Использование нейропсихологических занятий с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в условиях ДОО
методическая разработка по логопедии

Использование нейропсихологических занятий с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в условиях ДОО

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование нейропсихологических занятий с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в условиях ДОО

Слайд 2

Речь – важнейшая специфическая функция человека, обеспечивающая общение между людьми. Речь является высшей психической функцией, поэтому при различных мозговых дисфункциях речь страдает в первую очередь. У детей поздно появляются первые слова, простые фразы. Нарушены все основные компоненты единой речевой многофункциональной системы: звуко-произношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь.

Слайд 3

Нейропсихология - наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования. Одна из важных задач, которую решает детская нейропсихология – это разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внутренних механизмов обучен ия в норме и при патологии психических процессов.

Слайд 4

Выделяет в мозговой организации психических процессов три структурно-функциональных блока.

Слайд 5

Первый блок мозга - Энергетический блок Его метафорический девиз – «Я ХОЧУ!» Признаки нарушений в развитии 1 блока мозга: - истощаемость, утомляемость, вялость; - эмоциональная неуравновешенность; - аллергии у ребенка; - часто болеющие дети; - дети, которые долго не могут научиться завязывать шнурки; - движение языком во время письма (другие синкинезии); - дизартрии, дисграфии; - сужение полей зрения и др.

Слайд 6

Второй блок - это блок приема, переработки и хранения информации. Его девиз: «Я МОГУ!» Признаки несформированности 2 блока: - несформированность пространственных представлений (напр. у школьников - чтение через абзац, пропуски слов, несоблюдение строчек и т. п.); - несформированность сенсомоторных координаций (например согласованные глаз и действия рук и т. п.); - неловкость, однотипность движений.

Слайд 7

3 блок - блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Его девиз: «Я ДОЛЖЕН!» Признаки недостаточной сформированности у детей: - отвлекаемость на любой стимул, полевое поведение; - упрощение любой программы; - пропуски букв в письме, не дописывание слов, не доделывание заданий; - бедная речь; - не могут решить смысловую задачу .

Слайд 8

Головной мозг человека является главным отделом центральной нервной системы, он располагается в полости черепа и состоит из двух полушарий:

Слайд 9

Правое полушарие головного мозга - гуманитарное, образное, творческое; отвечает за тело, координацию движений, баланс, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга - математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое; отвечает за восприятие - слуховой информации, постановку целей и построений программ. Признаки нарушения взаимодействия полушарий: Ребенок не ползает, тяжело начинает ходить , с большим трудом начинает читать и писать, тяжело воспринимает информацию на слух или зрительно, у ребенка не происходит закрепления полученных умений и навыков навсегда, часто случаются «откаты» , ребенок требует всё время поддерживающих занятий до 12-14 лет, пока межполушарные связи окончательно не сформируются.

Слайд 10

Использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно-логопедическую работу. В структуре логопедического занятия можно использовать следующие упражнения: дыхательная гимнастика; комплекс артикуляционных упражнений; самомассаж пальцев, кистей по методике су-джок; самомассаж; глазодвигательные упражнения; пальчиковые игры; кинезиологические упражнения (в том числе, перекрёстные движения); релаксационные упражнения; элементы логоритмики .

Слайд 11

Дыхательная гимнастика

Слайд 12

Упражнение «Класс – заяц»

Слайд 13

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Слайд 14

Упражнение «Ухо – нос»

Слайд 15

Развитие мелкой моторики

Слайд 16

«Упражнение «Зеркало»

Слайд 17

Упражнение «Зеркальное рисование»

Слайд 18

Таким образом, использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления речевых нарушений , даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу .



Предварительный просмотр:

Использование нейропсихологических занятий с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в условиях ДОО

Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга современных детей. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь в логопедической работе приходит применение нейропсихологических методик.

Слайд 2

Речь-это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Опираясь на анатомо-физиологические основы, речь реализуется сложными структурными образованиями, в которые объединены центральный и периферический отдел.

