Сказка как средство обучения грамоте дошкольников 3-7 лет с ТНР
методическая разработка по логопедии

Материал будет полезен учителям-логопедам ДОО для работы в группе компенсирующей направленности обучающихся с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty.docx77.35 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по обучению грамоте дошкольников с ТНР от 3 до 7 лет.

Учитель-логопед-О.Н. Малышко

          В системе образования «чтение» и «письмо» всегда рассматривались как первые и основные предметы начального обучения. Современная начальная школа предъявляет большие требования к дошкольнику. При поступлении в первый класс ребенок должен владеть навыками слитного чтения и печатного письма. Но, трудность заключается в том, что ФОП ДО не предполагает обучение детей грамоте в дошкольных учреждениях в том объеме, как того требует начальная школа. На подготовительных к школе курсах недостаточно времени уделяется тем детям, у которых нет первоначальных знаний и навыков в данной области. В итоге, у детей при обучении в начальной школе часто диагностируют дисграфию и дислексию, особенно, у детей с ТНР.

         Таким образом, возникает острая необходимости подготовки дошкольников с ТНР к школе для профилактики данных нарушений. Встает вопрос выбора методов обучения. На современном этапе известны два противоположных подхода к обучению грамоте дошкольников.

         ПЕРВЫЙ - ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД, предложенный К. Д. Ушинским еще в 1864 г и переработанный, модифицированный многими авторами - И.Н. Шапошниковым, А.И. Воскресенской, Д.Б. Элькониным,

Л.Е. Журовой, Г.А. Каше и др., вплоть до сегодняшнего времени.

         Данный подход предполагает:

1. Формирование умственного действия звукового анализа слов:

- установление последовательности звуков в слове (по звуковым схемам);

- выделение звука из слова, установление его места в слове (начало, середина, конец слова).

2. Словообразование и словоизменение:

- умение видеть сразу две буквы при чтении, ориентация за следующую за согласным гласную;

- знакомство с буквами гласных звуков, их замена в трехбуквенных словах («СОМ-САМ»);

- подбор слов с заданным звуком.

3. Воссоздание звуковой формы слова:

- выделение согласного звука из слова, знакомство с его буквенным обозначением;

- замена фишек в схеме буквами, чтение слогов и слов по букварю.

         Преимущества метода:

1. Дети не только овладевают навыком начального чтения, но и специально вводятся в звуковую действительность языка, что в последующем обеспечивает усвоение грамматики и орфографии.

2. На всех этапах обучения чтению (звуковой анализ слов, словоизменение, воссоздание звуковой формы слога и слова) у детей формируются умственные действия.

3. Плавный переход с одной ступени обучения на другую, одновременное овладение звуковым анализом и слоговым чтением.

         В противоположность этому методу, в 1997г, Н.А. Зайцев разработал альтернативный способ обучения детей грамоте.  Уникальная методика обучения грамоте рассчитана на детей буквально с двухлетнего возраста. Данная методика построена на материале кубиков и таблиц, которые предъявляются сразу все, с первых занятий. Все кубики делятся на 12 сортов, которые распознаются по цвету, объёму, звучанию наполнителя. На их гранях нанесены не буквы, а склады.

       

        Сущность новой методики в том, что:

- автор резко отказывается от фонемного принципа и берет за основу складовой;

- отвергает мнение, что прежде, чем начинаем читать, нужно знать алфавит (- «Названия букв только мешают читать: ТЭ- ЙО-ТЭ-ЙА=ТЁТЯ, догадывается ребенок, озвучив буквы);

- раннее введение терминов – «твердый-мягкий», «гласный-согласный», «звонкий-глухой» - нарушают основополагающий дидактический принцип «от конкретного к абстрактному». (– «Термином следует заканчивать, а не начинать с него»);

- понятие «гласный звук», который можно «тянуть» в отличие от согласного не срабатывает во многих случаях: «РРРРР», «СССС», «ШШШ»;

- звуковые схемы слов только «загружают» голову ребенка, отвлекают от самого процесса чтения, непонятны даже взрослым.

           Преимущества методики:

1. Метод «кубиков Зайцева» основывается на идее И.Л. Сеченова о том, что «временное расположение психических актов в сознании объясняется расчленением моментов восприятия на отдельные звенья посредством двигательных реакций».

      Таким образом, полное раскрепощение позы и поведения ребенка, плюс постоянно изменяющаяся игровая ситуация, плюс элементы соревнования и эмоциональный настрой приводят к более эффективным результатам обучения (взаимосвязь формирования психических функций от двигательной активности ребенка). Формируется физическое здоровье, не страдает осанка.

2. Игра-ведущее средство обучения детей на занятиях.

3. Н.А. Зайцев выстраивает учебный процесс на основах природосообразности развития ребенка, через отношения и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга. Абстрактно-логическая развитость мозга зависит от восприятия импульсов, идущих от тактильности, зрения, слуха, обоняния, интуиции.

4. Использование показа кубиков со складами, различающихся по цвету, объёму, наполнителю, снимает с преподавателя необходимость словесно- логических пояснений и необходимость знания детьми названий букв (алфавита). Дети сразу переходят к чтению по складам.

