Работа с детьми ОВЗ
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Работа с детьми ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_detmi_ovz.docx37.48 КБ

Предварительный просмотр:

Период

Задачи

Краткое содержание занятия

Сентябрь

Закрепление пройденного материала  по теме «Урожай», «Краски осени»

Закрепление навыков обобщающих понятий (овощи, фрукты, ягоды)

Развитие умений различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи, ягоды (капуста, лук, морковь, картофель малина, смородина, вишня, яблоко, груша).

Расширение представлений детей об осенних изменениях в природе

Учить отличать признаки осени от признаков других времен года,

Развитие мелкой моторики рук

Упражнение на развитие внимания, мыслительных операций.

Закрепление пройденного материала по ФЭМП: Формировать умение сравнивать предметы по длине; употреблять в речи слова: длинный, короткий.

Развивать навыки культурного общения

Артикуляционная гимнастика

Обогащение словаря

Развитие воображения и мелкой моторики рук

Д/игры

 «Волшебный мешочек»

 «Четвертый лишний» (овощи, фрукты, ягоды)

 «Угадай что, где растет»

  «Когда это бывает».

Беседа о правилах поведения в осеннем лесу.

Пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья»

Разбросала   осень   листья,

(Делают   волнообразные  движения   ладонями.)

Разукрасила их кистью.

(Делают   плавные   взмахи ладонями вверх-вниз.)

Мы в осенний парк пойдём,

(«Шагают» пальцами обеих рук.)

В букеты листья соберём.

(Скрещивают   ладони   с растопыриванием пальцев.)

Лист кленовый, лист с осинки,

Лист дубовый,  лист рябинки,

Рыжий тополиный лист

(Поочерёдно   загибают пальцы,   начиная   с большого,  на   обеих   руках одновременно   на   каждый

лист.)

На дорожку спрыгнул вниз.

(Звонко   хлопают   в ладони.)

Пальчиковая гимнастика « Мы капусту рубим»

Мы капусту рубим, рубим 

(ладошками рубим) 
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.

 «Угадай по описанию»

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор).Перед ребёнком  выкладывают картинки с различными овощами, фруктами, игрушками и он находит нужный, показывает его. И т. д. (фрукты, овощи, ягоды, транспорт)

Д/игры

«Какие бывают фигуры»,

 «Узнай и запомни»,

 «Игра с обручем» (различение и нахождение геометрических фигур).

Упражнения «Подуем на торт», «Веселый язычок», «Горка», «Часики»

Лепка «Угощение для ёжика»

Октябрь

Закрепление пройденного материала  по теме «: «Животный мир», «Мебель и посуда»

Расширение представлений о домашних и диких животных, о внешнем виде,  способе передвижения, питании.

Закрепить понятие «мебель и посуда». Учить объединять и классифицировать предметы по разным признакам

Продолжать учить создавать постройки по показу воспитателя, закреплять знание объемных форм, совершенствовать умение разбирать постройки самостоятельно.

 Закреплять представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь»

Учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу

Развитие речевого дыхания и силы голоса

Развитие мелкой моторики

Игра на моторику

Игра, обучающая ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим.

Развивать способности понимать и выражать эмоциональное состояние окружающих

Формировать умение заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении.

Артикуляционные упражнения

 

помогать детям рассматривать и описывать картину.

Д/ игры

«Кто где живет».

 «Четвертый лишний»(Дикие животные)

 «Чего не хватает»,

«Что изменилось»

 «Назови недорисованные предметы»

«Чья тень»

 

Конструирование из строительного материала «Построим зайке домик».

Д/ игры

«Части суток»

«Расскажи про свой узор»

Звукоподражание животным. Изменять голос по силе и высоте.

Корова: «Му-у-у-у, молока кому?» (громко, низким голосом)

Теленок: «Му-у-у-у» (тихо, высоким голосом)

Кошка: «Мяу-мяу-мяу» (тихо, высоким голосом)

Котенок: «Мяу-мяу-мяу» (тихо, высоким голосом)

Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”,
Два щенка: “Ав-ав!”,
Два жеребенка: “Иго-го!”,
Два тигренка: “Р-р-р!”,
Два быка: “Му!”.
Смотри, какие рога.

