры. Дети и Воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:

 - Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «весело» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Весело кататься зимой с ледяной горы». Затем она назовёт свое слово и передает камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий.  Так по очереди по кругу  камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.

-«Кто больше придумает небылиц?»

 Игровые правила. Один ребенок придумывает небылицы по теме «Зимние забавы, а другие дети должны объяснить, почему они считают, что описанная ситуация не реалистична»

Игровое действие. Использование фишек. (Кто больше заметил и объяснил небылиц, тот и выиграл).

Дидактическая задача: Учить детей придумывать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

-«Собери пять»

Ход игры. Для игры надо заготовить набор предметных картинок, состоящий из нескольких тематических групп (одежда, зимние забавы, игрушки, мебель и т.д.) Играет несколько человек, по количеству тематических групп. Картинки лежат на столе изображениями вниз. Каждый берёт по одной картинке, называет её  и родовое понятие, к какому относится данная картинка. Таким образом, устанавливается, какую группу будет собирать каждый участник. Если выбраны одинаковые группы, открывают ещё по одной картинке. Затем ведущий показывает играющим по одной картинке, а они должны просить себе ту или иную картинку: «Мне нужна кукла, потому что я собираю игрушки». Выигрывают тот, кто первый собрал свою группу картинок (количество картинок в каждой группе должно быть одинаковым, например, по шесть картинок).

Цель: научить относить единичные предметы к определенным тематическим группам.

*ФЕМП 

Графическая игра «Как мы отдыхали» 

Работа с пространством. Педагог моделирует на доске ситуацию зимнего отдыха посредством предметов-заместителей. Дети должны четко определить место каждого участника зимних развлечений и дать словесное обозначение его местонахождения.

Игра «Строим снежный городок».

Отобрать геометрические тела, пригодные для строительства.

Задача: закрепить представления о геометрических телах и фигурах, умение дифференцировать их по заданным признакам.

*Загадки 

Мои новые подружки

И блестящи и легки,

И на льду со мной резвятся,

И мороза не боятся. (Коньки)

Вот серебряный лужок,

Не видать барашка,

Не мычит на нем бычок,

Не цветет ромашка.

Наш лужок зимой хорош,

А весною не найдешь. (Каток)

Все лето стояли,

Зимы ожидали,

Дождались поры,

Помчались с горы.

Сперва с горы летишь на них,

А после в гору тянешь их. (Санки)

Две курносые подружки

Не отстали друг от дружки.

Обе по снегу бегут,

Обе песенки поют,

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу. (Лыжи)

Кто по снегу быстро мчится провалиться не боится? (Лыжник)

Мы проворные сестрицы,

Быстро бегать мастерицы,

В дождь — лежим,

В снег — бежим,

Вот такой у нас режим.

*Заучивание наизусть:

На катке.              

Блестят коньки, блестит каток,

Пушистый снег искрится,

Надень коньки свои, дружок,

Попробуй прокатиться.

Пускай тебя, щипнёт мороз-

Смотри, не испугайся.

Пусть заморозит он до слёз-

Ему не поддавайся!

Не отступай, скользи вперёд,

Лети быстрее птицы.

Мороз сердитый отстаёт

От тех, кто не боится!

               В. Донникова

 Зимой.            

По дороге, вдоль реки

Едут в санках седоки.

Кони роют снег копытом,

Удила грызут сердито.

Сани лёгкие летят,

Седоки в санях сидят.

Кони быстрые устали,

На дороге снежной встали,

Седоки сошли с коней,

Повезли в санях… коней.

Это мы катаемся,

Катаемся- меняемся.