5. Обучение чтению, соединенное с пением таблиц не только устраняет надобность соединять буквы в слоги (что нелегко дается ребенку), но и доставляет детям радость.

         Таким образом, два подхода к обучению грамоте дошкольников совершенно взаимоисключают друг друга. Кто же прав? Какой методикой воспользоваться для более эффективного обучения детей? Изучив и проанализировав все преимущества и недостатки, я сделала для себя ряд выводов:

    1) методика Н.А. Зайцева продуктивна:

 - она проще и в более короткие сроки приводит к положительному результату обучения чтению;

- дети абсолютно раскованы, преобладает игровая деятельность, отсутствуют скучным занятия с зубрежкой и заучиванием;

- через двигательную активность ребенок окрепнет физически;

- задействованы все анализаторы, что ведет к развитию умственных действий, умению абстрактно мыслить, даёт эмоциональный заряд;

     2) современная школа, несмотря на внедрение инновационных компонентов в обучение, в большинстве случаев:

- продолжает опираться на систему уроков (дети сидят за партой в течение 40 минут),

- использует наиболее закрепившийся звуковой аналитико-синтетический метод в обучении детей грамоте (методика Д.Б. Эльконина),

- предъявляет требования, предполагающие владение навыками фонемного анализа при обучении русскому языку. Кроме того, нети с недостатками речевого развития нуждаются в формировании фонематического слуха.

         Вопрос: - не приведет ли использование методики Н.А. Зайцева к трудностям обучения в начальной школе ребенка, который никогда не слышал о фонеме, не овладел навыком звукобуквенного анализа. Такому дошкольнику будет трудно понять, почему от него требуют знания непонятных схем и при этом заставляют сидеть без движения за партой. Не приведет ли это к отказу от обучения в школе и эмоциональному шоку?

         Ответ: - можно попробовать объединить две методики- взять самые прогрессивные приемы и методы.

          В итоге, я адаптировала две методики обучения грамоте для дошкольников с ТНР, начиная с 3-х летнего возраста до выпуска в школу (6-7 лет), обобщила их и привела в систему.

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ 3-х ЛЕТ С ТНР

       В системе дошкольного образования курс подготовки к обучению грамоте всегда начинался с 5-летнего возраста, а в 3-4 года дошкольникам была доступна только звуковая культура речи. Но время не стоит на месте. Отечественные и зарубежные исследования последних лет указывают на факт «языковой одаренности» детей трёх-четырех лет. В этом возрасте детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам.

         Во второй младшей группе начинается первый этап подготовки к обучению грамоте – ДОБУКВАРНЫЙ.

       На этом этапе решаются две основные задачи:

1) развитие фонетико-фонематической стороны речи с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов;

2) развитие движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму.

         Работа по развитию у детей звуковой стороны речи направлена на совершенствование их артикуляционного аппарата и фонематического восприятия.

         В ходе занятий детей знакомят с неречевыми звуками окружающего мира, затем, со звуком как единицей речи. Вычленяя звуки из общего потока, дети распознают, кто или что издает их. Затем в ходе звукоподражательных упражнений они учатся правильно произносить гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) и некоторые согласные (т, п, н, м, к, б, д, г, ф, в, х и др.), кроме шипящих и свистящих. Для данного возрастного этапа актуальным является выделение гласных звуков из позиции начала слова: последовательно

отрабатываются все шесть гласных звуков в позиции начала слова. Отрабатываются

следующие умения: при произнесении всего слова целиком интонационно выделять первый звук; определять, начинаются ли предложенные слова на заданный гласный звук; различать близкие в акустико-артикуляционном отношении гласные звуки. Термины, характеризующие звук (гласные, согласные и т. п.), на занятиях не используются.

               Способы освоения звуковой стороны речи задаются взрослым. Педагог произносит звукосочетание, выделяя гласный звук голосом. В результате дети овладевают звуковым эталоном произнесения гласных звуков, что, собственно, и подготавливает к интонационному выделению любого звука в слове – способу естественного моделирования речевого звука. Но усвоение фонем родного языка – очень сложный процесс даже для нормотипичных детей, а что говорить о детях с ОВЗ?  Речевые трудности, задержка в формировании психических процессов, нестабильность нервных процессов приводят к проблемам в усвоении всех образовательных областей АОП ДО, особенно раздела подготовки к обучению грамоте. В связи с этим, фонетико- фонематические упражнения целесообразно использовать в игровой деятельности при разыгрывании сказочных ситуаций, на занятиях, в самостоятельной деятельности. Во все виды деятельности обязательно должны включаться кинестетические упражнения (кинезиосказки), нейроигры, гимнастики, с целью формирования ВПФ через двигательную активность ребенка. Значительную роль при этом играет эмоциональная окраска: выразительные движения, интонации, мимика, жесты и т. д.

