Педагогический проект «В мире гласных звуков и букв»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Певчева Валерия Васильевна

У детей с тяжелыми нарушениями речи, общим недоразвитием речи отмечаются нарушение формирования всех сторон речи. В том числе фонематических процессов, что мешает детям овладевать, в нужной степени, словарным запасом и грамматически правильной речью, формировать связную речь.

Поэтому одним из важных направлений коррекционной деятельности логопеда в подготовительной к школе группе является создание четких представлений о каждом звуке речи, совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, развитие фонематического слуха, профилактика дисграфии.

Усвоение дошкольником звуковой стороны слова – длительный процесс. Изучение гласных звуков, это очень важный этап при коррекции речевых нарушений, т.к. гласные придают речи четкую дикцию, участвуют в слогообразовании, занимают ударную или безударную позицию в слове. Зачастую дети на письме пропускают гласные буквы, что ведет к дисграфическим ошибкам в школе (обусловленные несформированностью фонематичеких процессов и слухового восприятия).

Детям с общим недоразвитием речи для формирования умения выделять фонему из слова, подбирать слова на заданный звук, различать звуковые характеристики фонем необходима организация коррекционных занятий с использованием упражнений в занимательной, игровой форме, со звуковой и символической наглядностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_glpsnye.docx637.72 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«В мире гласных звуков и букв»

ВИД ПРОЕКТА:

Практико-ориентированный, творческий, групповой, среднесрочный

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

Дети подготовительной к школе группы (6-7лет), родители, учитель-логопед, воспитатели.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

6 недель.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

У детей с тяжелыми нарушениями речи, общим недоразвитием речи отмечаются нарушение формирования всех сторон речи. В том числе фонематических процессов, что мешает детям овладевать, в нужной степени, словарным запасом и грамматически правильной речью, формировать связную речь.

Поэтому одним из важных направлений коррекционной деятельности логопеда в подготовительной к школе группе является создание четких представлений о каждом звуке речи, совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, развитие фонематического слуха, профилактика дисграфии.

Усвоение дошкольником звуковой стороны слова – длительный процесс. Изучение гласных звуков, это очень важный этап при коррекции речевых нарушений, т.к. гласные придают речи четкую дикцию, участвуют в слогообразовании, занимают ударную или безударную позицию в слове. Зачастую дети на письме пропускают гласные буквы, что ведет к дисграфическим ошибкам в школе (обусловленные несформированностью фонематичеких процессов и слухового восприятия).

Детям с общим недоразвитием речи для формирования умения выделять фонему из слова, подбирать слова на заданный звук, различать звуковые характеристики фонем необходима организация коррекционных занятий с использованием упражнений в занимательной, игровой форме, со звуковой и символической наглядностью.

ДЕВИЗ ПРОЕКТА:

«Чтобы грамотными быть надо с гласными дружить!»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Развитие фонематического слуха, буквенного гнозиса при изучении гласных звуков и букв.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • Развивать познавательный интерес детей к изучению гласных звуков и букв;
  • развивать слуховое внимание, восприятие, память, мышление;
  • развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, координацию движений.
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию речевого аппарата;
  • развивать фонематические процессы (анализ, восприятие, представления), слоговую структуру слов
  • развивать навык слогового анализа
  • Закреплять знания о гласных звуках, особенностью их артикуляции, формировать понятие гласный звук, умение правильно их произносить.
  • Закрепить зрительные образы гласных букв.
  • Привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе.

Ожидаемые результаты:

  • Расширение знаний детей о гласных звуках, особенности их артикуляции;
  • умение выделять звуки в словах, подбирать слова на заданный звук;
  • формирование понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы;
  • Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах развития фонематических процессов у детей с речевыми нарушениями.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

I этап – подготовительный.

