ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Формирование предпосылок к обучению грамоте средствами дидактических игр и пособий»
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)

Захарова Мария Васильевна

Тема: «Формирование предпосылок к обучению грамоте средствами дидактических игр и пособий»

Самообразование – целенаправленная работа

педагога по расширению и углублению

своих знаний, совершенствованию

имеющихся и приобретению новых

профессиональных навыков и умений.

 

Пояснительная записка.

Современное общество предъявляет достаточно строгие требования к работе в сфере образования. Для того чтобы педагог мог быть уверенным в завтрашнем дне и достигать успеха, нужно постоянно учиться, повышать уровень своей квалификации. Мир не стоит на месте. Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс саморазвития.

Суть саморазвития заключается в непрерывном овладении различными технологиями, методами и приёмами умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием.

В связи с этим, я стремлюсь постоянно повышать свой профессиональный уровень, осваивать инновации в области педагогики, методы и приемы работы с детьми, взаимодействие с родителями, а также делиться приобретенным опытом с коллегами.

Благодаря своей целеустремленности, нежеланием останавливаться на достигнутом, активной жизненной позиции, коммуникабельности я стремлюсь реализовывать на практике свои идеи и замыслы, постоянно повышать собственный образовательный уровень, свое педагогическое мастерство, осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Результатом моего педагогического труда должна стать развитая личность, удовлетворенная своим положением в обществе, знающая себя, свои возможности, способная к самореализации в жизни.

Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах воспитания и обучения дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

 

Актуальность.

Об актуальности выбранной мной темы говорит ФОП ДО. В задачи и содержание образовательной деятельности по речевому развитию (п.20) входит подготовка детей к обучению грамоте. Для воспитанников 6-7 лет-это упражнять в составлении предложений из 2-4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности. Формировать у детей умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами; знакомить детей с буквами; выкладывать слова из букв разрезной азбуки. В свою очередь ФГОС (речевое развитие) рекомендует развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Ситуация в стране такова, что более 30% детей не готовы к обучению в школе! Большинство родителей считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это  будет залогом их успешной учебы. Проблема такова, что:

  1. Имея полноценный слух и интеллект,  дети, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из – за недостаточного развития речевого слуха.
  2. у детей старшего дошкольного возраста недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом.
  3. существующая практика не достаточно реализует эту работу в системе.

В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры.                                                                                     Конечно, обучение грамоте – задача школы, но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет школьная задача – учиться читать и писать. И тогда процесс обучения будет значительно облегчен.

Цель:  повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу формирования предпосылок к обучению грамоте с использованием дидактических игр и пособий.

Задачи:

  • Изучение методической литературы и передового педагогического опыта по данной теме.
  • Создание предметно - развивающей среды, способствующей  формированию предпосылок к обучению грамоте.
  • Внедрение и использование дидактических игр и пособий в работе с детьми дошкольниками.
  • Создание системы взаимодействия, сотрудничества, сотворчества детей и взрослых.
  • Распространение собственного педагогического опыта

 

Планируемые результаты.

Результатом реализации программы саморазвития являются следующие показатели:

  • Умение анализировать научно-методическую литературу
  • Систематизировать работу по созданию дидактических игр и пособий, пополнение развивающей среды  согласно  требованиям ФГОС и ФОП ДО.
  • Овладение новыми инновационными педагогическими технологиями в работе с воспитанниками и родителями.
  • Оформление методических наработок в виде накопительной папки.
  • Распространение собственного педагогического опыта среди молодых специалистов.

 

              Основные направления реализации программы

 

Изучение методической литературы

Повышение квалификации, участие в вебинарах

Работа в творческих группах

Активное участие в педагогических конкурсах,  олимпиадах, конференциях

Трансляция собственного педагогического опыта.

Самодиагностика

Взаимодействие с родителями

Пополнение предметно-развивающей среды группы

Внедрение в практику инновационных технологий

Развитие профессиональной компетенции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Реализация программы по саморазвитию 2020/2021  учебный год

 

 

 

 

Направления деятельности

по теме

 

Содержание деятельности

Сроки

выполнения

1.