        В.А. Сухомлинский говорил, что «сказка — это свежий ветер, раздувает огонек детской мысли и речи, потому что ребенок мыслит образами». Исследования и убеждения выдающегося педагога доказывают, что сказка возбуждающе действует на умственную работу ребенка: «в периоды большого эмоционального подъема мысль ребенка становится особенно ясной, а запоминание происходит наиболее интенсивно». Сказочное, игровое восприятие окружающего мира, которое переносится дошкольниками с раннего детства в школьные годы и волшебная ниточка сказочности, помогает детям входить в страну знаний.

Сказка способна выполнять развивающую и адаптационную функции в обучении дошкольников и помогать в решении таких педагогических проблем: 

- становлении взаимопонимания между педагогом и ребенком;

- владении необходимыми знаниями, лучшим их усвоением и запоминании;

- формировании умения самостоятельно применять усвоенное на практике;

- поддержании интереса к занятиям, развития познавательной активности;

- развития мыслительных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления;

- снятии усталости во время умственного труда и в получении положительных эмоций;

- развития творческих возможностей, индивидуальных способностей каждого ребенка;

- содействии обогащению активного словаря, развитию связной речи.

Остается только подобрать подходящие виды сказок для обучения грамоте:

1. Сказки о «Веселом язычке» или артикуляционные сказки. Их огромное множество (в интернете) на любой вкус и можно их придумывать самостоятельно.

          Обыграть артикуляционную гимнастику с помощью сказки – один из способов избежать монотонности и однообразия. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка.

           В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) с помощью «Сказок о Веселом Язычке» легче всего дать детям представление об органах артикуляционного аппарата и познакомить с первыми упражнениями с опорой на картинки и показ логопеда.

Пример:

          Жил на свете язычок. Был у него свой домик. Домик назывался ротик.

Посмотри на домик, где живет наш Язычок.

Дети открывают рот, высовывают язык и убирают его.

Проснулся он рано утром. Открыл окошко.

Округляют губы.

 Двери (заборчик)

Показывают зубы. Открывают рот.

Посмотрел направо, налево. Посмотрел вниз, нет ли луж, потому что ночью шел дождик. Посмотрел вверх, светит ли солнышко?

Соответствующие движения языком.

Закрыл окошко и решил сделать уборку.  Вымыл окошко, двери, стены (щеки), побелил потолок

 (движения языка по верхнему небу вперед-назад),

устал, лег на пол

 (положение – широкий кончик языка за нижними резцами). 

Посмотрел на часы (упражнение «часики»)

Пора завтракать.

Пожарил блинчики и положил их остывать на окошко.

(упражнение «блинчик». 3 «блинчика» спрятали в рот – «съели»)

Можно привлечь игрушку «Лягушка» для игры «Съешь блинчик».  

 Взял свою любимую чашку и выпил из нее чай.

 (упражнение «чашечка»)

Наелся.

(надувают щеки).

2. Фонетические сказки с персонажами - игрушками. Персонажи – игрушки могут служить для дифференциации звуков (Тома и Тема, Миша и Маша, и. т. д)

Пример:

Отгадайте -ка, ребятки, интересную загадку:

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит.

Это доктор… Айболит (показ игрушки).

Вопросы к детям:

- Как вы думаете, почему Айболита так назвали? (Когда что-то болит, говорят: - «Ай, болит!»)

- Где жили звери, которых лечил Айболит? (в Африке)

- А кто из животных помогал Айболиту? (собака Авва, обезьянка Анфиса, попугай Арра- показ игрушек)

- Айболит недавно вернулся с друзьями из Африки и привез нам гостинцы (достает из мешка муляжи фруктов и овощей- Ананас, Апельсин, Абрикос, Авокадо…)

- Вы заметили, какой звук повторяется в именах животных, названиях фруктов и овощей? (Звук «А»)

- Звук «А»- любимый звук Айболита, ведь его имя тоже начинается со звука «А»

- Среди вас есть дети, у которых имя начинается с этого звука?

- Подумайте, какие еще слова начинаются со звука «А» (при затруднении логопед подсказывает с помощью наводящих вопросов: - Как называется предмет, в котором вы рисуете картинки на занятиях по рисованию? (альбом), - Как называется птица, у которой длинные красные ноги, длинный клюв, живет на болоте и любит есть лягушек? (аист) и т.д.

Можно поиграть в игры «4-ый лишний», и «Что изменилось?» с использованием муляжей фруктов и овощей со звуком «А».

3. Народные сказки.

 Например, при рассказывании сказки «Репка» можно объяснить понятия: «РЯД», НАЧАЛО РЯДА, СЕРЕДИНА и КОНЕЦ.

4. Электронные сказки по обучению грамоте. Их можно разработать самостоятельно (легкий вариант – в виде слайдов, презентаций) либо приобрести готовые. Информация на видео носителях особенно привлекает и удерживает внимание детей.

 Например, кинезиосказки (материал прилагается).

Вторая задача – развитие мелкой моторики рук.

         Развитие у детей младшего дошкольного возраста умения управлять кистями и пальцами рук способствует развитию произвольности движений, что является общеразвивающей задачей на этом возрастном этапе.  Упражнения для развития движений рук включаются в контекст стихов, потешек, игр (нейроигр, кинезиосказок). В ходе совместной с воспитателем деятельности дети учатся координировать свои действия. Малыш с удовольствием изображает зайчиков, птичек, оленей, черепах, бабочек и др.

