КОНСПЕКТ ООД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «БАБОЧКА» «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВЕСЕННЮЮ ПОЛЯНКУ»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Азнабаева Галиевна Венера

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ ООД  ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

 

В СТАРШЕЙ  ГРУППЕ «БАБОЧКА»

 

 

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВЕСЕННЮЮ ПОЛЯНКУ»

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель-логопед Азнабаева В.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024 г.

Конспект

открытого итогового логопедического занятия

в старшей группе для детей с ТНР

Занятие «Путешествие на весеннюю полянку».

Цель: Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление представлений  о весне и её приметах; совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространённых предложений); совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных  в Р.п., Д.п., В.п. единственного числа; подбор прилагательных к существительному); автоматизация правильного произношения звука «Ж»; совершенствование умения правильно артикулировать, чисто произносить звуки в словах; развитие фонематического восприятия (определение звонкости – глухости звуков);  упражнение в подборе слов-антонимов; автоматизация правильного  произношения   поставленных звуков; совершенствование навыка чтения слов, совершенствование навыка звукового анализа слов из трёх звуков; совершенствование навыка слогового  анализа слов.

Коррекционно-развивающие задачи: развитие  диалогической речи (формирование умения отвечать на вопросы по картине); развитие словесно-логического мышления, связной речи; развитие фонематического восприятия (дифференциация гласных, мягких и твёрдых согласных); развитие общих речевых навыков (чёткости дикции, выразительности речи);  развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти; развитие артикуляционной, тонкой  и общей моторики, координации речи с движением.

Воспитательные задач: Воспитание коммуникативных навыков, доброжелательности, отзывчивости.

Оборудование и материалы:  компьютер, телевизор, видео «Весна…пробуждение природы», картинки-приметы весны и несколько картинок других времён год,  презентация «Путешествие на весеннюю полянку»; карточки – символы для определения звонкости-глухости (13 штук); разноцветные фонарики – символы: красные, зелёные, синие для определения гласных, твердых и мягких согласных(13 штук); домики для слогового анализа слов (3  домика с разным количеством окошек); мячик, тарелочки (19 штук), призы, карандаши трёх цветов (синие, красные, зелёные); тарелочки (13 штук).

 

Ход образовательной деятельности

1.Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона]

Логопед: Ребята, хочу поздравить вас, ведь скоро вы переходите в подготовительную группу. И по такому замечательному поводу, я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие, где ждут вас настоящие испытания. Задания будут сложными, но интересными. Вы готовы к путешествию? Тогда удачи.

Логопед: Чтобы нам выполнить все задания, давайте отгадаем загадку.

 Игра  «Приметы весны». [Закрепление представлений  о весне и её приметах. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных  в Р.п., Д.п., В.п. единственного числа)]

О каком времени года говорится в загадке? (текст загадки сопровождается видео, начало 20 сек. – 1минута 20 секунд)

Если снег под солнцем тает,

Птицы с юга прилетают,

Природа снова оживает

Вечером светлее стало,

Солнце ярче засияло,

Сосульки о зиме рыдают,

Почки пухнут, зеленеют.

Ручейки бегут, звенят,

С речкой встретиться хотят,

Снег в проталинах чернеет,

Вся земля обновлена,

Ведь опять пришла...

(весна)

 

Логопед: Ребята, о каком времени года говорилось в загадке?  (О весне). 

-А какие времена года вы ещё знаете?

Закончите  мои предложения  словом «весна»:

Мы ждали (что?) (весну). Долго не было (чего?)  (весны). Мы рады (чему?) (весне). Мы сняли тёплую одежду (когда?) (весной). Мы любим (что?) (весну).

2. Упражнение « Что лишнее?» [Развитие словесно-логического мышления, связной речи; развитие общих речевых навыков (чёткости дикции, выразительности речи)]

(На доске картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года)

- Ребята, а вы знаете приметы весны? Здесь на картинках нарисованы приметы разных времён года. Давайте внимательно посмотрим и уберем те картинки, которые не подходят к весне. Мы оставили только весенние приметы, давайте назовем их. (Дети называют приметы весны по картинкам).

Логопед: Весной солнышко светит ярче и теплее. А вот наше солнышко какое-то грустное, печальное, совсем не улыбается… Чего не хватает у солнца? (Не хватает лучей)

- Давайте соберем все солнечные лучи, и солнце вновь заулыбается. Но это будет непросто. На каждом лучике нарисованы картинки, которые надо будет назвать одним словом. Тогда лучик сможет вернуться к солнышку (слайды с № 3 - № 8 в презентации «Путешествие на весеннюю полянку»).