Слайд 3

Для понимания функционирования головного мозга необходимо обратится к нейропсихологии. Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов. Другими словами, нейропсихология изучает, какие зоны мозга отвечает за ту или иную психическую функцию. Какие зоны работают, когда человек читает или говорит. Эта наука создана в нашей стране в середине 20 века, выдающимся ученым, имеющим огромное мировое признание, Александром Романовичем Лурия.

Слайд 4. А. Р. Лурия выделяет в мозговой организации психических процессов три структурно-функциональных блока:

Слайд 5

Первый блок мозга – Энергетический блок. Его метафорический девиз «Я ХОЧУ!» 1-й блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической деятельности (переживание успеха – неуспеха).

Этот блок мозга участвует в организации внимания, памяти, эмоционального состояния (особенно страх, боль, удовольствие, гнев, перерабатывает разнообразную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния, а также поддерживает общий тонус ЦНС. Все, что происходит с мамой во время беременности (болезни, психотравмы, прием лекарств и т. д.) откладывает свой отпечаток на формирование 1 блока мозга. Слайд 6

Признаки нарушений в развитии 1 блока мозга:

- истощаемость, утомляемость, вялость;

- эмоциональная неуравновешенность;

- аллергии у ребенка;

- часто болеющие дети;

- гипо/гипертонус;

- дети, которые долго не могут научиться завязывать шнурки;

- движение языком во время письма (другие синкинезии);

- дизартрии, дисграфии;

- сужение полей зрения и др.

Второй блок – это блок приема, переработки и хранения информации – формируется от 3х до 7 лет и включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Его девиз «Я МОГУ!»

Слайд 7

Признаки несформированности 2 блока:

- несформированность пространственных представлений (напр. у школьников – чтение через абзац, пропуски слов, несоблюдение строчек и т. п.);

- несформированность сенсомоторных координаций (например согласованные глаз и действия рук и т. п.);

- неловкость, однотипность движений.

Слайд 8

3 блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности – формируется от 7 до 15 лет, Полное созревание лобных долей происходит к 20 годам. Его девиз «Я ДОЛЖЕН!»

Признаки недостаточной сформированности у детей:

- отвлекаемость на любой стимул, полевое поведение;

- упрощение любой программы;

- пропуски букв в письме, не дописывание слов, не доделывание заданий;

- бедная речь;

- не могут решить смысловую задачу.

Операции каждого из блоков обязательно участвуют в реализации любой ВПФ.

Слайд 9

Помимо блоков мозга, в качестве самостоятельных отделов выступают правое и левое полушария.

Правое полушарие головного мозга - гуманитарное, образное, творческое; отвечает за тело, координацию движений, баланс, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга - математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое; отвечает за восприятие - слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело)

Признаки нарушения взаимодействия полушарий:

Ребенок не ползает, тяжело начинает ходить, с большим трудом начинает читать и писать, тяжело воспринимает информацию на слух или зрительно, у ребенка не происходит закрепления полученных умений и навыков навсегда, часто случаются «откаты», ребенок требует всё время поддерживающих занятий до 12-14 лет, пока межполушарные связи окончательно не сформируются.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что для успешной коррекции речевых нарушений необходимы нейропсихологические приемы, технологии, т. к. они подготавливают базу для дальнейшей работы логопеда. Если мозг представить в виде сосуда, то у наших детей, имеющих органические поражения, этот сосуд с трещинами. Нейропсихология и медицина помогают починить сосуд, а логопед – наполняет его.

Примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть использованы в логопедической работе.

Слайд 10,11

1) Эффективные упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия:

- Двуручное рисование;

– Упражнение «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. При этом, можно адаптировать ее для автоматизации звуков в слогах (двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Ш (любой автоматизируемый звук).

2. Кинезиологические упражнения. На логопедических занятиях в детском саду мы регулярно выполняем кинезиологические упражнения. Это заметно повышает умственную активность и работоспособность детей, а значит и эффективность коррекционной работы.