Используются так же упражнения для формирования навыка правильного удержания карандаша в руке (для дальнейшего развития письменной речи). Детям предлагаются задания на штриховку, обводку, проведение дорожек от предмета к предмету, раскраски и т.д. Использую в работе резиновые рыбки- насадки для карандашей, которые помогают контролировать правильную позу пальцев рук при начертании.

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ 4-х ЛЕТ С ТНР

              В средней группе начинается второй этап подготовки к обучению грамоте – БУКВАРНЫЙ.

  На этом этапе решаются две основные задачи:

1) фонематической стороны (различение звуков) речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов;

2) развитие движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму.

В средней группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи.

Учить их правильно понимать и употреблять термины «слово», «звук»; сравнивать

слова по их протяженности; интонационно выделять в слове определенный звук (сначала первый звук в слове, а потом — любой). Ввести понятия: «гласный звук», «согласный звук», «буква».

Терминология:

  • Звук – «то, что мы слышим и произносим»
  • Буква – «значок звука- то, что мы видим и пишем»

 Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки.

На примере первого изучаемого звука «А» даю понятие «гласный звук – звук, который поётся голосом. Голос не встречает преград на своём пути». Дети учатся выделять этот звук среди других звуков на слух (с помощью звуковой линейки), придумывают слова с этим звуком, «материализуют» его сначала с помощью красного цвета, затем – буквой. Ввожу понятие «буква – значок звука, то, что мы видим и пишем».

Подготовка детей к звуко – буквенному анализу слов, чтение слогов «СГ» по схеме.

По мере изучения гласных звуков, я знакомлю детей с звуковыми схемами. Дети на этом этапе готовятся к усвоению согласных звуков, не изучая их.

Например:

Логопед: - Выложите столько красных квадратиков, сколько звуков я назову:

                  «АУ». Дети выкладывают два красных квадрата, пропевая звуки.

                     - Поставьте вместо квадратика «У» синий квадратик – «П».

                       Что получилось?

    Дети читают: «АП» (произношение «ПЭ» - недопустимо!)

                      - Поменяйте местами квадратики. Получилось «ПА»

                        (поём по Н.А. Зайцеву).

                      - Добавим еще два квадрата (синий и красный – «ПА»).

                        Поём «ПАПА» (применение метода «глобального чтения»)

Затем то же самое проводится на материале работы с «буковками- звуковичками» (см. далее)

         В ходе каждого занятия по обучению грамоте в средней группе продолжаем развивать артикуляционный аппарат посредством артикуляционных сказок, но усложняем при этом материал. Для знакомства детей с отдельными звуками помогают сказки-рассказки собственного сочинения. В данном возрасте можно приглашать на занятие в качестве гостя не только игрушки, но и куклы, символизирующие живых детей, картинки, предметы, которые приносят с собой персонажи.

Пример:

Фонетическая сказка о звуке «И».

        К нам в гости пришли дети- Ира и Илья. Они- брат и сестра. Ира и Илья очень любят ездить летом в деревню к бабушке. Сегодня они расскажут нам о своем последнем путешествии.  Бабушка живет в красивой расписной избушке (показ картинки). Ира любит играть в избушке игрушками и есть изюм, который бабушка делает из винограда. А Илья любит наряжаться в индейца, ходить на речку, где растет раскидистая ива и охотиться на бабушкиного индюка, который любит бродить по берегу реки. (показ). Однажды, индюк разозлился на Илью, клюнул его шорты и порвал их. Бабушке пришлось зашивать шорты большой иглой (показ). Ира и Илья любят вечером пить чай с ирисками (показ).

      После сказки- игры. Дети говорят, с какого звука начинаются все слова, выставленные на доске, затем, логопед разворачивает доску, и дети пытаются вспомнить все названия картинок со звуком «И». Далее, можно поиграть в игру «Что изменилось».

Также, эффективны в работе и сказки – инсценировки. Дети выступают в роли любимых и знакомых персонажей. Им спокойно и комфортно играть в знакомые игры. Они не вызывают у них страха. У детей таким образом формируется чувство стабильности. Инсценировки помогают оперировать такими понятиями, как звук, буква, слово, предложение, гласные, согласные звуки… и т.д.

          Для введения новых терминов очень помогут фонематические сказки (Александровой Т.В., В Волиной, собственного сочинения).

         Посредством сказочных сюжетов педагог формирует у детей понятия: ««гласный звук», «согласный звук», «буква».

 Так, при изучении речевых звуков, можно сразу перейти к сказке о гласных звуках.

На первом занятии детей знакомлю со звуком «А». На втором, детей подводят к вопросу, хотят ли они увидеть звук «А» и предлагают в качестве гостя буковку-звуковку «А» (пособие прилагается). Первый термин: «Буква- значок звука». Все буковки- звуковки- живут в сказочной стране- Звуковии. Звук «А» живет в Красном замке, потому что он умеет хорошо петь своим голосом (предлагаю детям приложить руку к горлу и пропеть звук «А», обращая внимание, что горло дрожит и ничего не мешает пению-ни зубы, ни губы, ни язык). Ввожу новый термин: - звуки, которые умеют петь голосом называются «гласными». Звук «А»- гласный звук. А буква «А» ходит в красном наряде, чтобы все видели, что идет певица.