(На каждом лучике по три п/картинки. Дети должны назвать картинки и подобрать обобщающее слово. Например: апельсин, груша, яблоко – ФРУКТЫ и т.д.)

3.Упражнение «Подбери слова» [Совершенствование грамматического строя речи (подбор прилагательных к существительному)]

 Логопед: Молодцы! Вот теперь солнышко радостно нам улыбнулось. А давайте скажем, какое солнышко получилось? (слайды с № 9 в презентации «Путешествие на весеннюю полянку»).

(Дети подбирают и называют определения к слову «солнышко»)

весеннее, радостное, теплое, светлое, ласковое…

4. Упражнение «Жуки» [Координация речи с движением, автоматизация правильного произношения звука «Ж», совершенствование умения правильно артикулировать, чисто произносить звуки в словах]

Логопед предлагает детям выйти на ковёр, встать перед экраном телевизора и выполнить знакомое упражнение

 Логопед: Весной на прогулке мы можем увидеть много насекомых. Давайте поиграем в игру «Жуки»

1. Туки-туки-туки-тук

прилетел к нам добрый жук

И на носик приземлился

Ж-ж-ж-ж

2. Туки-туки-туки-тук

прилетел к нам добрый жук

И на плечи приземлился

Ж-ж-ж-ж

3. Туки-туки-туки-тук

прилетел к нам добрый жук

И на щёчки приземлился

Ж-ж-ж-ж

4. Туки-туки-туки-тук

прилетел к нам добрый жук

И на ушки приземлился

Ж-ж-ж-ж

5. Игра «Звонкий-глухой» [Развитие фонематического восприятия (определение звонкости – глухости звуков)]

Логопед.  Что означает колокольчик на картинке (показывает в формате А 4 картинку с изображением колокольчика) – звонкий звук, а какой звук означает картинка с наушниками (показывает в формате А 4 картинку с изображением наушников) – звук глухой.

Итак, мы сейчас произносили звук ж-ж-ж, поднимите соответствующий символ, а звук ш-ш-ш-ш – какой? Правильно глухой. Поднимите соответствующий символ. А ещё весной можно услышать комариков, они звенят з-з-з, какой это звук? Правильно – звонкий, какой символ надо показать? А ручейки текут со звуком с-с-с, какой это звук? Правильно глухой, какой символ надо показать? Молодцы!

6. Игра с мячом «Скажи наоборот» [Упражнение в подборе слов-антонимов.]

Логопед: В солнечную погоду мы можем играть с солнечными лучиками-зайчиками.

Один солнечный зайчик просто чудак!

 Он все делает не так!

- Его любимая игра «Скажи наоборот». Давайте сыграем в эту игру?

Дети становятся в круг. Логопед бросает ребенку мяч и называет слово, ребенок ловит мяч, называет слово антоним и возвращает мяч.

Большой – маленький,

Короткий – длинный,

Громкий – тихий,

Горячий – холодный,

Широкий – узкий,

Слабый – сильный,

Твердый – мягкий,

Чистый – грязный,

Горький – сладкий,

Высоко – низко,

Холодно – жарко,

Весело – грустно,

Много – мало,

Прилетел – улетел.

  1. Упражнение «Разноцветные фонарики» [Развитие фонематического восприятия (дифференциация гласных, мягких и твёрдых согласных)]

Логопед.  Солнечные зайчики любят играть с разноцветными фонариками. Поднимите синий фонарик, когда вы слышите твёрдые согласные звуки, зелёный фонарик, когда вы слышите мягкие согласные звуки и красный фонарик – когда услышите гласные звуки.

- А, О, У, И, М, П, Вь

8. Д/и «Рассели по домикам» [Совершенствование навыка слогового анализа слов]

Логопед. Давайте разделим на слоги слова (туча, бабочка, жук). Я буду называть слово, а вы будете делить его на слоги и пальчиками показывать количество слогов. И дальше мы  расселим наши слова по домикам.

9.Упражнение «Солнышко» [Развитие навыков звукового анализа (определение места звука в  слове)]

Я хочу предложить вам поиграть с солнечными зайчиками. Возьмите синие панельки, а солнышком вы будете показывать на каком месте в произнесённом мною словом находятся разные звуки.

Логопед произносит слово ДОМ, и спрашивает детей: где находится звук О в слове дом, звук Д в слове дом, звук М в слове дом?