  1. Определение темы проекта, формулировка цели, определение задач проекта.
  2. Изучение методической литературы, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов по данной теме.
  3. Диагностика детей с нарушениями речи.
  4. Подготовка материально-технической базы: приобретение пособий, изготовление и оформление дидактических игр, наглядного материала.
  5. Разработка проекта, плана мероприятий.
  6. Создание интереса у участников проекта

II этап – основной (ноябрь-апрель)

  1. Проведение непосредственно образовательной деятельности.
  2. Осуществление взаимодействия между участниками проекта (беседы и консультации).
  3. Обсуждение и оказание помощи в изготовлении продуктов проекта.

III этап – заключительный (май)

  1. Анализ достигнутых результатов. 
  2. Обобщение материалов проекта.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

 Подготовительный этап  

Изучение методических источников. Подбор и систематизация игрового материала по теме.

Создание картотек игр и упражнений для развития фонематического слуха.

Создание картотеки для воспитателей «Игры на развитие фонематического слуха»

Вовлечение родителей в проектную деятельность. Подготовка консультации для родителей по развитию фонематического слуха.

Основной этап

        Включение в непосредственно образовательную деятельность игр и упражнений направленных на развитие неречевых и речевых функций:

  • слухового внимания, памяти;
  • речевого дыхания, силы и модуляции голоса,
  • артикуляционной моторики;
  • звукопроизношения;
  • фонематических процессов;
  • слоговой структуры слов;
  • буквенного гнозиса.

Игры и игровые упражнения, направленные на развитие фонематических процессов, буквенного гнозиса

Цель игры

Название игр, упражнений

Развитие слухового внимания

«Шумовые коробочки»

 (отгадывание неречевых звуков)

«Чей голос звучал?»

(отгадывание звуков речи)

Оценка и восприятие ритмов

«Барабанщик», «Дятел»

Развитие силы голоса, звукового синтеза

«Тихо-громко»

Уточнение артикуляции звуков, развитие силы голоса, мелкой моторики

«Пропевание гласных с руками»

«Отгадай гласный звук по символу»

Развитие фонематических представлений

«Веселые молоточки», «Рыбалка»

(отбор картинок на заданный звук)

Определение позиции звука

«Автобус»

Развитие фонематического анализа

«Шифровальщик»

Развитие слогового анализа, выделение ударного гласного звука

«Слоговой поезд»

Развитие буквенного гнозиса, мелкой моторики

«Выложи букву»

«Буква потерялась»

«Отгадай букву по части»

«Допиши букву»

«Чудесный мешочек» (определение буквы на ощупь)

Представление консультационного материала для родителей по теме: «Развиваем фонематический слух»

Проект MIMIO «В гостях у Лесовичка. Изучаем гласные звуки»

Создание альбома для развития фонематического анализа «Играем с гласными звуками» совместно с родителями.

Заключительный этап

Анализ достигнутых результатов.

Презентация альбома «Играем с гласными звуками», созданный детьми совместно с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - творческий проект "В мире гласных звуков и букв"

Этот проект значим для всех его участников:Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.Педагоги: продолжение освоения ме...

Фотоотчет проекта "В мире гласных звуков"

Дети с нарушениями речи часто путают понятия «гласный звук и буква»,  с трудом  запоминают  графические образы букв. В дальнейшем этих детей ожидают трудности в ...

Проект "В стране гласных звуков и букв"

Использование игровых приёмов делает обучение более увлекательным, интересным, эмоционально – насыщенным, творческим. Красочные настольные, дидактические и весёлые словесные игры делают образовательну...

В мире гласных звуков и букв

Тип проекта: Информационно - творческийПо содержанию: ребенок, семья, ДОУ.По числу участников проекта: групповойПо времени проведения:  краткосрочный 1,5 мес.По характеру контактов: в рамках ДОУ....

Проект "В мире гласных звуков и букв"

Использование игровых приёмов делает обучение более увлекательным, интересным, эмоционально – насыщенным, творческим. Красочные настольные, дидактические и весёлые словесные игры делают образова...

Логопедический проект " В мире гласных звуков и букв"

Подготовка детей к обучению грамоте. Знакомство с гласными звуками и буквами....

Логопедический проект «В стране гласных звуков и букв»

Цель: развитие фонематического слуха, развитие интереса у детей с ОНР к изучению гласных звуков родного языка...