Изучение методической литературы

Сидорчук, Т.А., Хоменко, Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004.

Акулова О.В., Сомкова О.Н., Солнцева О.В. и др. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2009

Волосовец Т.С. Речевое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей ФГОС ДО 15г.. - М., 2015.

Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 2006.

Карикова Ю.И. Особенности работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО // В сборнике: Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку Межрегиональная конференция. Ответственный редактор: О.А. Скрябина. Рязань, 2015. С. 288-289.

Минеева Ю.В., Салихова З., Левшина Н.И. Инновационные формы работы по речевому развитию у дошкольников // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. С. 35-37.

 

В течение  года

2.

Диагностика

Самодиагностика:  тест «Рефлексия на саморазвитие»

Сентябрь 2020

3.

Взаимодействие с родителями

Консультации  для родителей  по развитию речи детей дошкольников:

«Роль игры в развитии речи»; «Особенности речевого развития детей 4-5 лет»; «Речевые игры по дороге в детский сад».

Анкетирование «Речь Вашего ребёнка»

Папка-передвижка «Речевые игры для детей 4-5 лет»

Выставка: (рисунки) на тему: «Рисуем любимые загадки»

В течение года

4.

Взаимодействие с детьми

 

  1. Дидактические игры и упражнения:
  2. «Что где растет?», «Назови одним словом»,  «Парные картинки», «Отгадай и назови». 

Работа над пересказами с использованием опорных схем

Пересказ литературной сказки «Федорино горе» К. Чуковского; «Воробьишко» М. Горького; «Подкидыш» В. Бианки;

«Пушок» Г. Скребицкого.

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Работа с загадками.

В течение  года

 

                 Методическая работа по самообразованию

 

1.

Обучение на курсах повышения квалификации, участие в вебинарах

Прохождение курсов повышения квалификации;

 Обучение на семинарах, мастер-классах, методических объединениях по данной теме;

Посещение РМО по речевому развитию.

В течение

года

2

Участие в педагогических конкурсах,  олимпиадах, конференциях

Участие в интернет олимпиадах, конкурсах:

Всероссийский образовательный «Портал педагога»  https://portalpedagoga.ru

 сайт «Мой успех»»  http://uspeh-konkurs.ru/fgos-results

 

Ноябрь

Март

3

Создание развивающей предметно-пространственной среды

 

Картотеки пальчиковой, дыхательной, артикуляционной гимнастики; Изготовление пособий  по речевому развитию:  «Что где растет?», «Назови одним словом»,  «Парные картинки», «Отгадай и назови»; Изготовление игр на развитие мелкой моторики: шнуровки, мозаики, «забавные пуговицы».

В течение года

 

4

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.)

Консультация для педагогов «Формирование связной речи детей среднего дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Играя, развиваем речь».

октябрь 2020 г

 

 

март 2021

 

 

Реализация программы по саморазвитию 2021/2022 учебный год

 

 

 

Направления деятельности

по теме

 

Содержание деятельности

Сроки

выполнения

1.

Изучение методической литературы

Тагаева Е. Ю., Савицкая Л. А. Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада и семьи [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). -- М.: Буки-Веди, 2013. -- С. 52-54.

Рудик, О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 192 c. 

Гризик Т.И. Тимощук Л.Е. «Маленький волшебник» Издательство «Просвещение» 2005 г

Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 2005

Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М., 2011.

Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М., 2011

Шаталова Е.В. Речевое развитие старших дошкольников в процессе формирования математических представлений // Детский сад: теории и практика. 2012. №1. С. 36-43

Легачева Е. Н., Кочелакова О. Д. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 666-669. — URL https://moluch.ru/archive/111/27341/

Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010. Интернет источники

 http://открытыйурок.рф/статьи

 https://dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki/12640-razvitie-rechevogo-tvorchestva-u-detej-doshkolnogo-  vozrasta.html

В течение  года

2.