          После изучения всех шести гласных (А-О-У-Э-И-Ы), переходим к сказке о согласных:

           В стране Звуковии был еще и синий замок. В нем жили звуки, которые петь совсем не умели, они только пыхтели, кряхтели, мычали, рычали, шипели. Вот буква одного из них (показ буковки -звуковки «Т»). Это буква звука «Т». Произнесем звук вместе. Как вы думаете, что ему мешает петь? Дети догадываются- язык и зубы. Услышали звуки из синего замка, как хорошо поют гласные и очень огорчились. Стали просить гласных: - Мы тоже хотим петь, научите нас пожалуйста. Тогда гласные сказали, если вы согласитесь с нами дружить и встанете рядом, вы тоже запоете, согласны? – «Согласны, согласны»- закричали звуки из синего замка. С тех пор всех звуков синего замка стали называть согласными. Встал согласный звук «Т» рядом с гласными и получились песенки (логопед подносит букву к каждой буквой гласных и сам пропевает слоги (склады по Н. Зайцеву), получаются «песенки».

         В домашнем задании можно давать детям стихи о букве каждого пройденного звука.

 В средней группе продолжается подготовка руки к письму. В конце сказочных приключений, игр на занятии, логопед предлагает подарить героям сказочных историй подарить рисунки на память. Детям предлагаются раскраски предмета и соответствующей буквы, изучаемой на занятии. Рыбки -насадки для карандашей продолжаем использовать в целях удержания правильной позы пальцев рук. Развивать руку можно с помощью пластилинографии- лепим буквы по шаблонам (см. пособие).

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ТНР

I этап: подготовительный

Цели: подготовка к чтению, развитие умения слышать звучащее слово, развитие

             устной речи детей.

Задачи:

  • формировать фонематического слуха
  • усвоить термины: «слово» - «звук» - «предложение» - «рассказ», их дифференциация
  • проводить звуковой анализ слов, состоящих из трех, четырех и пяти звуков; соотносить слово с его звуковой моделью;
  • в соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова определенной звуковой структуры.
  • познакомить детей со всеми гласными буквами и правилами их написания

               после твердых и мягких согласных звуков; научить их читать прямые слоги.

        Для реализации данного этапа было необходимо выбрать учебную единицу, действия с которой должны послужить формированию умений и навыков на основе осознания в условиях учебно – игровой деятельности. Такой единицей является «СЛОВО».

         На первых занятиях я знакомлю детей с понятиями «РЕЧЬ», «СЛОВО», «ЧТЕНИЕ», «ПИСЬМО». Через эти понятия ребёнок осознаёт необходимость совершенствовать речь, учиться читать и писать. Для этого хорошо использовать сказку Р. Киплинга «Как появилось первое письмо». Дети совершают экскурс в историю Древнего Мира и, через игру, понимают значение понятия «грамотный человек».

          На последующих занятиях, посредством различных игровых упражнений, дети учатся соотносить предмет и слово, которое его называет, слышать звуки, из которых состоит слово, узнают первые сведения о звуках и словах, предложениях, рассказе. Знакомятся со схематическим изображением слов и предложений. Причём, термины вводятся уже в конце, после практической деятельности с предметами и после осознания детьми сути понятия. На этом этапе я на занятиях уделяю большое внимание двигательной активности детей (по Н.А. Зайцеву), но при этом стараюсь, чтобы хотя бы 10 минут дети провели за столом. В этот момент от них требуется концентрация внимания и терпение (работа с раздаточным материалом).

Термины, для сообщения ребёнку:

  • Звук – то, что мы слышим и произносим
  • Буква – значок звука то, что мы видим и пишем
  • Слово – название чего – либо.
  • Слог – часть слова
  • Предложение – новость о ком – то или о чём – то.
  • Рассказ – история о ком – то или о чём – то.

Игры на развитие двигательной активности:

  • «Сколько раз хлопнешь в ладоши, столько частей в слове» (на первых занятиях понятие «слог» не вводится)
  • «Выбери и принеси игрушку с заданным звуком»
  • «Живые звуки»
  • «Кочки» (при делении слов на части и составлении предложений дети перемещаются по «кочкам на болоте»)
  • «Стоп, палочка, остановись» (ошибка = стоп игра)

     II этап: букварный  

Цель: - учить детей проводить звуковой анализ слова на основе усвоенного в

средней группе интонационного выделения звука в нем.

Задачи:

  • Закрепить понятие «гласный звук», ввести понятия: «твердый и мягкий согласные звуки», «звонкий и глухой согласные звуки». Познакомить детей с соответствующими знаковыми изображениями этих звуков (использование фишек красного, синего и зеленого цвета и т. д.) и научить их пользоваться этими знаками

           при проведении звукового анализа слов.