10. Упражнение «В детском садике…» [Координация речи с движением]

 Для нас детский сад - как второй дом. Давайте покажем нашим гостям, как живется нам здесь. поиграем в игру «В детском садике ребятки»

В детском садике ребятки

Могут ловко встать на пятки

Постоять и покружиться

Вправо, влево наклониться

Снова встать и улыбнуться

И друг другу улыбнуться!

11. Упражнение «Какая буква лишняя?» [Развитие навыков звуко-буквенного анализа]

Логопед: Какая буква в ряду лишняя? (слайды 15-20)

ОУМ (буква м)

КНА (буква А)

ПТЖ (буква Ж)

12. Игра-упражнение «Вот так!» [Координация речи с движением; совершенствование навыка чтения]

Логопед: Ребята, солнышко прислало нам письмо. Давайте прочитаем! (слайд № 21). Дети читают: Вот так!

Молодцы! Ребята, давайте  научим солнышко игре: «Вот так!»

На вопрос логопеда дети отвечают хором: «Вот так» и показывают жестом нужное движение.

 

- Как живёшь?

- Вот так!

Большой палец вверх.

- Как идёшь?

-  Вот так!

Два пальца шагают по другой ладони

- А бежишь?

- Вот так!

Согнуть руки в локтях и показать, как работают руки при беге.

- Ночью спишь?

- Вот так!

 Руки «лодочкой» на щеку и положить на них голову

- Как берёшь?

- Вот так!

Хватательные движения.

- А даёшь?

- Вот так!

Руки перед собой, ладони вверх

- Как грозишь?

- Вот так!

Грозить указательным пальчиком

- А шалишь?

- Вот так!

Надуть щёки и разом стукнуть по ним

 

12. Окончание занятия. [Оценка работы детей]

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, а потом оценивает их работу

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_v_starshey_gruppe_2.docx470.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 19

КОНСПЕКТ ООД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «БАБОЧКА»

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВЕСЕННЮЮ ПОЛЯНКУ»

Подготовила: учитель-логопед Азнабаева В.Г.

2024 г.

Конспект

открытого итогового логопедического занятия

в старшей группе для детей с ТНР

Занятие «Путешествие на весеннюю полянку».

Цель: Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление представлений о весне и её приметах; совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространённых предложений); совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в Р.п., Д.п., В.п. единственного числа; подбор прилагательных к существительному); автоматизация правильного произношения звука «Ж»; совершенствование умения правильно артикулировать, чисто произносить звуки в словах; развитие фонематического восприятия (определение звонкости – глухости звуков); упражнение в подборе слов-антонимов; автоматизация правильного произношения поставленных звуков; совершенствование навыка чтения слов, совершенствование навыка звукового анализа слов из трёх звуков; совершенствование навыка слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие задачи: развитие диалогической речи (формирование умения отвечать на вопросы по картине); развитие словесно-логического мышления, связной речи; развитие фонематического восприятия (дифференциация гласных, мягких и твёрдых согласных); развитие общих речевых навыков (чёткости дикции, выразительности речи); развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти; развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Воспитательные задач: Воспитание коммуникативных навыков, доброжелательности, отзывчивости.

Оборудование и материалы: компьютер, телевизор, видео «Весна…пробуждение природы», картинки-приметы весны и несколько картинок других времён год, презентация «Путешествие на весеннюю полянку»; карточки – символы для определения звонкости-глухости (13 штук); разноцветные фонарики – символы: красные, зелёные, синие для определения гласных, твердых и мягких согласных(13 штук); домики для слогового анализа слов (3 домика с разным количеством окошек); мячик, тарелочки (19 штук), призы, карандаши трёх цветов (синие, красные, зелёные); тарелочки (13 штук).

Ход образовательной деятельности

#1054;рганизационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона]

Логопед: Ребята, хочу поздравить вас, ведь скоро вы переходите в подготовительную группу. И по такому замечательному поводу, я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие, где ждут вас настоящие испытания. Задания будут сложными, но интересными. Вы готовы к путешествию? Тогда удачи.

Логопед: Чтобы нам выполнить все задания, давайте отгадаем загадку.

Игра «Приметы весны». [Закрепление представлений о весне и её приметах. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в Р.п., Д.п., В.п. единственного числа)]

О каком времени года говорится в загадке? (текст загадки сопровождается видео, начало 20 сек. – 1минута 20 секунд)

Если снег под солнцем тает,

Птицы с юга прилетают,

Природа снова оживает

Вечером светлее стало,

Солнце ярче засияло,

Сосульки о зиме рыдают,

Почки пухнут, зеленеют.

