Конспект логопедического занятия н
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: Подготовка речевого аппарата к постановке звука [Р]
Цель: учить выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме для постановки звука [р].
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: Подготовка речевого аппарата к постановке звука [Р]
Цель: учить выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме для постановки звука [р].
Задачи:
- формирование полноценных движений и точного положения органов артикуляционного аппарата;
- совершенствование фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие длительной целенаправленной воздушной струи;
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- воспитание внимательности, усидчивости, интереса и ответственного отношения к занятию.
Оборудование: игрушка «Щенок», зеркало, профиль артикуляции звука «Р», картинки - символы с изображением артикуляционных упражнений, трубочки, мячики, вертушка, воздушные шарики, предметные картинки, образ буквы «Р», дорожка с изображением буквы «Р», схема, обозначающая начало середину и конец слова.
Речевой материал: звуки [с], [р], [м], [ф], [в], [р], [а], [и], [р], [м], [н]; слоги: са-ра-на-вы-ры-два-дра, мо, ро, фы, ку, ру, пу; слова: грузовик, автобус, вертолет, такси, крокодил, велосипед, крот, клавиши, паровоз, трактор, шапочка, правило, ракета, удар, рука, корова, парта, сорока, рыба, комар, рынок.
План
I. Организационный момент.
II.Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Упражнения на развитие сильной воздушной струи.
3. Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.
4. Анализ артикуляции перед зеркалом.
5. Физкультминутка «Волшебная тропинка».
6. Совершенствование фонематического слуха.
7. Игра - упражнение «Займи место».
III. Домашнее задание.
IV. Итог занятия.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: - Здравствуй, Стас. Посмотри, кто нас тут встречает?
Ребёнок: Щенок.
Логопед: - Давай придумаем имя маленькому щенку.
Ребёнок: Умка.
Логопед: - Мне очень нравится, какое имя ты придумал.– Послушай, как рычит собака: рррррр. Щенок Умка еще учится рычать. Ты тоже учишься правильно произносить звук [р]. Значит, сможете друг другу помочь!
II. Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: - Чтобы речь твоя была правильной и красивой, язычок должен быть сильным и ловким. Для этого мы с тобой поиграем с язычком, будем выполнять разные упражнения. Давай покажем щенку Умке, какие упражнения для этого нужно выполнить. Подходи и садись к зеркалу (Показ картинки-символа, показ выполнения и объяснение каждого упражнения).
Логопед: - первое упражнение «Улыбка» - покажем, какие мы веселые и радостные. Растянуть губы в улыбке под счет от 5 до 10.
Упражнение «Окошко» - рот приоткрыть, губы округлить и немного вытянуть вперед, без напряжения, нижняя челюсть неподвижна. Удерживать под счет от 5 до 10 (показ картинки-символа упражнения и выполнения упражнения).
Упражнение «Трубочка» - губы сомкнуты и вытянуты вперёд в виде трубочки. Удерживать в таком положении под счёт от 5 до 10 (показ картинки-символа и выполнения упражнения).
Упражнение «Бегемотик» - надо широко раскрыть рот и удерживать под счет от 5 до 10.юпосле чего закрыть его. Повторение 5 раз.
Упражнение «Блинчик» - широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет от 5 до 10.
«Упражнение «Парус» - рот широко открыт, широкий конец языка упирается в верхние бугорки под счёт от 5 до 10 (показ картинки-символа и выполнения упражнения).
Упражнение «Грибок» - рот открыт, язык присосать к небу (показ картинки-символа и выполнения упражнения).
Логопед: - я буду считать до 5, а ты постарайся удержать. Молодец! Выполняем еще раз.
«Почистим зубки» - рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней, а затем с внешней стороны.
Упражнение «Вкусное варенье» - широким концом языка облизываем верхнюю губу, рот не закрывать (показ выполнения упражнения).
Логопед: - А сейчас выполняем вместе. Начали (выполнение 5-10 раз).
Упражнение «Маляр» - широкий конец языка как кистью, ведём от верхних зубов по небу к горлышку, и обратно. (показ выполнения упражнения и выполнение ребёнком 5-10 раз).
Логопед: - А сейчас упражнение «Гармошка». Рот открыть сделать грибок, не отрывая язык от нёба сильно оттягиваем вниз нижнюю челюсть (счет 5 – 10 раз). Очень ты старался, замечательно.