Речевая зарядка

А у нас живет лошадка,

Нам на ней качаться сладко,

Качи-качи-качи-кач,

Ты, Наташенька, не плачь.

Д/игра «Выражение эмоций», «Крошка енот»

Речевые ситуации: «Закончи предложение и подбери к нему картинку»

 Девочка рисует… (ёлку, дом, диван);

Папа читает… (книгу, газету, журнал, письмо) и т .д.,

«Трубочка»,

 «Бегемотик»,

«Чистим зубки»,

 «Лошадка»,

 «Грибочек»,

«Гармошка».

Рассматривание картины «Огород»

Ноябрь

Закрепление пройденного материала  по теме: «Наше тело. Гигиена»,«Транспорт»      

Расширение знаний о функциях частей тела, о разнообразии органов чувств, их гигиене и профилактике.

Учить образовывать имена существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами

Знакомить с многофункциональностью некоторых вещей.

Расширение представлений о видах и отличиях транспорта, об особенностях их передвижения.

Упражнять в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за;

Игра  на внимание

Взрослый читает рифмовку, а ребёнок должен успеть показать соответствующую часть тела (можно повторить несколько раз, ускоряя темп) на кукле, затем – на себе. Когда ребёнок запомнит несколько названий, попросите его повторить стишок, а Вы будете показывать части тела.

Артикуляционная гимнастика

Развитие мелкой моторики

Д/игры  

Игра с мячом. Бросая мяч ребёнку, Вы говорите: - «У человека голова, а у гномика ……(головка). Ребёнок договаривает, бросая мяч обратно. Это задание на образование уменьшительной формы слов. Затем – наоборот: «У гномика животик, а у человека - ……

«Нужные вещи»

Например: «Для чего нужна щётка?» (для чистки обуви, ковра, зубов, посуды, одежды), «А бумага?» (рисовать, заворачивать, для книги газет, «А стекло, песок, зонт, ключ?» и т.д.

Какая? Какой? Какая?

«Едет, плавает, летает»

 «Обобщения»
Назвать одним словом предметы:
Вилка, ложка, нож - это ...
Дождь, снег, мороз - это ...
Рука, нога, голова - это ...

Физкультминутка

Ложки, (Вытянуть руки вперед ладонями кверху, ладонь округлена в виде ковша)

Вилки (Вытянуть руки вперед ладонями вверх, пальцы растопырены)

И ножи (Ладони на ребро)

За столом всегда нужны (Поднять руки вверх, сжать в кулак, выставить палец)

Называем мы слова:            

Нос, живот, колени, пятки,

Лоб, затылок, голова,                    Губы, щёки и лопатки.

Шея, плечи, пальцы, ногти,          Части тела изучаем,

Кулаки, ладошки, локти.              Части тела называем.

«Вкусное варенье» - рот открыт. Широким кончиком языка облизывать верхнюю губу движением спереди назад. Следить за неподвижностью нижней челюсти!

Ал – ал – зал, спал, стал,

  Ол – ол – пол, стол, гол,

  Ул – ул- стул, уснул.

«Су – джок», «Мешочки с крупами», «Игры – забавы», «Шнуровка», «Нанизывание колец», «Игры с прищепками».

Декабрь

Закрепление пройденного материала  по теме: «Зима»

Закреплять знания об особенностях зимней природы (иней, изморозь, заморозки, буран и т.п.), особенностях деятельности людей в городе; о безопасном поведении зимой.

Учить замечать происходящее в природе сезонные изменения, определять характерные признаки зимы

Формировать умение употреблять предлоги с пространственным значением: на, между, около.

Формировать умение точно использовать названия детёнышей животных в ед. мн. числе.

Формировать умение подбирать определения к предмету, явлению.

Развивать память, мышление.

