Логопедическое занятие в подоготовительной к школе группе "Золушка спешит на бал"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Расширение словаря по теме "Одежда", лексико-грамматические категории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolushka_speshit_na_bal.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе

«Золушка спешит на бал».

Цель: 

Расширение и конкретизация представлений об одежде, ее назначении.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Формирование практических навыков словоизменения и словообразования имен существительных;

Образование относительных прилагательных;

Подбор антонимов, синонимов, многозначных слов;

Знакомство с новыми словами.

Коррекционно-развивающие: активизация речевой деятельности детей; развитие диалогической  речи.

Коррекционно-воспитательные: формирование коммуникативных навыков, положительной установки на участие в занятии.

Оборудование:  Книга, мяч, разноцветные буквы, предметные картинки, модели одежды, рисунки, карандаши, ребусы, волшебный мешочек  (утюг, ножницы, наперсток, игла с ниткой), картинки по сказке, 2 костюма Золушки, магнитофон.

Ход занятия:

Оргмомент    (Дети стоят в кругу)

Логопед:         Ты катись, веселый мячик

                        Быстро, быстро по рукам

                       У кого веселый мячик –

                       все по любимую одежду быстро расскажет нам

                       Раз, два, три, говори.

                      Тише, тише, тишина

                      Сказка к нам идет сама

                      Ветерком прохладным вея

                      В сказку дверь открыла Фея.

Дети, вот  эту книгу нам прислала сказочная фея, в ней разноцветные буквы. Если эти буквы выложить в том порядке, в каком расположены цвета радуги, то мы узнаем, в какую сказку попадем. (Дети выкладывают буквы, получается слово « Золушка»)

2. Звучит музыка и входит Золушка:

- Добрые люди, добрые люди! Правда же вредно не ездить на бал, если примерным своим поведеньем и честным трудом право ты доказал!

Сегодня моя мачеха и сестры едут на бал во дворец. Мне так хочется хоть одним глазком посмотреть, как они будут веселиться, но я не могу - мачеха задала мне много работы, а я и так за весь день ни разу не присела.

 3.Согласование числительных с  именами прилагательными (числа, картинки)

Л: Дети, у Золушки действительно много работы. Я сейчас начну  предложение,  а вы помогите мне его закончить.

Золушке нужно почистить до блеска (5 кастрюль), вымыть (7 тарелок), погладить  (8 рубашек),  пришить (3 пуговицы), испечь (6 пирожков),

вымыть (9 окон),  сшить (3 платья), посадить (5 роз),  постирать (7полотенец).

4. Пословицы

Л: Золушка любит трудиться, значит, она какая? (Трудолюбивая) Можно сказать про Золушку, что она «палец о палец не ударит»? Что означает это выражение?  (Ничего не делать)

Дети, какая пословица подходит Золушке «Скучен день до вечера, коли делать нечего» или «Умелые руки не знают скуки», «Кто трудится, у того все сбудется».

Золушка: - Натирая пол, я научилась танцевать, за шитьем я научилась сочинять песенки, а ухаживая за цыплятами, я стала доброй и нежной и не один человек не знает об этом. Обидно, правда?

5. Игра «Скажи наоборот»

Л: Золушка, мы знаем, какая ты и какая у тебя мачеха. Дети, помогите мне закончить предложение.

Мачеха злая, а Золушка…добрая.

Мачеха жадная, а Золушка … щедрая.

Мачеха неряшливая, а Золушка …аккуратная.

Мачеха ленивая, а Золушка … трудолюбивая.

Мачеха рассеянная, а Золушка …внимательная.

Мачеха старая, страшная, а Золушка … молодая, красивая, очаровательная, нежная, прелестная.

З:  - Спасибо за добрые слова.

6. Согласование местоимений с именами существительными.

Л: Дети, давайте поможем Золушке навести порядок в комнате, разложить вещи на свое место.

Вот картинки, их берите, хорошенько рассмотрите, назовите, что на них, в нужный дом кладите их.

(Выставляются  4 домика – в окне девочка, мальчик, дети и пустое окно)

Это дом запомню я  и скажу - она моя.

Я запомню дом другой и скажу – он мой.

В этом доме есть окно – там никого, как сказать? – оно моё.

Картинки в домик положи, про что мы скажем – они мои.

(У детей картинки – часы, чашка, портфель, шуба, юбка, платье, блюдо, ножницы, брюки, носки) Дети берут картинки и называют: это моя шуба, (кладут в нужный дом).

