Развитие речи в структуре коррекции у детей с ЗПР
статья по логопедии

Плеснина Алина Сергеевна

данная статья направлена на развитие речи у детей с задержкой психического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_v_strukture_korrektsii_u_detey_s_zpr.docx14.07 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи в структуре коррекции у детей с ЗПР

С каждым годом увеличивается детей с особенностями эмоционально-волевой сферы и нарушения поведения, к которым неприменимы традиционные методики занятий. На сегодняшний день самая частая проблема с которой обращаются родители — это то, что ребенок не начинает говорить к определенному возрасту. Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Дети с задержкой психического развития составляют в настоящее время почти четвертую часть детской популяции

Современное общество предъявляет строгие и многочисленные требования к коммуникативной сфере человека. Многочисленными исследованиями доказано, что опыт общения, полученный в дошкольном возрасте, значительно определяет успешность человека в сфере общения на протяжении всех последующих этапов развития. Поэтому становление коммуникативной компетентности и приобретение коммуникативного опыта должны стать сферой пристального и целенаправленного внимания педагога. При этом нужно отметить, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим фактором формирования его личности и залогом благополучной социализации, а у детей с ОВЗ – еще и одним из факторов коррекции их недостатков.

Речь –это упорядоченное явление, и ее единицы организованы в определенной последовательности. Ребенок на первых порах не может это анализировать и даже замечать. Вместе с тем, уже очень скоро ему нужно будет повторять серии звуков, слогов и слов, а далее структурированное предложение. Подвести ребенка к осознанию и удержанию последовательностей возможно и нужно на подготовительном (доречевом) этапе, и сделать это легче «издалека» - через тело. Поскольку обучение пониманию и активной речи со слуха не дает эффекта, создаются заменяющие пути. Этому служат специальные игры и упражнения, которые активируют различные каналы получения информации.

Формирование речи у детей с ЗПР это процесс сложный и трудоемкий, что объясняется многими причинами и прежде всего тем, что нарушение речи у них выступают одним из проявлений общего недоразвития психической деятельности (т.е. является вторичным дефектом развития), и может препятствовать коммуникации и социальной адаптации.

Общение является одним из основных условий развития ребенка, то возникает необходимость в проведении работы, направленной на его развитие, которое способствует предотвращению появления эмоционально–личностных, поведенческих трудностей. Чем раньше это произойдет, тем более высоким будет результат социализации ребенка. Важным этапом социализации ребенка дошкольного возраста с ОВЗ является его поступление в дошкольное учреждение.

В первое время основной формой коррекционно-развивающей работы с ребенком является индивидуальная. Это означает, что для него не подходят подгрупповые занятия из-за несформированности учебного поведения и больших индивидуальных отличий между детьми. Занятие лучше всего организовать как подвижное взаимодействие, чтобы оно являлось удовольствием, развлечением.  В заданиях отдается однозначное предпочтение предметам, а не картинкам. Ребенок должен иметь возможность манипулировать предметами, прежде чем захочет их называть.

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств, так как в процессе занятий меняются учебная ситуация и мотивы речи. “Обучение должно быть радостным для каждого ученика” - таков мой девиз в работе.

Учитывая особенности речевого развития детей, ведется работа в нескольких направлениях:

- работа над звукопроизношением;

- работа над развитием фонематического слуха;

- работа по обогащению словарного запаса детей;

- работа над развитием лексико-грамматического строя речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему «Осень»

Конспект итогового интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики...

Развитие речи в структуре коррекции у детей с ЗПР

Статья посвящена развитию речи у детей с ЗПР...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи и психоэмоциональной коррекции «Расскажи мне сказку»

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с элиментами сказкотерапии.Целью данного занятия является развитие связной речи и нравственных качеств детей старшего дошнольного возраста посредством ...

Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему «Осень»

Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему &laqu...

Конспект подгрупповой интегрированной образовательной деятельности по развитию речи и психоэмоциональной коррекции «Расскажи мне сказку» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект подгрупповой интегрированной ОД по развитию речи и психоэмоциональной коррекции «Расскажи мне сказку» для детей старшего дошкольного возраста....

Интегрированная ОД по развитию речи и психоэмоциональной коррекции

Развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством составления сказок...

"Логоритмика - один из эффективных видов работы с детьми по развитию речи и ее коррекции"

Мастер-класс для воспитателей (использование логоритмических упражнений для речевого развития детей)...