Диагностика

Самодиагностика:  тест «Рефлексия на саморазвитие»

Сентябрь 2021г

3.

Взаимодействие с родителями

Консультации  для родителей  по развитию речи детей дошкольников

«Использование приема моделирования в развитии связной речи детей"

«Биоэнергопластика: развитие артикуляции и речи у детей 4—7 лет»

«Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий»

Анкетирование «Речь Вашего ребёнка»

Папка-передвижка «Речевые игры для детей 5-6 лет»

Организация  Книжной гостиной

Буклет «Скрайбинг в ДОУ. Что это?»

Семинар – практикум « Домашняя игротека» (знакомство с играми, упражнениями на закрепление речевых навыков с использованием инновационных технологий.)

Памятки и буклеты по речевому развитию детей дошкольников

«Как  правильно общаться с ребенком»

Мастер – класс «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми»

В течение года

4.

Взаимодействие с детьми

 

Внедрение в работу технологии мнемотехника

Внедрение в работу технологии Синквейн

Разработка детско - творческих проектов «Загадочный космос», «В гостях у сказки»

Внедрение в работу биоэнергопластика, аква-гимнастика

Использование в работе с детьми технологии лэпбук

Сочинение сказок с детьми по временам года и создание книг по сказкам  «Использование ИКТ технологий»

В течение  года

 

                 Методическая работа по самообразованию

 

1.

Обучение на курсах повышения квалификации, участие в вебинарах

Участие в вебинарах  на интернет – сайтах:

Учебно – методический портал   uchmet.ru

Всероссийский образовательный портал «Слово педагога»  https://slovopedagoga.ru/servisy/vebinary/webinary...

Образовательный портал «Продленка» https://www.prodlenka.org /  

Посещение РМО по речевому развитию

Октябрь

Декабрь

Апрель

2

Участие в педагогических конкурсах,  олимпиадах, конференциях

Участие в интернет олимпиадах, конкурсах:

Всероссийский образовательный «Портал педагога»  https://portalpedagoga.ru

 сайт «Мой успех»»  http://uspeh-konkurs.ru/fgos-results 

Общероссийские конкурсы «Эталон»  https://ok-etalon.ru/?mod=info

сайт «Кладовая талантов»  http://kladtalant.ru/ 

Центр организации и проведения Международных и Всероссийских дистанционных мероприятий

 

В течение

года

3

Создание развивающей предметно-пространственной среды

 

Изготовление пособий  по речевому развитию:  поддувалочки, мнемотаблицы для заучивания стихов, составления рассказов.

Изготовление книжек малышек по лексическим темам

Изготовление  пособия карты Проппа для пересказа и сочинения сказок

Интерактивные дидактические игры

Картотеки пальчиковой, дыхательной, артикуляционной гимнастики

В течение года

 

4

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.)

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи детей с использованием инновационных технологий».

Выступление на педсовете из опыта работы «Использование технологии СИНКВЕЙН в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»,

Выступление на педагогическом совете из опыта работы Технология ЛЭПБУК в речевом развитии детей дошкольников»

Публикации в электронных и печатных изданиях.

Публикации на интернет сайтах:

http://www.maam.ru/users/755713

 https://vishenka13.nnov.prosadiki.ru/vospitateli

Ноябрь

Май

 

 

 

Реализация программы по саморазвитию 2022/2023 учебный год

 

 

 

 

Направления деятельности

по теме

 

Содержание деятельности

Сроки

выполнения

1.

Изучение методической литературы

Концепция речевого развития - Л.С Выготского                                                                                                                      Когнитивная теория речи-Ж. Пиаже                                                                                                                                                 теория речевых задатков –Н. Хомского                                                                                                                                исследования психологов, педагогов, лингвистов: А.Н. Гвоздева, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, Е.И. Тихеевой, К.Д. Ушинского, Е.А. Флериной, Л.В. Щерба, Д.Б. Эльконина и др., -создавших предпосылки для комплексного подхода к решению задач подготовки дошкольников к обучению грамоте.                          В.В.Гербова .Развитие речи в детском саду. Подготовительная  к школе группа.                                                                          Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Программа «От рождения до школы»                                                              Н.Е.Веракса, А.Н. Веракса «Пространство детской реализации: проектная деятельность дошкольников»          Образовательное пространство ДОУ. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте (Дидактический материал, система занятий, конспекты)                                                                                                                                             Пособие для педагогов. «Диагностика готовности ребёнка к школе».  