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Используем эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков (если услышишь звук Ш — ставь кулак, звук С — ставь ребро; звук Р — кулак, звук Л — ладонь и т. д.).

«Ладушки»

Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком — научите его играть сначала в классическом варианте, и не только руками, но и лежа — ногами. Затем усложните задачу: хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая — правая», хлопок с партнером «правая — левая». Далее увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов. Аналогично — ногами;

Упражнение «Ухо – нос»

Левой рукой взять себя за кончик носа, правой – за левое ухо. Одновременно поменять руки: правой взяться за кончик носа, левой – за правое ухо. Повторить несколько раз.

Упражнение «Класс – заяц»

Левой рукой показывать «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.

«Зеркало»

Выполнять его необходимо в паре. Два ребенка встают друг против друга и договариваются о своих ролях: один – ведущий, второй – «зеркало». Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий начинает производить хаотичные движения руками, а «зеркало» пытается отразить их в том же ритме. Меняются ролями.

«Попробуй повтори» (Нейропсихологическая игра)

В этой игре участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Игра способствует развитию внимания, пространственных представлений, улучшает реакцию. Набор движений, предложенный в игре, часто используется психологами в программах по психомоторному развитию и нейропсихологической коррекции детей и, несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы.

«Резиночки»

Эта игра полезна для развития мелкой моторики, внимания, пространственной ориентировки. Здесь есть специальные карточки со схемами одевания резинок на пальцы. Такую игру легко сделать самим. Так же полезен вариант без использования карточек по словесной инструкции (Одень на указательный пальчик левой руки розовую резинку, на безымянный пальчик правой руки-синюю и т. д. Таким образом закрепляем названия пальцев и понятия: «право-лево».

Игра«Хлоп-Топ-Тук»

Это работа над темпом, ритмом речи. А также у ребенка формируется внимание, зрительная память, быстрота реакции, способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.

«Зеркальное рисование»:

- Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

3. Игры с мячами (обычными, прыгунами, кинезиологическими). Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения.

-На звук Ш отбивай мяч правой рукой, на звук С левой;

-Если назову один предмет, отбивай правой рукой мяч, если много — левой;

-Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх;

- Стукни раз, а может два, по частям скажи слова - разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол;

- Мяч кидай, где звук узнай - определить позицию заданного звука в слове;

- Мы играем – раз, два, три, мяч бросаем, посмотри - подбросить мяч столько раз, сколько звуков в заданном слове;

-Разноцветные мячи по порядку собери - составить звуковую схему слова;

- С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять» - автоматизация звуков, слогов;

- Лови да бросай, слово новое узнай - заменить один звук на другой и узнать новое слово (лак – рак, усы – уши);

- Мяч бросаю, диких животных называю;

-Мяч передаю, деревья назову;

- Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова - образование притяжательных прилагательных (у волка - волчья, у лисы – лисья) и т. д.

4. Дыхательная гимнастика

Сильный речевой выдох – залог успешной коррекции звукопроизношения. Кроме того, дыхательная гимнастика повышает тонус деятельности мозга. Что делать:

• пускать мыльные пузыри;

• дуть через соломинку;

• дуть на игрушечный флюгер/ветродуй;

• задувать свечки;

• сдувать ватку со стола;

• дуть на бумажные кораблики, плавающие в чаше с водой;

• самостоятельно сделать из бумаги бабочку/пчёлку/листик, подвесить фигуру на ниточку и просить ребёнка на неё подуть;

• делать мыльные пузыри в воде через соломинку и т. д.

5. Развитие мелкой моторики.

