проект «Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»
проект по логопедии

Евтушок Анжела Асланбековна

развитие речи через проектную деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Кафедра специального и инклюзивного образования

Тема проекта

«Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»

Выполнила:

Евтушок Анжела Асланбековна

Воспитатель

МДОУ д/c №25 «Солнышко»

Ставраполь,2024 год

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе.

Цель: развивать мелкую  моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.

Задачи:

  • Развить фантазию,  речь, мышление,  ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
  • Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
  • Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.
  • Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  • Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
  • Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
  • Обеспечивать эмоциональное благополучие.
  • Расширять  кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.
  • Обогащать знания детей  разнообразными сенсорными впечатлениями.
  • Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.

Проблема проекта: Дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а так же отклонения в развитии движение пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелко мускулатуры пальцев рук у детей .

Возраст участников: дети 5-6 лет.

Тип проекта: среднесрочный (2 недели)

Состав проектной группы: воспитатели, воспитанники группы, родители.

Материально-техническое оснащение: интернет ресурсы, картинки, иллюстрации, справочная литература, CD – диски, соленое тесто, цветная бумага, салфетки, кисти, клей, стаканчики-непроливайки, краски, муляжи овощей и фруктов, листочки из цветной бумаги.

Работа с родителями:

- консультация для родителей: «Что такое мелкая моторика. Важность её развития для детей с ОНР»;

- консультация по лексическим темам: «Весна», «Перелетные птицы», «Одежда и обувь».

Планируемые  результаты:

Наблюдается положительная динамика в развитии речи детей.

Овладение приемами работы с разными инструментами.

Повышение коммуникативных и творческих способностей детей.

Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития детей.

Содержание и сроки реализации

Этапы

Содержание

Сроки

Подготовительный

- Разработать положение о проведении конкурса в рамках проекта для родителей и детей по изготовлению книжек-малышек «Ловкие пальчики»;

- Разработать положение о проведении конкурса «Умелые ручки» (привлечь родителей к изготовлению логопедических пособий на развитие мелкой моторики рук);

- Подбор литературы, подготовка наглядно-дидактического материала.

- Разработка картотеки пальчиковых игр, игр с предметами.

- Подбор материала для штриховки, рисования по точкам.

- Лабиринты.

14.04-17.04

Основной

Пальчиковые игры «Солнышко», «Ёжик», «Кормушка», «Весна», «Весенние  листья».

Коллективная работа «Прогулка в весеннем  лесу».

Лепка из соленого теста «Во саду ли, в огороде… »

Аппликация в технике оригами «Весенние веночки».

Рисование пальчиками на тему «признаки весны».

Графические задания: «от точки к точке», трафареты.

Упражнения на развитие графо-моторных навыков  «Весна».

Упражнение на внимание, на развитие зрительно-пространственной координации «Ёжик в лесу», штриховка предметов «Овощи»

Игры с разными предметами (катушками, прищепками, орехами и т. д.)

Сложи паззл «Овощи. Фрукты».

Шнуровки «Фрукты», «Огород. Расчудесное дерево».

Пальчиковый театр «Репка».

Выкладывание из счетных палочек «Морковка», «Груша».

Развитие навыков самообслуживания: застегивание-расстегивание пуговиц, молний; завязывание шнурков.

Чтение художественной литературы: Сутеев «Яблоко»

18.04-23.04

Заключительный

Выставка детских работ по художественному творчеству.

Презентация книжек-малышек.

Выставка пособий по развитию мелкой моторики.

24.04-25.04

Заключение:

  • Развитие мелкой моторики дошкольников.
  • Повышение коммуникативных и творческих способностей детей.
  • Сочетание игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
  • Пособия и игры по развитию мелкой моторики.
  • Повышение заинтересованности родителей в сотрудничестве.
  • Участие детей в проекте позволило развить кисть  руки и координацию движений пальцев рук, что  способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

Список использованной литературы

Н.В.Нищева «Картотека игр и упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики». Изд. 2-ое, дополненное.- СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 80 с.

Е.С Анищенкова «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов».- М.: Аст: Астрель 2007.-58с.

О.А. Новиковская «Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей». М.: Аст, Спб: Сова,2007, - 93с.

Нищева Н.В. «Комплект тетрадей для старшей логопедической группы (2-ой год обучения)» - Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.-32с.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.А, Топоркова И.Т., Щербинина С.В. «Тетрадь с занятиями для развития детей. Упражнения на развития внимания , памяти, мышления».

Л. М. Морозова. «Нарисуй-ка»

Т.С. Голубина Пополним «предметный багаж».

Т.С. Голубина. «Чему научит клеточка»

Раскраски по лексическим темам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С Общим недоразвитием речи.

С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи.    Для стимулирования развит...

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи. Консультация для воспитателей.

Виды детской деятельности, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук....

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Проект: Развитие мелкой моторики как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе....

Проект "Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи".

Тренировка движений пальцев кисти рук является важным фактором развития речи ребенка и мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Уровень развития мелкой моторики – один ...