Система работы учителя-логопеда
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Колокольчик»
п. Усть-Уда Иркутская область
Система работы учителя-логопеда
Ширяева Н.Г.
Логопедическую деятельность ежегодно начинаю на основе Положения о логопедическом пункте МБДОУ Детский сад «Колокольчик» по 4м направлениям:
1.Диагностическое
2.Коррекционно-развивающее
3.Консультативное
4.Информационно-просветительское
Диагностическое направление.
Мой учебный год начинается с диагностики речи детей. В своей работе использую авторские «Речевые карты дошкольника» и «Электронный конструктор» Е.В. Мазановой. Данные методики позволяют провести качественное обследование речи дошкольников, проанализировать полученные результаты, спрогнозировать дальнейшую коррекционную работу. После обследования речи провожу консультации родителей и педагогов. Консультации родителей проходят в онлайн и оффлайн режимах. Родители узнают о речевых проблемах ребенка, присутствуя при обследовании. Далее они знакомятся с планом коррекционной работы. Педагогам, работающим на группах, представляется «Речевая справка». С результатами диагностики детей средней, старшей и подготовительной групп выступаю на первом педсовете, далее на первом заседании ППС логопедов. Составляется Список детей-логопатов для зачисления на логопедический пункт, который утверждается ППк детского сада. Составляется расписание занятий, с которым знакомятся родители и педагоги. Заведующим детским садом утверждается График работы, циклограмма, Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы, в котором отражается работа с детьми, родителями, педагогами, моя работа в качестве наставника молодого специалиста. Заполняется документация логопункта: речевые карты детей, зачисленных на логопункт, журнал логопедического обследования, журнал регистрации детей, нуждающихся в логопедической помощи, журнал учета индивидуальных консультаций.
2.Коррекционно-развивающее направление
На основе ОП ДОУ ежегодно разрабатывается Программа коррекционно-развивающей работы.
Цель программы: психолого-педагогическая коррекционно-развивающая поддержка позитивной абилитации и социализации ребенка, развитие личности ребенка в соответствии с особенностями дошкольника, имеющего нарушения речи.
Задачи: определение основных методических подходов и последовательности коррекционной работы с учетом контингента воспитанников и особенностей образовательного процесса в текущем учебном году.
Коррекционная работа учителя-логопеда на логопедическом пункте строится на основе следующих программ:
1.Чиркина Г.В. «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009. Коррекция нарушений речи »
2.Н.В. Нищева «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»
3.Л.В. Лопатина «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития с 5 до 7 лет»
При разработке календарно-тематического планирования индивидуальной работы с воспитанниками учитываются нозалогия, возрастные особенности.
Календарно-тематическое планирование включает в себя как классические методы работы со звуком, так и новые. С целью закрепления умения произносить звук в изолированной позиции, совмещая речь с движением, в течение трех лет мною используются методы автоматизации звуков с опорой на различные виды деятельности (методика Елены Косиновой)
Коррекция звука [ш] на этапе постановки, автоматизации и дифференциации
(М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения »,Е.А. Азова «Учим звуки [ш],[ж]»,
Е. Косинова «Гимнастика для пальчиков. Развиваем моторику», папка «Я дружу со звуком [ш]»)
Дата № занятия | Тема | Цели, этапы занятия: | 3.Развитие речевого дыхания/голоса | 4.Развитие фонематического слуха | 5.Развитие артикуляционной моторики/ массаж/ самомассаж | 6.Воспитание правильного произношения |
1 | Уточнение произнесения звука ш или вызывание его по подражанию/постановка звука с130 Фомичева | 1.Добиваться правильного изолированного произнесения звука ш 2.Автоматизация звука [ш] изолированно, в прямых слогах, в словах. | «Греем ручки» | Игра «Поймай звук [ш]»/ изолированно | М.Ф. Фомичева Игра «Шар лопнул» Е.А. Азова «Учим звуки [ш],[ж]» Игры: «Гусь шипит» Упражнение «Фонарики» https://vk.com/wall466014714_77 Упражнение «Колечки» https://vk.com/wall466014714_101 Папка «Я дружу со звуком [ш]» «Проведи животных по дорожкам» |
Использование метода опоры на деятельность позволяет разнообразить монотонный этап автоматизации звука, формирует интерес к логопедическим занятиям, способствует повышению эффективности и ускорению коррекционного процесса, что повышает проходимость логопункта, а это значит, что большее количество детей получит логопедическую помощь.