Ручейки бегут, звенят,

С речкой встретиться хотят,

Снег в проталинах чернеет,

Вся земля обновлена,

Ведь опять пришла...

(весна)

Логопед: Ребята, о каком времени года говорилось в загадке? (О весне).

-А какие времена года вы ещё знаете?

Закончите мои предложения словом «весна»:

Мы ждали (что?) (весну). Долго не было (чего?) (весны). Мы рады (чему?) (весне). Мы сняли тёплую одежду (когда?) (весной). Мы любим (что?) (весну).

2. Упражнение « Что лишнее?» [Развитие словесно-логического мышления, связной речи; развитие общих речевых навыков (чёткости дикции, выразительности речи)]

(На доске картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года)

- Ребята, а вы знаете приметы весны? Здесь на картинках нарисованы приметы разных времён года. Давайте внимательно посмотрим и уберем те картинки, которые не подходят к весне. Мы оставили только весенние приметы, давайте назовем их. (Дети называют приметы весны по картинкам).

Логопед: Весной солнышко светит ярче и теплее. А вот наше солнышко какое-то грустное, печальное, совсем не улыбается… Чего не хватает у солнца? (Не хватает лучей)

- Давайте соберем все солнечные лучи, и солнце вновь заулыбается. Но это будет непросто. На каждом лучике нарисованы картинки, которые надо будет назвать одним словом. Тогда лучик сможет вернуться к солнышку (слайды с № 3 - № 8 в презентации «Путешествие на весеннюю полянку»).

(На каждом лучике по три п/картинки. Дети должны назвать картинки и подобрать обобщающее слово. Например: апельсин, груша, яблоко – ФРУКТЫ и т.д.)

#1059;пражнение «Подбери слова» [Совершенствование грамматического строя речи (подбор прилагательных к существительному)]

Логопед: Молодцы! Вот теперь солнышко радостно нам улыбнулось. А давайте скажем, какое солнышко получилось? (слайды с № 9 в презентации «Путешествие на весеннюю полянку»).

(Дети подбирают и называют определения к слову «солнышко»)

весеннее, радостное, теплое, светлое, ласковое…

4. Упражнение «Жуки» [Координация речи с движением, автоматизация правильного произношения звука «Ж», совершенствование умения правильно артикулировать, чисто произносить звуки в словах]

Логопед предлагает детям выйти на ковёр, встать перед экраном телевизора и выполнить знакомое упражнение

Логопед: Весной на прогулке мы можем увидеть много насекомых. Давайте поиграем в игру «Жуки»

1. Туки-туки-туки-тук

прилетел к нам добрый жук

И на носик приземлился

Ж-ж-ж-ж

2. Туки-туки-туки-тук

прилетел к нам добрый жук

И на плечи приземлился

Ж-ж-ж-ж

3. Туки-туки-туки-тук

прилетел к нам добрый жук

И на щёчки приземлился

Ж-ж-ж-ж

4. Туки-туки-туки-тук

прилетел к нам добрый жук

И на ушки приземлился

Ж-ж-ж-ж

5. Игра «Звонкий-глухой» [Развитие фонематического восприятия (определение звонкости – глухости звуков)]

Логопед. Что означает колокольчик на картинке (показывает в формате А 4 картинку с изображением колокольчика) – звонкий звук, а какой звук означает картинка с наушниками (показывает в формате А 4 картинку с изображением наушников) – звук глухой.

Итак, мы сейчас произносили звук ж-ж-ж, поднимите соответствующий символ, а звук ш-ш-ш-ш – какой? Правильно глухой. Поднимите соответствующий символ. А ещё весной можно услышать комариков, они звенят з-з-з, какой это звук? Правильно – звонкий, какой символ надо показать? А ручейки текут со звуком с-с-с, какой это звук? Правильно глухой, какой символ надо показать? Молодцы!

6. Игра с мячом «Скажи наоборот» [Упражнение в подборе слов-антонимов.]

Логопед: В солнечную погоду мы можем играть с солнечными лучиками-зайчиками.

Один солнечный зайчик просто чудак!

Он все делает не так!

- Его любимая игра «Скажи наоборот». Давайте сыграем в эту игру?

Дети становятся в круг. Логопед бросает ребенку мяч и называет слово, ребенок ловит мяч, называет слово антоним и возвращает мяч.

