Средства формирования и развития предпосылок к обучению грамоте дошкольников с ЗПР
статья по коррекционной педагогике на тему

Людмила Леонидовна Шепырева

Одним из основных средств формирования и развития предпосылок к обучению грамоте дошкольников с ЗПР является сенсорное воспитание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Средства формирования и развития предпосылок к обучению грамоте                             дошкольников с ЗПР.

В соответствии с предметом исследования основными средствами формирования и развития предпосылок к обучению грамоте дошкольников с ЗПР являются следующие.

  1. Сенсорное воспитание.
  2. Формирование мышления.
  3. Развитие ручной моторики, подготовка руки к письму.
  4. Развитие речи.
  5. Развитие коммуникативных способностей.
  6. Развитие основных видов деятельности.

                                Сенсорное воспитание.

Сенсорное воспитание является, с одной стороны, основой для формирования у ребенка всех психических процессов – внимания, памяти, сферы образов – представлений, мыслительных операций и мышления в целом, речи и воображения, с другой – оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности – предметной, игровой, продуктивной, трудовой.

На начальных этапах восприятие ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора – слухового, зрительного, тактильного. В процессе целенаправленной коррекционной работы эти образы становятся более дифференцированными и систематизированными. Сенсорное воспитание направлено на формирование у детей ориентировочной деятельности, которая реализуется в виде перцептивных действий – выслушивания, рассматривания, ощупывания, а также способствует освоению ребенком систем сенсорных эталонов.

Другой важной стороной сенсорного воспитания является своевременное и правильное соединение сенсорного опыта ребенка со словом, что делает данные образы более четкими, систематизированными и обобщенными. Развитие восприятия идет от различения предметов, их свойств, отношений к восприятию на основе образа а затем и к фиксации образа в слове, то есть к появлению образа – представления.

Занятия по сенсорному воспитанию проводятся по нескольким направлениям.

1 Развитие слухового восприятия, внимания и памяти.

Работа по данному направлению осуществляется в следующей последовательности.

  1. Развитие неречевого слуха: восприятие и внимание к звукам окружающего мира.
  2. Развитие восприятия и внимания к звучащей игрушке.
  3. Развитие речевого слуха, восприятие и внимание к речи окружающих людей.

11. Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти, подражания, формирование целостного образа предметов.

111. Развитие кожно – тактильного ощущения.

Работа по этим направлениям значима для развития дошкольников с ЗПР на первом и втором годах обучения детей в специальном дошкольном образовательном учреждении. На третьем и четвертом годах обучения акцент в работе смешается на формирование у детей образов – представлений в рамках всех анализаторов и в русле ведущих видов детской деятельности. Задачи сенсорного воспитания особенно актуальны в раннем возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом в развитии сенсорной сферы. Также актуальность данных задач объясняется огромным значением данной работы в развитии всей познавательной деятельности ребенка, в особенности дошкольников с ЗПР.

 Данные задачи реализуются в процессе занятий изобразительной, конструктивной и трудовой деятельностью, математикой, музыкой, при ознакомлении с окружающим миром и т.п. посредством дидактических игр и упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие предпосылок к обучению грамоте у детей среднего возраста посредством манипуляций с «Мягкой азбукой»

   Игровой и занимательный материал, подобранный на каждую букву алфавита,представленный в данном материале,  поможет сделать творческими и радостными первые уроки словесности....

Статья; К вопросу о формировании предпосылок к обучению грамоте дошкольников с ЗПР.

Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с задержкой психического развития, отмечают, что  в дошкольном возрасте данная категория детей не справляется с программными требованиям...

Формирование предпосылок к обучению грамоте у дошкольников

За последние годы в нашей стране резко снизился уровень детской грамотности. Дисграфия становится одной из причин плохой успеваемости. Нарушения в речи также влекут за собой грубые ошибки на письме. П...

Дидактические игры как средство формирования предпосылок к обучению грамоте у старших дошкольников

Возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для развития фонематического восприятия, подготовки дошкольников к обучению грамоте. В данной статье рассматривается речевое развитие, развитие з...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Формирование предпосылок к обучению грамоте средствами дидактических игр и пособий»

Тема: «Формирование предпосылок к обучению грамоте средствами дидактических игр и пособий»Самообразование – целенаправленная работапедагога по расширению и углублениюсвоих знаний, со...

Формирование предпосылок к обучению грамоте у дошкольников с ТНР

Все родители мечтают о том, чтобы его ребенок не только чисто разговаривал, но и быстро освоил навыки чтения и письма в школе. Но всем известно, что дом без фундамента не построить! И чтобы дети в пер...