Золушка: - Спасибо за помощь! Осталось только  сшить платья для мачехи и сестёр.

Пальчиковая гимнастика:

Мы одежду изучаем и ее вам называем:

плащ, пальто, пиджак, жилет,

брюки, платье, шарф, жакет.

7. Дидактическая игра «Что без чего?»

Л: Дети, скажите, кто шьет одежду? Швея. Кто придумывает модели одежды?  Модельер, дизайнер.

-Помогите дизайнеру закончить рисунки, дорисуйте недостающую деталь одежды и назовите. ( У меня юбка без оборки, куртка без капюшона, рубашка без манжет, сарафан без бретелек, пальто без пуговиц, плащ без воротника, шорты без карманов)

8. Образование относительных прилагательных.

Л: -Ребята, назовите, из каких материалов шьют одежду?  (из ситца, шелка, льна, гипюра, шифона, трикотажа, меха, драпа и т.д.)

( у детей макеты одежды с тканями)

Л: - Назовите из какого материала у вас одежда? Дети называют – драповое пальто, ситцевая рубашка, шелковое платье, меховая шуба, шифоновая блузка, бархатная юбка, джинсовые брюки…

9. Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Л: - У меня есть волшебный мешочек, чтобы узнать, что в нем, отгадайте загадки:

-Инструмент бывалый, не большой, не малый, у него полно забот, он и режет и стрижёт  (ножницы)

-Назовите ласково – ножнички.

На пальце одном ведерко вверх дном (наперсток) – наперсточек.

Гладит все, чего касается, а дотронешься – кусается (утюг) – утюжок.

Птичка-невеличка носик стальной, хвостик льняной (игла с ниткой) – иголочка с ниточкой.

-Это какая игла? (швейная)

10. Многозначные слова

Л: - Назовите, у кого или у чего есть иголки? (у ежа, у елки, сосны)

Какая еще бывает игла у доктора? (медицинская)

Золушка: - Вот и готовы платья для мачехи и сестер.

В жизни должно быть все справедливо,

Сестры и мачеха едут на бал.

Мне не завидно, мне просто обидно,

что радость ко мне не придет никогда.

Л: - Давайте поможем Золушке, разгадайте ребусы.

Выставляются картинки – тыква, крыса, мыши.

Л: И добрая фея к ней в гости пришла

Волшебную палочку в руки взяла и только дотронулась  до тыквы - та вмиг превратилась в карету, мыши в лошадей, крыса – в кучера (человек, который правит лошадьми в экипаже).

Золушка в новом платье.

Л: - Скорей во дворец, собирайте быстрей, карета нарядная ждет у дверей! Но помни, что ровно в 12 часов карета станет  чем? (тыквой), а лошади  кем? (мышами), кучер превратиться в кого? (в крысу), а вместо красивого, бального, нового платья будет какое?  (Старое, домашнее, поношенное).

З:- Я все поняла. Спасибо, до свидания.

Л: Вмиг Золушку кучер волшебный домчал

До замка, где праздник огнями сверкал.

Прекрасней ее на балу не найти,

Что дальше случилось, ты в книжке прочти.

Итог. Что вам больше всего понравилось (ответы детей). Чем мы занимались? Кто приходил в гости?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте "Играем в школу"

Конспект рассчитан на подготовительную к школе логопедическую группу.Основное речевое заключение детей - ОНР 3 уровня речевого развития, второй год обучения....

Организация логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему "Школа"

Закрепить знания детей по теме "Школа", обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической речи...

Комплексное итоговое логопедическое занятие в подготовительной к школе группе "Скоро в школу!"

Тема: «Скоро в школу!» Цель: создать условия для творческой речевой активности детей с помощью дидактического материала и речевых игр. Программное содержание:*совершенствовать на...

Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной к школе группе "Скоро в школу мы пойдем"

Конспект итогового подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе комбинированного вида....

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи на тему: «Школа. Школьные принадлежности».

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группепо формированию лексико-грамматических категорий и связной речина тему: «Школа. Школьные принадлежности»....

Логопедическое занятие в подоготовительной к школе группе "У Бабы-Яги"

Расширение словаря по теме "Зима", развитие лексико-грамматических категорий и звукового анализа....

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР Тема: «Как зимуют дикие птицы и звери»

Расширить представления детей о диких животных и зимующих птицах. Закрепить знания о том, как животные и птицы готовятся к зиме; о том, чем питаются зимой.  Акт...