3.Консультативное и информационно-просветительское направления
С целью лучшего усвоения речевого материала провожу консультирование, мастерклассы, используя видеозаписи фрагментов занятий и добавляя их на свою страничку ВКонтакте. Родители и педагоги используют видео игр и упражнений при работе по закреплению звука в речи ребенка.
В течение многих лет профессиональной деятельности накоплен и систематизирован речевой материал по коррекции звукопроизношения, развитию речи дошкольников. В 2022 году я представила коллегам 10 альбомов по коррекции звукопроизношения и альбом по развитию речи. Эти альбомы используются как логопедические рекомендации для дополнительных занятий с ребенком родителями, при индивидуальной работе с детьми педагогами. Благодаря вышеуказанным альбомам частично удалось уменьшить работу по индивидуальным рабочим тетрадям.
Кроме вышеуказанного выступаю с консультациями на родительских собраниях, семинарах-практикумах, ППС логопедов и педсоветах.
В группах мною оформлены Речевые уголки со сменным материалом.
Параллельно веду работу по самообразованию. Это курсы повышения квалификации:
Дата | Тема |
12.01.2024 | Дефектология Проф Институт повышения квалификации и переподготовки «Содержание профессиональной деятельности учителя-логопеда дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС», 72ч |
20.06.2024 – 10.07.2024 | Дефектология Проф Институт повышения квалификации и переподготовки «Обучение педагогов дистанционной работе (со стажировкой)», 108ч |
Самообразование
Период | Тема |
2020-2022 г | «Применение биоэнергопластики при коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста» |
2022-2024 г | «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда, как способ оптимизации процесса коррекции речи» |
2024-2026 г | «Дистанционные образовательные технологии в работе учителя-логопеда» |
В этом учебном году начинаю работу по новой теме самообразования «Дистанционные образовательные технологии в работе учителя-логопеда». Планирую не только провести консультации, мастер классы для педагогов и родителей, но и ввести новую форму онлайн занятий для детей, что позволит увеличить количество воспитанников, охваченных логопедической коррекцией, образовательный процесс станет более интересным, увлекательным и результативным.
Свои доклады, выступления, конспекты и видео занятий публикую в сети Интернет.
Персональный мини сайт | Образовательная социальная сеть | |
Персональный мини сайт | Международный образовательный портал МААМ.RU | https://www.maam.ru/users/2736921 |
Страница | ВКонтакте |
Сложившаяся система логопедической работы дает свои результаты. Это подготовленные к школьному обучению дети, довольные результатами коррекции родители.
Параметр I. Результаты освоения обучающимися образовательных программ
1.1.1. | Таблица с указанием результатов
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.3.1. | Таблица с указанием результатов
Таблица с указанием результатов
|
Учителем-логопедом работаю с 2005 года. Имею опыт работы в коррекционной школе, десять лет отработала в средней школе, в течение семи лет совмещала работу в школе и детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы учителя-логопеда ДОУ
Система расчитана на ДОУ, не имеющего в соей структуре специализированных групп....
Система работы учителя-логопеда Арнаут Александры Николаевны на логопедическом пункте МБДОУ №25 «Родничок» на 2012-2013 учебный год
В связи с появлением в детском саду большого количества детей с нарушениями речи, возникла необходимость разработки системы логопедиче-ской работы по коррекции на логопункте речевых наруше...
"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"
"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста", ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Здоро...
Консультация на тему: "Диалогическая речь в системе работы учителя-логопеда"
Консультация для педагогического коллектива ДОУ на тему: "Диалогическая речь в системе работы учителя-логопеда"...
«Система работы учителя – логопеда ДОУ с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС» (из опыта работы).
В данной статье содержится описание опыта работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения с детьми ОВЗ , имеющими диагноз ТНР. ...
Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО
Дети с речевыми недостатками, особенно имеющие органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития. Им свойственны эмоциональная воз...
Статья на тему "Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО".
В статье отражены поиски новых форм и методов работы с детьми в условиях ФГОС....