  • Учить детей называть звуки, которые являются парными по твердости-мягкости и глухости-звонкости; проводить звуковой анализ слов, состоящих из трех, четырех и пяти звуков; соотносить слово с его звуковой моделью; в соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова определенной звуковой структуры («МАК, ДОМ, КИТ, КОТ, ШАР, ЛУК, ЖУК, ДЫМ, НОС, РАК»,  «ВАТА, ЛУНА, СЕНО», «ДОМИК»…)
  • Познакомить детей со всеми гласными буквами и правилами их написания после твердых и мягких согласных звуков; научить их читать прямые слоги.
  • Учить проведению звукового анализа трёхбуквенных слов (и четырёхбуквенных) с использованием схем – фишек.

Последовательность усвоения букв гласных звуков такова:

А-Я (ругательная песенка), О-Ё (огорчительная песенка), У-Ю (удивительная песенка), Ы-И (плаксивая песенка), Э-Е (приветственная песенка).  При этом сразу вводятся термины «звуки - братики». При сравнении двух гласных (в словах) дети осознают (интуитивно) разницу между твёрдыми и мягкими звуками и далее, при изучении согласных, им легче переключиться с твёрдого звука на мягкий при чтении прямых слогов типа МА – МЯ, МО – МЁ, МУ – МЮ, МЫ – МИ, МЭ – МЕ.

                Первые шесть гласных (А-О-У-Ы-И-Э) дети знают из средней группы. Знакомить с гласными, смягчающими согласные мне помогает сказка собственного сочинения:

           «Однажды гласные буковки-звуковки А, О, У, Э, пошли прогуляться. А звуки Ы

и И остались дома в замке на хозяйстве. Шли они, шли, и, вдруг, услышали странные звуки, которые доносились из Оранжевого замка, стоящего неподалеку- ЙЙЙЙЙЙЙ (показ буквы звука Й). Подошли буковки к замку и увидели вот таких жителей (выставляю на доске)- Я, Ё, Ю, Е.

- Кто вы, спросили буковки жильцов оранжевого замка?

Но в ответ услышали только -ЙЙЙЙЙЙ.

- Странно, вы носите такую же одежду красного цвета, как и мы, - сказал звук А, - как вас зовут?

-ЙЙЙЙЙЙ

-Бедненькие, вы даже петь не умеете. Хотите, мы вас научим?

- ЙЙЙЙЙЙ- закивали головой жильцы оранжевого замка.

  Тогда звук А подошел к одному звуку (показ Я) и сказал, - Спой свою песню вместе со мной. Я запел и получилась песня ЙЙЙЙААААА=ЯЯЯЯЯЯ.

Так сделали и другие буковки-звуковки: У подошел к Ю, который пел ЙЙЙЙ, получилась песня ЙЙЙЙЙУУУУ=ЮЮЮЮ. Э подошел к Е (Й)- получилась песня ЙЙЙЙЭЭЭЭ=ЕЕЕЕ, О подошел к Ё (Й)- ЙЙЙЙОООО=ЁЁЁЁЁ.

Буковки- звуковки пригласили звуки Ё, Е, Ю, Я жить в своем красном замке.  Жильцы оранжевого замка с радостью согласились. С тех пор у каждого гласного звука есть своё имя и появились звуки-братики:

А-Я (ругательная песенка)- они следили за порядком в доме, ругали звуки, если они шалили.

О-Ё (огорчительная песенка)- следили за тем, чтобы звуки не ссорились. И если кто- то начинал ругаться, тут же пели свою песню. Звуки мирились.

У-Ю (удивительная песенка) – они всегда читали много книг о приключениях, очень удивлялись и рассказывали истории другим звукам.

Ы-И (плаксивая песенка)- они все время ныли, хныкали, что не первыми познакомились с новыми друзьями и пропустили много интересного. Их все время приходилось успокаивать.

Э-Е (приветственная песенка)- были очень веселыми, воспитанными и всегда при встрече всех приветствовали.

    В конце занятия логопед еще раз просит вспомнить из каких двух звуков

сложились песенки жильцов Оранжевого замка: ЙА=Я, ЙО=Ё, ЙУ=Ю, ЙЭ=Е.

ЗВОНКИЕ-ГЛУХИЕ, ТВЕРДЫЕ-МЯГКИЕ изучаются на материале картинок с

буковками-звуковками путем сравнения. Одновременно развиваем внимание и память.

Но в интернете есть еще «Сказка о твердых и мягких согласных» Юлии Артеевой. Можно использовать ее на занятиях.