Развитие внимания и мышления

Учить отвечать на вопросы по сказке и

пересказывать её.

Развитие мелкой моторики

Учить лепить по представлению

Активизация ласкательных существительных

Д/и

«Определи время года»

 «Что для чего?»

«Что изменилось?»

«Что за животное»

Какая? Какой? Какая?

(н –р снег, снежинка, снеговик, санки и т.д.)

«Опасные предметы зимой»

« Ответь правильно»

         Снег белый или синий?

         Лёд твёрдый или мягкий?

         Снег капает или идёт?

         Зимой бывает снегопад или листопад?

         Лёд шершавый или скользкий?

         На улице мороз или жара?

         Снеговика лепят или строят?

         На коньках качаются или катаются?

  «Белая сказка»

     Однажды утром проснулась девочка (имя) и ахнула: в комнате стало необыкновенно светло. Она подошла к окну и увидела БЕЛУЮ картину. Ночью выпал снег и покрасил всё в БЕЛЫЙ цвет. На земле лежал БЕЛЫЙ пушистый ковёр. Деревья нахлобучили мохнатые БЕЛЫЕ шапки. Крыши домов накрылись БЕЛЫМИ тёплыми платками. В воздухе кружились лёгкие БЕЛЫЕ снежинки. На БЕЛОМ снегу сидел БЕЛЫЙ-БЕЛЫЙ кот с зелёными глазами. Девочка быстро оделась и выбежала во двор. Из БЕЛОГО липкого снега она слепила БЕЛОГО снеговика. И только глаза у него были чёрными, а нос – красным.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре,

 Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

 И совсем-совсем не сладкий.

Раз - бросим.

Два – поймаем.

 Три – уроним.

И … сломаем.

Лепка «Снеговик»

«Ласковые слова»

 Все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые:

Санки – саночки

Гора – горочка

Зима – зимушка

Шуба – шубка

Шапка – шапочка

Снег – снежок

Январь

Закрепление пройденного материала  по теме: «Зимующие птицы»

Закреплять представления  о зимующих птицах родного края, об их образе жизни и поведении; способствовать формированию бережного, заботливого отношения к пернатым друзьям. Закрепление навыков обобщающих понятий (зимующие птицы)

Способствовать развитию мышления, речи.

Способствовать развитию умения составлять изображения зимующих птиц из частей.

Развитие пространственной ориентировки

Способствовать развитию бережного отношения к зимующим птицам, стремление заботиться о них

Развитие мелкой моторики

Способствовать развитию мышления, речи

Рассматривание птиц в альбоме для закрепления  их названия.

(снегирь,синица,голубь.воробей,дятел)

Д/и

«Один-много»

«Назови ласково»

 «Четвертый лишний»,

 «Разрезные картинки»

Д/упражнения

 «Где сидит?» (возле, около, между)

Трудовое поручение «Покорми птиц на участке»

Пальчиковая гимнастика

 «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей  

на каждое слово сжимать кулачки

Прилетело? Мы расскажем:            

махи перекрёстно сложенными ладонями.                                                          

Две синицы, воробей,                    

на каждое название птицы загибать

Шесть сорок и голубей.                    по одному пальчику на обеих руках,

Дятел в пёстрых пёрышках...           начиная с больших.

Всем хватило зёрнышек!              

  потереть большие пальцы об указательные,  как    будто                                                      насыпают  корм.

 У зайки день рождения

У  зайки день рождения. Разные угощения приготовил зайка (показывает предметные картинки: орехи, рыбка, мед). Угадайте, кому зайка приготовил орехи? Рыбку? Мед?

(орехи – белке, рыбку – лисе, мед – мишке и т. д)

Февраль

Закрепление пройденного материала  по теме: «Моя семья»     

  Побуждать называть членов семьи, род их занятий. Воспитывать желание проявлять заботу о родных и близких.

Закрепить знания    имен родителей;

Развитие представлений о продуктах, полезных для здоровья. Учить различать хорошие и плохие  привычки, учить их объяснять.

