конспект занятия Домашние животные
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей

старшей логопедической группы

Тема: «Домашние животные и их детеныши.»

учитель – логопед ГБДОУ №13

Исаева Элина Идрисовна

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

1.Развитие общих речевых навыков:

    а) Развитие артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры.

    б) Работа над интонационной выразительностью речи.

2. Развитие фонематической стороны речи:

а) Закрепление понятий «звук – слог - слово», «гласный звук», «согласный

звук».

б)  Закрепление  умения различать «твёрдый согласный звук  - мягкий

согласный звук», «звонкий  согласный звук - глухой согласный звук».

в) Совершенствование навыка анализа слов из 3 звуков.

г) Закрепление умения выполнять звуковую схему слова.

3.Грамматический строй:

а) Совершенствование навыка образовывать сущ. с суффиксом –онок

(названия детенышей домашних животных).

б) Совершенствование навыка согласовывать им.сущ. с им. прилагат. в Тв.п.

в) Закрепление умения употреблять предлог «у» с им. сущ..

4.Связная речь:

 а) Закрепление умения отвечать полным ответом.

б)  Закрепление умения отгадывать и толковать загадки.

в)  Закрепление умения составлять сложноподчиненные предложения с союзом «потому что».

Психолого-педагогические:

1.Лексика:

а) Закрепление навыка выделять признаки ранней осени.

б) Уточнение и активизация словаря по теме «Домашние животные и их детеныши».

в) Закрепление понимания обобщающего понятия «Домашние животные».

2. Развитие слухового и зрительного восприятия и памяти.

     а) Закрепление умения узнавать животных по звукоподражанию.

3.Развитие зрительного  внимания:

а) Закрепление умения «видеть», обращать внимание на детали одежды, своей и окружающих.

4. Развитие общей, мелкой моторики:

а) Развитие координации речи с движением.

б) Развитие точных синхронных движений пальцев обеих рук.

в) Закрепление навыка правильно держать карандаш.

Оборудование:

  • Календарь природы (Н.В. Нищева)
  • Набор для проведения психогимнастики (солнышко, тучка, снежинка).
  • Демонстрационный набор по теме «Домашние животные и их детеныши».
  • Набор предметных картинок с изображением корма для животных.
  • Дидактическая игра «Собери семью».
  • Музыкальная книжка «Голоса животных».
  • Комплект маленьких подушек по количеству детей.
  • Рабочий лист с изображением «мам и детенышей»
  • Набор символов для звукового анализа.
  • Простые карандаши по количеству детей.
  • Стерательные резинки по количеству детей.

Организационный момент.

(дети сидят на подушечках, перед ними календарь природы)

  1. Развитие временных представлений.

Цель: 1. Закрепление навыка выделять признаки ранней весны.

           2. Закрепление умения отвечать полным ответом.

Логопед: Ребята, какое сейчас время года за окном?

Реб.: За окном весна.

Логопед: А какая весна?

Реб.: Ранняя весна.

Логопед: Ребята, какие приметы ранней весны вы знаете?

1-ый реб.: Ранней весной тает снег.

2-ой реб.: Ранней весной бегут ручьи.

3 –ийреб.: Ранней весной тает лед.

4-ый реб.: Ранней весной солнце пригревает.

5-ый реб.: Ранней весной появляются проталины.

6-ой реб.: Ранней весной птицы возвращаются из теплых стран.

II. Психогимнастика

Цель: Развитие артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры.

Логопед: Ранней весной, когда светит солнышко (демонстрирует солнышко) – мы улыбаемся.

Дети выполняют упражнение «Улыбка».

Логопед: Ранней весной, когда на небе собираются тучи (демонстрирует тучу) – мы хмуримся.

Дети выполняют упражнение «Нахмурь брови».

Логопед: Ранней весной, если вдруг выпадает снег (демонстрирует снежинку) – мы удивляемся.

Дети выполняют упражнение «Удивись».

(Далее логопед несколько раз, попеременно, демонстрирует картинки, а дети выполняют ещё раз эти упражнения).

III. И/упр.: «Отгадай загадку».

Цель: 1.  Закрепление умения отгадывать и толковать загадки.

           2.  Закрепление умения составлять сложноподчиненные предложения с союзом          «потому  что».

Логопед: А сейчас, я приглашаю вас пройти к столу.

(Дети встают с подушек и идут к столу. На столе разложены картинки с изображением домашних животных).