Упражнение «Индюк» - приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала делать медленно, потом убыстрить темп и добавить голос бл-бл (как индюк болбочет).
Упражнение «Лошадка» - язык присасываем к нёбу, сильно тянем подъязычную уздечку вниз, щелкаем языком, рот не закрываем. Выполняем.
Упражнение «Барабан» - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук [д]. Сначала звук следует произносить медленно, постепенно убыстрять темп.
В барабан мы сильно бьем. И все вместе мы поем: «Д-д-д-д!».
«Дятел стучит по дереву» - открыть широко рот, поднять язык за верхние зубы, постучать кончиком языка по «бугорочкам» (альвеолам), произнося: т-т-т-т, д-д-д-д-д, тд-тд-тд. Нижняя челюсть находится в спокойном состоянии.
Логопед: - Достаточно. Молодец!
2. Упражнения на развитие плавной и сильной воздушной струи.
Логопед: - Подойдём к окну. Какое сейчас время года?
Ребёнок - Осень.
Логопед: - А какая сегодня погода?
Ребёнок: - Пасмурная, холодная. И идёт дождь и дует ветер.
Логопед: - «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». И мы сейчас подуем как ветер, а игра наша называется «Чей шар поднимется выше?». Выбирай себе воздушный шарик и носом делаем вдох, и дуем плавно и сильно на шар.
Логопед: - В такую дождливую погоду на улице гулять не хочется. Поэтому, поиграем вместе с Умкой в игру «Воздушный футбол. У нас есть трубочки, мячики и ворота. Нужно дуть в трубочку забить как можно больше голов в ворота.
3.Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.
Логопед: - Мы сказали, что сегодня на улице капает дождик, давай попробуем ему подражать. Медленно стучим пальчиками по ладошке и произносим тд.
Дождик капнул на ладошку – тд – тд – тд. Убыстряем темп. А теперь дождик капате на цветок - тд – тд – тд (пальцы собраны в виде цветка). И на дорожку, – тд – тд – тд (стучать пальцами по ладошке) ускоряем движения пальцами. Застучал по крыше он – тд – тд – тд (сделать из ладошки крышу и стучим пальцами). И раздался частый звон (очень быстро двумя ладошками стучать по коленкам).
4. Анализ артикуляции перед зеркалом.
Логопед: - Звук [р] живёт на кончике языка. Посмотри на меня, как я его произношу, как работают наши губки, зубки и язычок. Когда мы произносим звук [Р] - губы открыты, зубы сближены, но не соприкасаются, кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует, по середине языка идет теплая воздушная струя, голосовые складки напряжены и вибрируют. Показ картинки профиля звука [р].
5. Физкультминутка «Волшебная тропинка». Выполняется по дорожке с изображением буквы р.
Логопед: Звуки мы слышим и произносим. А какими знаками изображаются звуки?
Ребёнок: - Буквами.
Логопед: - Правильно. Буквы мы пишем и читаем. Обведи пальчиком букву «Р». А теперь, давай мы с тобой выложим букву «Р» из карандашей, которая очень нравится нашему щеночку Умке (ребёнок выкладывает букву «Р»).
Логопед: - Предлагаю немножко отдохнуть. Щенок Умка так любит веселиться и бегать. Посмотри, какая дорожка, что на ней изображено?
Ребёнок: - буква «Р».
Логопед: - По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ноге)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим (бег на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки (прыжки на обеих ногах)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем (ходьба на месте)
6. Совершенствование фонематического слуха.
Логопед: - Мы сегодня будем много играть. И сейчас поиграем в игру «Волшебные ушки». Я буду произносить разные звуки, а ты хлопни в ладоши если услышишь звук [р]. Звуки: [с], [р], [м], [ф], [в], [р], [а], [и], [р], [м], [н].
Логопед: - Топни ногой когда услышишь звук [р] в слогах: са-ра-на-вы-ры-два-дра,, мо, ро, фы, ку, ру, пу. А теперь послушай внимательно слова и подними руку, если услышишь звук [р] в словах: грузовик, автобус, вертолет, такси, крокодил, велосипед, крот, клавиши, паровоз, трактор, шапочка, правило.
7. Игра - упражнение «Займи место» на развитие общей моторики.
