Проектная деятельность в работе учителя-логопеда
статья по логопедии (старшая группа)

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektn.deyat_.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:


Проектная деятельность в работе логопеда: коррекционные возможности.

Современная логопедическая наука находится в постоянном поиске путей совершенствования
и оптимизации процесса коррекционного развития и обучения детей разного возраста и в разных
образовательных условиях. В помощь традиционным формам работы с детьми приходят
инновационные технологии, направленные на развитие творческих способностей, формирование у
дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности.
Одной из таких технологий, позволяющей развивать познавательные навыки детей, умение
самостоятельно добывать знания, развивать критическое и творческое мышление является метод
проектной деятельности. Трудно переоценить возможности, которые даёт проектная деятельность в
коррекционном развитии ребёнка с речевой патологией. Решая в ходе проектирования различные
познавательно-практические задачи, дети с недоразвитием речи обогащают и активизируют
словарный запас, приобретают коммуникативные навыки, учатся ставить задачу, находить пути
решения, планировать и прогнозировать результаты, самостоятельно работать с информацией.
Проектная деятельность привносит в процесс обучения дух современности, способствует
созданию благоприятного эмоционального фона, включает в работу все имеющиеся анализаторы,
активизирует развитие нарушенных психических функций. Проектная деятельность даёт широкие
возможности для взаимодействия логопеда не только с ребёнком, но и с другими участниками
образовательного процесса: воспитателями, родителями, другими специалистами ДОУ.
Проектирование объединяет усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции
речевых нарушений, стимулирует совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
Основной целью работы учителя-логопеда является максимальное повышение потенциальных
возможностей речевого развития дошкольников. Проектная деятельность помогает логопеду
пробудить в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи,
активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, развивать творческие способности детей,
повышать мотивацию детей, поддерживать у них стойкий интерес к логопедическим занятиям.
Логопедические проекты направлены на создание условий для речевого развития
дошкольников и имеют различные направления: формирование артикуляционной моторики,
развитие правильного речевого дыхания, совершенствование фонематических процессов, усвоение
правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связной речи.
Одним из условий повышения эффективности работы логопеда является вовлечение в
коррекционно-образовательную деятельность родителей воспитанников, формирование у них
мотивированного отношения к коррекции речи своего ребёнка. Необходимо сделать их активными

участниками педагогического процесса, научить оценивать и адекватно развивать своего ребёнка.
Поэтому одним из способов достижения этой цели мы, в качестве варианта проектной деятельности,
выбрали интерактивную технологию – методику создания «лэпбука», реализация которой
невозможна без участия родителей.
Представлю один из детско-родительских проектов «лэпбук, помоги исправить звук!» Это
практико-ориентированный проект, направленный на решение актуальной проблемы повышения
компетентности родителей в вопросах речевого развития детей с нарушениями речи через
использование «лэпбука».
Проведя беседы с членами семей воспитанников и выяснив образовательные потребности
родителей в вопросах речевого развития, совместно со всеми участниками педагогического процесса
был составлен план коррекционно-развивающего воздействия на ребёнка. Далее педагоги группы
провели мастер-классы по изготовлению «лэпбуков». Для повышения интереса к созданию
коррекционно-педагогической среды дома на протяжении всего периода обучения проводились
выставки совместных работ родителей и детей. Результатом работы детей и родителей стали
красочные папки-«лэпбуки», включающие в себя материал по развитию всех компонентов речевой
системы: дыхательные упражнения; артикуляционную гимнастику на «трудный» звук;
иллюстрированный материал для автоматизации поставленного звука в различных позициях в словах
и предложениях; мнемотехнические схемы для воспроизведения стихов и коротких рассказов на
автоматизируемый звук и т.д. «лэпбук» для каждого воспитанника стал отличным способом
повторения пройденного дома с родителями, в группе с воспитателями, с учителем-логопедом на
занятии, а также самостоятельно в различных игровых ситуациях. Кроме того, у детей появилась
возможность обмениваться своими «лэпбуками» между собой, что сопровождалось повышением
мотивации к качеству их изготовления, совершенствованием коммуникативных навыков,
улучшением общего эмоционального фона среди детей, педагогов и родителей группы.
Таким образом, проектная деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда имеет
неоценимое значение в создании единого коррекционно-образовательного пространства для
дошкольников с речевыми нарушениями в дошкольном образовательном учреждении и дома. Она
позволяет глубже изучить материал по любой теме, сделать процесс коррекции увлекательным,
привлечь к процессу коррекции речи родителей. Проектная деятельность способствует оптимизации
логопедического воздействия, сокращает сроки коррекции, позволяет в полной мере задействовать
все аспекты развития ребёнка в любом возрасте, в любом месте и на любом этапе воспитания и
образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проект "Я помню! Я горжусь" - теоретические основы, актуальность, цели, задачи, основные направления работы, перспективный план, итоговые мероприятия....

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда. Проект «Коррекция речи в сказках»

Для проекта была выбрана  знакомая детям сказка «Мешок яблок» В.Сутеева. В театрализованной деятельности представлены упражнения, которые стимулируют речевое развитие, способствуют активизации вс...

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда. Проект «Коррекция речи в сказках». Зимняя сказка по мотивам сказки «Ёлка» В. Сутеева.

Логопедическая работа в сочетании с театрализованной деятельностью развивает активную, правильную, эмоционально насыщенную речь, она способствует развитию и коррекции у них всех познавательных процесс...

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда. Литературно-театральное представление «По страницам сказок К.И.Чуковского».

Развитие речи детей через театральную деятельность.Заучивание слов сказки позволяет развить память детей, расширить их словарный запас, автоматизировать поставленные звуки в речи, развить просодическу...

Проектная деятельность в работе учителя - логопеда ДОУ.

Реализация проектной деятельности по различным темамОсновными задачами проектной деятельности являются:[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10407899","attributes":{"alt":"","class":"medi...

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда.

Краткий обзор основных этапов работы над проектом....