Логопед: Я буду загадывать загадки, а кто догадается, поднимет ручку.

Логопед:  В будке спит,
                Дом сторожит.
                Кто к хозяину идёт,
                Она знать даёт.

1-ый реб.: Я считаю, что это собака, потому что она спит в будке и сторожит дом. (Ребенок берет картинку, где изображена собака.)

 Логопед:  Везёт она воз.

                   Ест сено да овёс.

2-ой реб.: Я считаю, что это лошадь, потому что она перевозит грузы. Ещё она ест овёс.

(Ребенок берет картинку, где изображена лошадь.)

Логопед:   С бородой, а не старик,

                  С рогами, а не бык,

                  Доят, а не корова.

3 –ийреб.: Я думаю, что это коза, потому что у нее есть борода. Ещё она даёт молоко. (Ребенок берет картинку, где изображена коза.)

Логопед:  Мордочка усатая,

                  Шубка полосатая,

                  Часто умывается,

                  А с водой не знается.

4-ый реб.: Я думаю, что это кошка, потому что у нее есть усы. И она боится воды.

(Ребенок берет картинку, где изображена кошка.)

Логопед: Лежит замарашка.

                 В щетинистой рубашке. 

                 Хвост крендельком,

                 Нос пятачком.

5-ый реб.: Я считаю, что это свинья, потому что у нее нос пятачком.

(Ребенок берет картинку, где изображена свинья.)        

Логопед: Выгоняли рога

                Погулять на луга.

                И рога вечерком

                Прибрели с молочком.

6-ой реб.: Я считаю, что это корова, потому что она гуляет на лугу. И дает молоко.

(Ребенок берет картинку, где изображена корова.)

Логопед: Молодцы! Скажите, о ком вы отгадывали загадки?

Реб.: Мы отгадывали загадки о домашних животных.

Логопед: А почему они называются домашними?

Реб.: Потому что живут в доме человека. Или рядом с домом.        

Логопед: А что человек делает для них?

Реб.: Человек заботится о них.

Реб.: Он кормит домашних животных.

Реб.: Поит домашних животных.

Логопед: Ребята, давайте, и вы покормите своих питомцев. Возвращайтесь на свои подушечки.

IV. И/упр. «Чем питается?»

Цель: Совершенствование навыка согласовывать им.сущ. с им. прилагат. в Тв.п.

(Логопед предлагает детям выбрать картинку с изображением корма для своего питомца)

1-ый реб.: Корова питается свежей травой.

2-ой реб.: Свинья питается разными овощами.                      

3 –ий реб.: Лошадь питается сушеным овсом.

4-ый реб.:Коза питается зеленой травой.

5-ый реб.: Кошка питается свежей рыбой.                  

6-ой реб.: Собака питается хрустящей косточкой.

Логопед: Ребята, а где мы можем увидеть всех домашних животных сразу?

Реб.: Разных домашних животных мы можем увидеть в деревне.

Логопед: Сейчас мы туда и отправимся, но сначала уберем подушки.

V. И/упр.: «Внимательные глазки».

Цель: а) Развитие зрительного внимания.

          б) Закрепление умения «видеть», обращать внимание на детали одежды, своей и       окружающих.

Логопед: Первый убирает подушку тот, у кого на колготках сердечки.

                 Убирает подушку тот, у кого на голове два хвостика.

(Так постепенно все дети, аккуратно, убирают подушки).

VI. И/упр.: «У бабы Тани».

Цель: 1. Развитие координации речи с движением.

          2. Работа над интонационной выразительностью речи.

          3. Развитие точных синхронных движений пальцев обеих рук.

Как у нашей бабы Тани

Сидит кошка на диване,

Спит собака в конуре,

Корова дремлет во дворе

Козлик ходит в огороде,

Конь с овцой по полю бродят

Всех животных называем

Дружно пальцы загибаем

Кошка, собака, корова, коза,

Лошадь и маленькая овца.

4 хлопка

Присесть, руки на коленях;

Наклонить голову;

Показать рога;

По кругу

В обратную сторону

Хлопки

Разжимаем кулачки

С большого пальца на обеих руках.

Присесть.

Логопед: Погостили в деревне, пора возвращаться домой. Ой, а кто это кричит?

(Идёт воспроизведение голосов некоторых животных.  Дети отгадывают,  кто кричит.)