Логопед: - Молодец, хорошо справился с заданием, а сейчас ты будешь звуком [р]. Я называю слово, ты занимаешь свое место - в начале, середине или в конце. (Ребенок стоит, перед ним на полу большая схема, обозначающая начало середину и конец слова.)
Слова: ракета, удар, рука, корова, парта, сорока, параход, рыба, комар, рынок.
Игра «Найди звук».
Логопед: - Рассмотри картинки (морковь, заяц, яблоко, собака, карандаш, капуста, крот, арбуз рыба). Найди и выложи те картинки, в названии которых есть звук [р].
Ребёнок: - Морковь, карандаш, крот, арбуз, рыба.
III. Домашнее задание.
Логопед: - Дома научи маму и папу упражнениям, которые мы сегодня сделали. Назови эти упражнений.
Ребёнок: - «Улыбка», «Трубочка», «Маляр», «Вкусное в»ренье", «Лошадка», «Грибочек»
Логопед: - Подбери слова со звуком [р] и нарисуй три картинки , чтобы в словах был звук [р].
IV. Итог занятия.
Логопед: - Чему мы сегодня учились на занятии?
Ребёнок: - Мы учились делать упражнения для язычка.
Как располагаются губы, зубы и язычок при произнесении звука [р]?
Ребёнок: - Губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка поднят и дрожит.
Логопеды: - Молодец. Ты сегодня очень старался. Я дарю тебе за работу мыльные пузыри, с которыми ты будешь заниматься дыхательной гимнастикой.
Используемая литература:
Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]. Пособие для логопедов. — СПб.: КАРО, 2006.
Самоанализ урока
Занятие разработано и проведено с учащимся первого класса с артикуляторно-фонетической дислалией. У ребенка артикуляционный аппарат без особенностей. Речевая моторика развита недостаточно. Имеются трудности в переключении с одного артикуляционного упражнения на другое. Недостаточный объём и точность выполнения движений. Мелкая моторика также развита недостаточно: манипулирование мелкими предметами неловкое, немного замедленное. Нарушено звукопроизношение, которое проявляется в искажённом произношение сонорных звуков [Р], [Рь]. Фонематический слух не нарушен. Правильно воспроизводит слоговые ряды с согласными звуками, различающимися по твердости, мягкости, звонкости и глухости. Навыки фонематического анализа и синтеза сформированы. Понимание речи не нарушено, правильно выполняет как простые, так и сложные инструкции.
Данное индивидуальное занятие соответствует подготовительному этапу коррекционной работы и входит в систему логопедического воздействия по преодолению нарушений звукопроизношения. Занятие является комбинированным по своему типу, на котором одновременно решались несколько дидактических и коррекционных задач.
В течение всего занятия проводилась работа, направленная на подготовку речевого аппарата к постановке правильного произношения звука [р], пополнение активного словаря словами – на развитие коммуникативной функции речи. Также в процессе занятия опора происходила на разные анализаторы: зрительный, слуховой, двигательный. Материалы для данного занятия подбирались с учётом уровня развития речи ребенка. Учащемуся были предложены упражнения на формирование артикуляционной моторики, игра-упражнение «Займи место» на развитие общей моторики и фонематического слуха, игра « «Найди звук» на развитие фонематического слуха, физкультминутка «Волшебная тропинка», которая имела направление на развитие общей моторики, внимания, памяти.
Поставленные задачи решались путем применения наглядных (предметные картинки), словесных (объяснение и сочетание с показом, инструкция, пояснения, вопросы разного характера), практических методов (деятельность учащегося).
В процессе занятия возникали трудности в чётком выполнении некоторых артикуляционных упражнений, которые, в дальнейшем, следует отработать.
Дидактический материал привлекал ребенка, который способствовал коммуникативности и поддерживал его интерес до конца занятия. Использование смены видов деятельности, физкультминутки, красочной наглядности, игрушки, и игровых технологий способствовало активной коррекционной работе с учащимся.
Речевая и эмоциональная активность ребёнка на занятии была достаточной. Таким образом, поставленная цель и задачи занятия достигнуты в соответствии с уровнем речевого развития и возможностями ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"
«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...
Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».
Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ПЕРВЫЕ ШАГИ К ЛОГОПЕДУ».
МДОУ г.БалашоваСаратовской области д/с «Зёрнышко»...

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.
Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление ...

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...