Развитию мелкой моторики рук способствует рисование, игра на музыкальных инструментах, работа с пластилином и мелким конструктором. Но наибольший эффект получается в результате проведения специальных занятий. Упражнения в игровой форме, стимулирующие процессы мышления, развитие речи, укрепляющие костную и мышечную ткани (за счёт разных комбинаций сжатий, растяжений и расслаблений мышц рук, тем самым подготавливая руку к письму. Простое упражнение, которое требует минимальной подготовки, но также является очень полезным для развития мелкой моторики, а соответственно и мозга. Необходимо взять лист А4, простой рис и зубочистки. На листе бумаги необходимо нанести небольшие линии(2-3см) и точки в хаотичном порядке. Затем необходимо выкладывать на эти линии зубочистки (или счетные палочки, а на точки рис (или гречку, горох). Брать их необходимо по очереди сначала большим и указательным пальцем, затем большим и средним, затем большим и безымянным и большим и мизинцем правой руки. Потом также левой рукой повторить упражнение и затем двумя руками одновременно.

8. Су-Джок

Это колючие мячики с металлическими колечками внутри. На руках находится множество биологических точек, и при прокатывании Су-Джок между ладонями происходит стимуляции этих точек. Металлические колечки надеваются и снимаются на каждый пальчик. Такой массаж ребёнок может делать самостоятельно под присмотром взрослого. Здесь не страшно ошибиться: любое действие с «ёжиками» принесёт пользу. Вместо Су-Джок можно воспользоваться дарами природы: шишки, каштаны, орехи. Подойдут также любые колючие мячики, например, для стиральной машинки.

Эти несложные игры помогут скорректировать работу двух полушарий и снизить риск развития проблем. На сегодняшний день, доказана польза нейропсихологических упражнений для детей разного возраста. Они способствуют активации мозга, а именно высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления. Таким образом, ребенок учится преодолевать неадаптивные особенности своего развития, у него пропадают детские поведенческие проблемы и трудности в саморегуляции, а соответственно и в школьном обучении.

Слайд 12

Головной мозг. Интересные факты.

До того, как вы появились на свет, мозг создает нейронную карту всех частей тела.

Если бы вы могли использовать заряды своего мозга, их бы хватило, чтобы зажечь электрическую лампочку в 10 ватт.

Прикасаясь к чему-то, мы посылаем в мозг импульсы, идущие со скоростью 200 километров в час.

Подсчитано, что в течение дня человеческий мозг порождает примерно 70 000 мыслей.

Вес мозга составляет только 2% от веса вашего тела, однако 20% крови, проходящей через сердце, несет питательные вещества именно к мозгу.

В 7 лет ваш мозг достигает своего почти стопроцентного размера.

Мозг использует в 10 раз больше кислорода, чем все остальные части тела, вместе взятые.

Существует устойчивое мнение, что человеческий мозг использует примерно 15% своих возможностей.

Каждый день вы используете для работы 7 миллионов клеток мозга.

Слайд 13,14

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод: при применении нейропсихологических игр и упражнений на занятиях у детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах. А это, в свою очередь, является одним из главных критериев психологического здоровья дошкольников.

Таким образом, использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления речевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия с использованием новейших компьютерных технологий с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи.

Конспект логопедического занятия по духовно-нравственному воспитанию с детьми 6-7 летХабаровск-самый лучший город на Земле....

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи с использованием современных образовательных технологий.

закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной схемепродолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры (экс-кур-со-вод, дос-то-при-ме-ча-тель-нос-ти);закрепля...

«Использование оздоровительно-игровой технологии «БОС» в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

В материале предлагается опыт  использования в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи игровой оздоровительной технологии "БОС-здоровье", последовательность использования данной технологии....

Использование нейропсихологических методов в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

Использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно-логопедическую работу....

Работа с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопункта

Логопункт как путь успешной интеграции дошкольников с речевыми нарушениями в образовательный процесс детского сада...

Использование инновационных технологий с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в коррекционной работе учителя-логопеда"

Опыт работы содержит описание использования в коррекционной работе учителя-логопеда инновационных технологий - метода сенсорной интеграции, дидактического синквейна, "Умного зеркала Artik Me"...

мастер - класс для воспитателей «Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе учителя – логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

Одной из актуальных проблем современного образования остаётся проблема повышения эффективности коррекционно - образовательного процесса при организации обучения и воспитания детей с ограниченными возм...