VII. И/упр.: «Кто кричит? »

Цель: 1. Закрепление умения узнавать животных по звукоподражанию.

          2. Закрепление глагольного словаря.

1-ый реб.: Это ржет лошадь.

2-ой реб.: Это хрюкает свинья.                    

3-ий реб.: Это лает собака.

Логопед: Это мамы потеряли своих детенышей! Давайте поможем им!

(Дети садятся за столы и выполняют задание на рабочем листе. Необходимо найти и соединить стрелочкой маму и детеныша.)

VIII. И/упр.: «Помоги маме найти детеныша.»

Цель: 1.Закрепление навыка правильно держать карандаш.

          2. Совершенствование навыка образовывать сущ. с суффиксом –онок (названия   детенышей домашних животных).

         3. Закрепление умения употреблять предлог «у» с им. сущ..

         4. Раскрашивать, не выходя за пределы рисунка.

Логопед: Ребята, кого вы нашли?

1-ый реб.: У лошади нашелся жеребенок.

2-ой реб.: У свиньи нашелся поросёнок.                    

3-ий реб.: У козы нашелся козленок.

4-ый реб.: У собаки нашелся щенок.

5-ый реб.: У кошки нашелся котенок.                  

6-ой реб.: У коровы нашелся теленок.

Логопед: Молодцы! Помогли! А теперь послушайте последнюю загадку.

                   Стройный, резвый и игривый,

                     Чёлка, хвост, густая грива,

                     На ногах его – копыта,

                     Мышцы пламенем налиты!

                     Что же это за огонь,

                    Что за Чудо?

                      Это – ...

Дети: Конь!

VIII. Упр.: «Выложи схему слова».

Цель: 1.Закрепление понятий: «звук – слог - слово», «гласный звук», «согласный звук».

          2. Закрепление  умения различать «твёрдый согласный звук  - мягкий согласный  звук», «звонкий  согласный звук - глухой согласный звук».

          3. Совершенствование навыка анализа слов из 3 звуков.

          4. Закрепление умения выполнять звуковую схему слова.

Логопед: Какой 1-ый звук в слове «конь»?

1-ый реб.: В слове конь 1-ый звук [к].

Логопед: Какой он.

2-ой реб.: Звук [к] согласный.

3-ий реб.: Звук [к] твёрдый, обозначается, синим цветом.

4-ый реб.: Звук [к] глухой. Выкладываем синий квадратик без колокольчика.

Дети выкладывают квадратик без колокольчика.

Логопед: Какой звук ты слышишь после [к].

5-ый реб.: После [к] я слышу звук [о].

6-ой реб.: Звук [о] гласный, обозначается красным цветом.

Дети выкладывают красный квадратик

Логопед: Какой звук ты слышишь после [о].

1-ый реб.: После [о] я слышу звук [н’].

Логопед: Какой он?

2-ой реб.: Звук [н’] согласный.

3-ий реб.: Звук [н’] мягкий, обозначается зеленым цветом.

4-ый реб.: Звук [н’] звонкий. Выкладываем зеленый квадратик с колокольчиком.

Логопед: Сколько всего звуков в слове конь?

5-ый реб.: В слове «конь»  всего 3 звука.

Логопед: А сколько слогов?

6-ой реб.: В слове «конь» 1 слог.

Логопед: А как мы узнали?

1-ый реб.: Можно прохлопать слово.

 (Дети хлопают)

Логопед: А еще какое правило мы знаем?

2-ой реб.: Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.

Логопед: Молодцы, ребята! О ком мы сегодня говорили?

3-ий реб.: Мы говорили о домашних животных.

Логопед: Наша встреча подошла к концу. Все умнички.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Домашние животные"

Конспект занятия для начинающих воспитателей...

Конспект занятия "Домашние животные"

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в средней группе. "Домашние животные"....

Конспект занятия - Домашние животные

Конспект логопедического занятия - Тема: Домашние животные.Цели: Коррекционно-образовательные:- расширить и углубить представления детей о домашних животных.Коррекционно-развивающие:- развивать связну...

Конспект занятия «Домашние животные и птицы»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности  по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир)  в подготовительной к школе группе  для детей с ...

Конспект занятия «Домашние животные»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в средней группе для детей с общим недоразвитием ...

Конспект занятия "Домашние животные"

Конспект занятия для младшей группы, по теме " Домашние животные"...

конспект занятия домашние животные

совершенствование знаний о домашних животных...