Большой – маленький,

Короткий – длинный,

Громкий – тихий,

Горячий – холодный,

Широкий – узкий,

Слабый – сильный,

Твердый – мягкий,

Чистый – грязный,

Горький – сладкий,

Высоко – низко,

Холодно – жарко,

Весело – грустно,

Много – мало,

Прилетел – улетел.

  1. Упражнение «Разноцветные фонарики» [Развитие фонематического восприятия (дифференциация гласных, мягких и твёрдых согласных)]

Логопед. Солнечные зайчики любят играть с разноцветными фонариками. Поднимите синий фонарик, когда вы слышите твёрдые согласные звуки, зелёный фонарик, когда вы слышите мягкие согласные звуки и красный фонарик – когда услышите гласные звуки.

- А, О, У, И, М, П, Вь

8. Д/и «Рассели по домикам» [Совершенствование навыка слогового анализа слов]

Логопед. Давайте разделим на слоги слова (туча, бабочка, жук). Я буду называть слово, а вы будете делить его на слоги и пальчиками показывать количество слогов. И дальше мы расселим наши слова по домикам.

#1059;пражнение «Солнышко» [Развитие навыков звукового анализа (определение места звука в слове)]

Я хочу предложить вам поиграть с солнечными зайчиками. Возьмите синие панельки, а солнышком вы будете показывать на каком месте в произнесённом мною словом находятся разные звуки.

Логопед произносит слово ДОМ, и спрашивает детей: где находится звук О в слове дом, звук Д в слове дом, звук М в слове дом?

10. Упражнение «В детском садике…» [Координация речи с движением]

Для нас детский сад - как второй дом. Давайте покажем нашим гостям, как живется нам здесь. поиграем в игру «В детском садике ребятки»

В детском садике ребятки

Могут ловко встать на пятки

Постоять и покружиться

Вправо, влево наклониться

Снова встать и улыбнуться

И друг другу улыбнуться!

11. Упражнение «Какая буква лишняя?» [Развитие навыков звуко-буквенного анализа]

Логопед: Какая буква в ряду лишняя? (слайды 15-20)

ОУМ (буква м)

КНА (буква А)

ПТЖ (буква Ж)

12. Игра-упражнение «Вот так!» [Координация речи с движением; совершенствование навыка чтения]

Логопед: Ребята, солнышко прислало нам письмо. Давайте прочитаем! (слайд № 21). Дети читают: Вот так!

Молодцы! Ребята, давайте научим солнышко игре: «Вот так!»

На вопрос логопеда дети отвечают хором: «Вот так» и показывают жестом нужное движение.

- Как живёшь?

- Вот так!

Большой палец вверх.

- Как идёшь?

- Вот так!

Два пальца шагают по другой ладони

- А бежишь?

- Вот так!

Согнуть руки в локтях и показать, как работают руки при беге.

- Ночью спишь?

- Вот так!

Руки «лодочкой» на щеку и положить на них голову

- Как берёшь?

- Вот так!

Хватательные движения.

- А даёшь?

- Вот так!

Руки перед собой, ладони вверх

- Как грозишь?

- Вот так!

Грозить указательным пальчиком

- А шалишь?

- Вот так!

Надуть щёки и разом стукнуть по ним

12. Окончание занятия. [Оценка работы детей]

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, а потом оценивает их работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООДпо теме «Сила волшебного слова»

Цель: продолжать формировать навыки культурного поведения в                       повседне...

Конспект итогового занятия по речевому развитию в I младшей группе Тема: «Прогулка на весеннюю полянку»

Тема“Прогулка на внесению полянку ”Программа«От рождения до школы»ВозрастПервая младшая группаОсновная образ. область«Речевое развитие»Интеграция с др. областями«Познавательное развитие», “художествен...

План-конспект НОД по познавательному развитию на тему: «На весенней полянке»

Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию+предметное рисование "Весенняя полянка" для детей средней группы

Данное занятие углубляет знания ребенка о весенних явлениях и признаках; направлено на развитие связной речи ребенка, внимания, памяти, мелкой моторики рук....

Конспект НОД в первой младшей группе «Чудеса на весенней полянке»

Программное содержание: Активизировать познавательный интерес детей через сенсомоторную деятельность; закрепить знания цветов ( красный, синий, жёлтый, зелёный);  побуждать называть цвета; ...

НОД по речевому развитиюво второй группе раннего возраста «Кошка с котятами»

Развитие речи детей через познание окружающего мира...