СКАЗКА О ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ 
Однажды согласные звуки решили пойти в гости к гласным, чтобы спеть с

ними их любимые песенки.
 Сначала они решили пойти в гости к звукам О, А, У, Ы и Э.
Эти гласные звуки были серьезные и строгие. И песни у них получались такие же: ЛА-ЛУ, МА-МО-МЫ (можно придумать свои примеры).
Поэтому согласные звуки надели строгие синие костюмчики и отправились в дорогу.
Только звуки Щ, Ч и Й не захотели петь серьезные песни и остались дома.
Когда согласные звуки приходили к гласным О, А, У, Ы, Э и пели строгие песни, они сами становились строгими и твердыми.
 Попев серьезные песни и вернувшись домой, согласные немного отдохнули, и на следующий день решили пойти в гости к другим гласным:
Ё, Я, Ю, И, Е.
А эти гласные были добрыми и веселыми! Поэтому согласные пели с ними только веселые песни: ЛЯ-ЛЮ-ЛИ, МЁ-МЮ-МЕ (можно привести другие примеры).
И прежде, чем отправиться в путь, согласные надели, вместо строгих синих, веселые зеленые костюмчики.
Но и в этот раз не все согласные пошли в гости.
Звуки Ш, Ж и Ц не любили веселиться, и решили, что им лучше дома посидеть.
А те согласные звуки, которые гостили у гласных Ё, Я, Ю, И, Е и пели веселые песни - тоже становились радостными и мягкими.
 Так и повелось: если согласный звук стоит рядом с гласными О, А, У, Ы, Э, то он называется "твердым" и костюмчик его синего цвета.
А если он стоит рядом с гласными Ё, Я, Ю, И, Е, то называется мягким и костюмчик у него - зеленый.
Только согласные Ш, Ж, Ц, всегда твердые, и носят только синий костюм,
а Ч, Щ, Й - всегда мягкие, и носят костюм только зеленого цвета!
 Тут и сказочке конец!

Усложнение схем слов (появление зелёной фишки, обозначающей мягкий согласный)

  • Пение таблиц Н.А. Зайцева без указания на букву.

Последовательность усвоения звуков в букварном периоде:

П – Т – Т* - К – К* - М – М* - Б – Б* - Д- Д* - Н – Н* - В – В* - Р – Р* - Л – Л* - Г – Г* - Х – Х* - С – С* - З – З* - Ж – Ш – Ц – Ч – С-Ш – З- Ж- Ч- Щ- С-Ц

Она определяется:

  • Частотностью употребления звуков в речи
  • Возможностью сразу составлять слоги и простые одно – двусложные слова.

        Подготовительный и «Букварный» периоды объединены между собой одной сюжетной линией: занятия построены в форме сказки о «Буковках-звуковках».

Каждая «Буковка» соответствует определённому звуку. Так, например, в городе Гласных проживают 5 пар Буковок в красных домах. Каждая отдельная пара – братья - близнецы. Они различаются лишь цветом обуви, в зависимости от того, твёрдо звучит звук или мягко. В Городе Согласных буковки живут в синем и зелёном домах. Они отличаются буквами на одежде и цветом башмачков (синие и зелёные тапочки). У звонких на шапочках – колокольчики, у глухих – большие уши. Буковки играют в разные игры вместе с детьми. В результате, дети легко запоминают звуки «в лицо» и без труда находят их, характеризуют, подыскивают «братца». Параллельно идет обучение печатанию изучаемых букв в тетрадях в клетку.

            Таким образом, в конце старшей группы дети:

  • Знают пары гласных звуков
  • Проводят звуковой анализ практически любого слова.
  • Различают гласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, выкладывают фишки разного цвета в схему (красный, синий, зеленый)
  • Свободно ориентируются в звуковой структуре слова, подбирают слова по предложенным моделям.
  • Читают (поют) прямые слоги типа «СГ» по звуковой схеме.
  • Проводят анализ трёхбуквенных слов типа «МАК, ДОМ, КИТ, КОТ, ШАР, ЛУК, ЖУК, ДЫМ, НОС, РАК», четырёхбуквенных и пятибуквенных слов типа: «ВАТА, ЛУНА, СЕНО», «ДОМИК» …
  • Печатают в тетрадях в клетку буквы.

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ТНР

В подготовительной группе продолжается работа по овладению первоначальными основами грамоты. Дети шести лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой в фонетической стороне речи; они обладают определенной сензитивностью к знаковой действительности языка, испытывают повышенный интерес к буквам и тягу к чтению.

Программа для подготовительной группы включает три направления:

  • развитие фонетической стороны речи,
  • ознакомление со знаковой системой языка,
  • подготовка руки ребенка к письму.

Задачи:

  • Закреплять у детей умение проводить звуковой анализ слова, составлять звуковые модели.
  • Познакомить детей с понятием «ударение», научить их находить ударение

           в слове и ставить знак ударения в нужном месте.

  • Учить детей составлять из слов предложения, делать графическую запись, моделирующую последовательность слов в предложении (3-5 слов), выкладывать модели предложений из кубиков.
  • Научить детей плавному слоговому чтению и чтению целыми словами на материале полного алфавита, несложных по своему структурному составу слов и предложений.
  • Продолжать осваивать графические элементы: обводить изображения предметов по контуру и штриховать их, копировать рисунки и дорисовывать фигуры.
  • Научить детей писать печатными буквами слова и короткие предложения

Знакомство с ударением в игровой форме:

Логопед: - ударить можно не только палочкой, но и голосом по слову! Ударить — значит выделить слог из слова. Он будет Ударным.

Ударный слог, ударный слог-

Он назван так недаром.

