Развитие грамматического строя речи
консультация по логопедии

Михайловская Елена Олеговна
Представлены игры и упражнения для развития грамматического строя речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_grammaticheskogo_stroya_rechi.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие грамматического строя речи

Грамматический строй речи – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.  Грамматическая система русского языка сложна. Нарушения грамматического строя речи – аграмматизмы нередко занимают ведущее место, делая речь ребенка малопонятной. Для детей с общим недоразвитием речи нарушение грамматического строя является типичным проявлением. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение как для последующего обучения ребенка, так и для коммуникации.

Игра «Кого я вижу, что я вижу»

Цель: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной памяти.

Ход игры. В эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть могут несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу…воробья» - и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» - и бросить мяч следующему. Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее.

Игра «Что я видел и чего не стало?»

Цель: различение в речи форм винительного и родительного падежей неодушевленных существительных, развитие кратковременной зрительной памяти.

Ход игры. Перед ребенком на столе располагают 5 – 6 предметов или игрушек. Какое-то время он их рассматривает, затем закрывает глаза. Одну игрушку убирают и разрешают ребенку открыть глаза. Он должен заметить, какая игрушка убрана, и назвать ее, используя такую конструкцию: «Я видел мяч. Сейчас я не вижу мяча».

Игра «Доскажи словечко»

Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

Ход игры. Детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа).  Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

Даю вам честное слово:                             Он сказал: «Ты злодей,

Вчера в половине шестого                        Пожираешь людей,

Я видел двух свинок                                  Так за это мой меч -

Без шляп и … (ботинок).                          Твою голову с … (плеч).

Постой, не тебе ли                                      Муравей, муравей

На прошлой неделе                                    Не жалеет… (лаптей).

Я выслал две пары

Отличных …(калош)?

                   К.И.Чуковский

               

 Игра «Кто чем питается?»

Цель: закрепление употребления в речи творительного падежа существительных.

Ход игры. Детям раздаются картинки с изображением продуктов питания. Взрослый показывает картинки с изображением животных, дети должны «покормить» это животное, используя свои картинки, при этом сказать фразу: «Дятел питается жуками и гусеницами». «Лошадь питается овсом и сеном». «Белка питается орехами и грибами». «Кошка питается мясом и молоком» и т.д.

Игра «Объясните, почему…»

Цель: научить правильно строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход занятия. Ведущий объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово потому что. Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное предложение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберет больше фишек.

Незаконченные предложения для игры

Вова заболел…                                      Мама взяла зонт…

Дети легли спать…                                Очень хочется пить…

Лед на речке растаял…                         Деревья сильно закачались…

Стало очень холодно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматического строя речи в норме и у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольном возрасте

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусм...

Особенности развития грамматического строя речи у старших дошкольником с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматриваются периоды формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Мебель. Части мебели" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.

План - конспект НОД в подготовительной группе у детей с ОНР.  Использование игровых технологий. Лексическая тема "Мебель. Части мебели"....

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Зоопарк" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.

НОД у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе с использованием игровых технологий....

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...