              А. Кузнецова

*Художественные произведения по теме

Сказки

 "Мороз Иванович" В.Ф. Одоевский

 "Два мороза" Белорусская народная сказка

 "Морозко" Русская народная сказка

 "Снегурочка" Русская народная сказка

 "Двенадцать месяцев" С.Я. Маршак

 "Зимняя сказка" З. Топелиус

 "Бабушка Метелица" Братья Гримм

 "Ёлка" Г.Х. Андерсен

 "Снеговик" Г.Х. Андерсен

 "Снежная Королева" Г.Х. Андерсен

Рассказы

"Мой дневник. Зима." Л. Кон и Б. Щербаков

"Ёлка" М.М. Зощенко

"На катке" В.А. Осеева

"Друг или враг". Михаил Садовский

"Прошлогодний снег".Михаил Садовский

"Зима на колёсах". Михаил Садовский

"Сухой лёд". Михаил Садовский

"Круглый год - гладкий лёд". Михаил Садовский

"Мороз выручил". Михаил Садовский

"Мороз и шуба". Михаил Садовский

"Космическая одежда". Михаил Садовский

"Снеговая кладовая". Михаил Садовский

"Проказы старухи-зимы". Константин Ушинский

"Что мы заготовляем на зиму". Даниил Хармс

"Лыжная прогулка в лес". Даниил Хармс

Художественно-эстетическое развитие

«Новогодняя ёлка» - аппликация.  (Бархатная бумага, шерстяные нитки.)

(Д. Н. Колдина стр. 26).

Продолжать знакомить детей с техникой выкладывания из шерстяных ниток заданного предмета на бархатной бумаге. Развивать фантазию, мелкую моторику рук.

«Звонкие колокольчики» - лепка (из соленого теста).

(И. А. Лыкова стр.104).

Учить детей создавать объемные полые поделки из соленого теста. Совершенствовать изобразительную технику- учить лепить колокольчик из шара путем вдавления и моделирования  формы. Показать разные приемы оформления лепных фигурок – выкладывания орнамента из бусин и пуговиц, нанесение узора  стекой, штампование (печатание) декора колпачками фломастеров, Синхронизировать работу обеих рук. Развивать чувство формы, пропорций; воспитывать аккуратность.

«Наша горка хороша» - рисование (красками.)

(Т. С. Комарова стр. 105).

Учить передавать впечатления от катания на горке. Создавать образ сюжетной забавы. Учить смешивать краски на палитре для получения разных оттенков и цветов. Развивать образное  восприятие, эстетические чувства  ( ритм, цвет).

Игры с трафаретами.

Развивать воображение, эстетический вкус. Воспитывать самостоятельность.

Индивидуальная работа(пример)

Фамилия имя ребенка

Цели и задачи. Формы работы.

расширять и конкретизировать представления о зимних видах спорта

закреплять в речи существительное с обобщающим значением “птицы”.

уточнять и расширять словарный запас по данной теме.

совершенствовать грамматический строй речи (упр. в образовании прилагательных от существительных, согласование числительных с существительными)

совершенствовать навыки построения простого и сложного предложения

развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога)

развивать фонематические процессы, навыки звукового анализа и синтеза.

корригировать слуховое внимание, память, мышление.

Продолжать учить преобразовывать плоскостной материал в объемные формы через практическое экспериментирование./поделки на основе конуса/

Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками /рисовать на объемной форме кончиком кисти, поворачивая и рассматривая форму со всех сторон/

Совершенствовать технику рельефной лепки при создании композиции «Снегирь»

Формировать у детей первоначальные представления о зависимости состояния окружающей среды от поведения, действий людей, в том числе и самих дошкольников; закладывать основу экологически грамотного поведения на тему «Жизнь зимующих птиц»

Воспитывать положительные черты характера, нравственные волевые качества, настойчивость, взаимопомощь, смелость , честность посредством подвижных игр-соревнований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора». Тема "Посуда".

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе.Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».Лексическая тема: «П...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха», область «Познание».

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха»,область «Познание».Деятельность  построена на основе элементарных опыт...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Красавицы рыбки», область «Художественное творчество»».

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Красавицы рыбки»,область «Художественное творчество»».Интеграция областей«Коммуникация», «Безопасность», «...

Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе “Экскурсия по группе”

Конспект направлен на знания детей о развивающих уголках группы, о природе, о различных состояниях воды, о снежинках;расширять знания о родном городе...