В течение  года

2.

Диагностика

Самодиагностика:  тест «Рефлексия на саморазвитие»

Сентябрь 2022г

3.

Взаимодействие с родителями

Консультации 

  • «На пути обучения грамоте»;
  • «Игры со звуками и буквами»; 
  • «Готовим руку  дошкольника к письму».

Буклет «Дидактические игры при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста».

Анкетирование по вопросам формирования предпосылок к обучению грамоте детей 6-7 лет.                           Семинар – практикум  «Дидактические игры  по обучению грамоте».                                                                            Помощь в реализации проекта «От звука к букве».                                                                                                               Помощь в пополнении РППС группы по обучению грамоте.

В течение года

4.

Взаимодействие с детьми

 

Реализация проекта «От звука к букве».

Игротека «Давайте поиграем»-1 раз в 3 месяца                                                                                    

Использование в работе с детьми графических рисунков, дидактических игр и пособий.

Создание коллективного пособия «Мой букварь»

Создание индивидуального пособия «Буквенный конструктор».

В течение  года

 

                 Методическая работа по самообразованию

 

1.

Обучение на курсах повышения квалификации, участие в вебинарах

Участие в вебинарах  на интернет – сайтах:

Всероссийский образовательный портал «Слово педагога»  https://slovopedagoga.ru/servisy/vebinary/webinary                                           

Образовательный портал «Продленка» https://www.prodlenka.org /   

Повышение квалификации по ФОП ДО.

Посещение РМО по речевому развитию

В течение

года

2

Участие в педагогических конкурсах,  олимпиадах, конференциях

Участие в интернет олимпиадах, конкурсах:

Издательство «Просвещение»  https://prosv.ru/                                                                                                   Международный педагогический конкурс «Лаборатория педагога» евроко.рф                                                        Всероссийский конкурс талантов diplomsrazu.ru.                                                                                                                              Публикация в электронном журнале « Альманах педагога» almanahpedagoga.ru                                                                                                                                                                               

 

Октябрь

Ноябрь

3

Создание развивающей предметно-пространственной среды

 

Изготовление картотеки  игр по формированию предпосылок к обучению грамоте

Пособие «Круги Луллия»

Пособия:  «Копилка слов», «Звуковые бусы», Перфокарты», «Схемы предложений», «Весёлые квадратики», «Звуковая улитка», «Звуковые дорожки».

Самодельные книги: «Острые слова», «Зелёные слова», «Лёгкие слова».

Индивидуальное пособие «Буквенный конструктор»

Коллективное пособие «Мой букварь».

В течение года

 

4

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.)

1.Буклет «Рекомендации по обучению грамоте  детей дошкольного возраста»                                                        2.Консультации:                                                                                                                                                                                      «В игре готовимся к школе»;                                                                                                                                                  «Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста».                                                                              3. Выступление на РМО по речевому развитию по теме: «Формирование предпосылок обучения грамоте детей 6-7 лет средствами дидактических игр и пособий» (из опыта работы)

4. Выставка дидактического материала по теме работы.                                                                                                  5.Публикации в электронных и печатных изданиях.                                                                                                             Публикации на интернет сайтах.

Ноябрь

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального саморазвития воспитателя. Тема: " Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников ".

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство...

Дидактические игры как средство формирования предпосылок к обучению грамоте у старших дошкольников

Возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для развития фонематического восприятия, подготовки дошкольников к обучению грамоте. В данной статье рассматривается речевое развитие, развитие з...

Программа профессионального саморазвития педагога «Речевое развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр».

Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих  дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении де...

Программа профессионального саморазвития воспитателя Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информац...