Эй, невидимка - молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит

                           И чётко речь моя звучит!     А. Шибаев

Молоток – это голос. Его невидно, но он настоящий силач!

4. Практическое усвоение:

а) упражнение «кричательное»:

логопед: - произнесём быстро 3 раза слово «МАШИНА», на четвёртый – выкрикиваем ударный слог (как – будто зовём машину):

МА – ШИ – НА

Дети «прокрикивают» слова по картинкам, определяя ударный слог.

б) упражнение «шептательное»:

каждый ребёнок шепотом определяет ударный слог в своём имени

в) знакомство со схемой

- на доске:

Логопед объясняет, что косая чёрточка – знак ударения. Дети вместе с логопедом «пропевают» схемы «песенками»: «ля- ля», «та – та», «бом – бом» и подбирают слова к схемам.

Закрепление:

1) Игра «Комната смеха»:

Логопед: - вы были, когда – нибудь в комнате смеха?  Ударение может рассмешить не хуже кривого зеркала. Чтобы всех развеселить, знаку ударения стоит лишь попрыгать по слову. Встанет знак ударения не на своё место – слово так искривится, что не узнаешь! Предлагаю пригласить в комнату смеха слова. Пусть ударение пошалит!

Дети называют свои имена с изменённым ударением.

Вывод: ударение делает слова понятными.

2) Словоизменение с помощью ударения:

Логопед рассказывает сказку:

            «Собрались однажды слова на совет и стали говорить, какие они все полезные и значимые. Без слов не обойдется ни один человек. Но забыли слова пригласить на совет Ударение. И оно обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг откуда – то выскочило Ударение и закричало: - «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю вас!». Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд ЗА*МОК и сказал: - «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким – то ударением. Ведь ударение — это же просто чёрточка!». Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый и исчез ЗА*МОК, а перед всеми предстал ЗАМО*К. Слова зашумели. Тогда вышли ГВО*ЗДИКИ и превратились в ГВОЗДИ*КИ, а И*РИС- в ИРИ*С (превращение слов происходит на магнитной доске). Видят слова. Что дело плохо – не обойтись им без ударения. Отвели ему одно из почётных мест на собрании и относились к нему с уважением!

3) Ударение отдыхает:

Логопед: - ударение прыгало по словам и очень устало. Взяло себе два выходных. Когда же ударение может не выходить на работу?

а) в словах, где 2 и больше слогов ударение всегда работает:

КОШ*КА, КО*ТЯ*ТА

А если сказать коротко: КОТ – здесь не надо выделять слог голосом, он и так сильный. Это первый выходной!

Дети называют слова с одним слогом.

б) второй выходной у ударения в тех словах, где есть гласная «Ё». Она всегда ударная!

Расскажи- ка буква «Ё»

Как твоё житьё – бытьё?

Буква «Ё» даёт отчёт:

- Ничего житьё течёт.

Я ударная всегда!

 - Ой, ё – ёй, вот это да!     А. Шибаев.

Дети называют слова со звуком «Ё» (котёнок, телёнок, жеребёнок, цыплёнок, шофёр, пёстрый, селёдка, маслёнка, свёкла, Пётр…)

в) письмо от Ударения:

«Дорогие ребята! Меня можно писать в виде чёрточки сверху вниз, тогда я становлюсь похожим на тонкую ручку волшебного молотка. Я словно бью по ударному слогу молоточком и прошу: «Произносите ударный слог сильнее, громче! Прошу: - помните обо мне всегда! Ваш друг – Ударение!

Сказка В. Волиной о «ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»

Сказка про шипящие

Жили- были шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку жили гласные У, Ы, Ю, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом- нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а дружат только с «И», «А», «У»:

ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ!

Таким образом, дети, заканчивающие подготовительную группу, обладают следующими знаниями и умениями:

  • Проводят звуковой анализ практически любого слова.
  • Различают гласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки.
  • Свободно ориентируются в звуковой структуре слова, подбирают слова по предложенным моделям.
  • Читают по слогам небольшие тексты, пересказывают их.
  • Печатают небольшие тексты в тетрадях в клетку.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 50 города Ставрополя

К МО логопедов города Ставрополя

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:

«Сказка,

как средство

обучения грамоте дошкольников

3-7 лет с ТНР»

Учитель-логопед: О.Н. Малышко

2024г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В и...

Методическая разработка «Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»

Изучение специальной литературы, анализ периодических изданий, опыт профессиональной деятельности помогает прийти к пониманию того, что в настоящее время для дошкольного образования особо острой...

Методическая разработка "Сказка как средство обучения детей грамоте"

МДОУ детский сад общеразвивающего вида «АБВГДейка»      Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему:«Путешествие в страну волшебных звуков»...

Методическая разработка "Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников".

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре ча...

Средства формирования и развития предпосылок к обучению грамоте дошкольников с ЗПР

Одним из основных средств формирования и развития предпосылок к обучению грамоте дошкольников с ЗПР является сенсорное воспитание....

Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников

игры по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста...

Сказка как средство обучения пересказу дошкольников с общим недоразвитием речи.

Обучение пересказу дошкольников с общим недоразвитием речи....