Развивать  умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении

Развитие внимания

Уметь  различать две группы предметов, какие из них высокие, а какие низкие.

Способствовать установлению дружеских взаимоотношений, развивать эмпатию. Учить проявлять внимание и заботу по отношению к товарищам.

Предложить ребёнку показать шаловливых, сердитых и весёлых мышат, расширять представления о личностных качествах, о чувствах, испытываемых людьми, эмоциях. Учить понимать настроение собеседника.

Заучивание стихотворения: « Наша Армия» автор: В.Степанов


Учить описывать необходимые атрибуты солдатской формы.

Упражнение  для  развития  внимания «Я – фотоаппарат»


Развитие эмоциональной сферы

Учим выражать разнообразные чувства в картинках

Развитие мелкой моторики рук

Упражнять в составлении силуэта предмета из определённых частей геометрических фигур

 

Дидактическая игра «Бабушкино лукошко».

Дидактическое упражнение на ориентировку "Разведчики"

 Упражнение «Чего не стало?» (военная техника)

«Сравни по высоте»

«Мы – дружные ребята»

Психогимнастика. Упражнение «Мышата»

На горах высоких,
На степном просторе
Охраняет нашу
Родину солдат.
Он взлетает в небо,
Он уходит в море,
Не страшны защитнику
Дождь и снегопад.

Дидактическая игра

 «Собери солдата на службу».

Оборудование: набор разных предметов (5 предметов) Ребёнку предлагают представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т. д. Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить

«Подарок на всех», «Добрые слова»

Д/игры «Эмоциональные мордашки», «Я и мое настроение»

 «Застегни одежду»,

«Найди фигурки в сухом бассейне»

«Составь танк, ракету, корабль»

Март

Закрепление пройденного материала  по теме: «Женский день»      

 Формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях. Воспитание чувства любви и уважения к маме , желания помогать ей, заботиться о ней.

«Весна шагает по планете»      

Расширение представлений о весне: сезонных изменениях в природе, одежде людей (солнце светит ярко, бывают дожди, земля и вода прогреваются солнцем, становятся теплыми, много молодой нежной зелени на деревьях, кустах.

Ознакомление с некоторыми особенностями поведения животных и птиц весной (пробуждение от спячки животных, появление птенцов у птиц весной.

Закреплять умение образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

На определение что находится справа, слева, вверху, внизу от мишки, мячика и т. д.

Развивать внимание, памяти.

Формировать умение выделять и называть части предметов и объектов

Закрепить знания имени своей мамы и мам других детей.

Развитие мелкой моторики

Формировать  стремление конструировать по собственному замыслу.

На развитие внимания и мышления, восприятие цвета

Умение выбирать рисунки с приметами весны, отвечать,  почему выбрал эту картинку

Заучивание стихотворения по мнемотаблице. Развитие памяти.

Д/игры

«Чья мама? »

 «Назови ласково»

 

«В магазине игрушек»

 "Что где находится? "

«Какой игрушки не стало?»

 «Назови часть целого»

Дом - … (крыша, окно, дверь, крыльцо…);

  Машина - … (колеса, фары, руль…);

 Велосипед …(руль, два колеса, рама,

Словесная игра «Как зовут твою маму»

 «Помоги бабушке смотать клубочки»,

 «Поможем маме перебрать крупу», «Поможем нашим мамам убраться дома»

Конструирование

 «Мебель для маминой комнаты».

Игровое упражнение

«Найди игрушку»

«Найди рисунки, относящиеся к весне»

«Мамин день»

Чей сегодня день рожденья?

Для кого пекут пирог?

Для кого расцвёл весенний,

Первый мартовский цветок?

Для кого? Для кого?

Догадайтесь сами!

И пирог, и цветок

Мы подарим маме.

Апрель

Закрепление пройденного материала  по  теме:        «Встречаем птиц»

Обогащение представлений о весне (солнце светит ярко, бывают дожди, грозы; земля и вода прогреваются солнцем, становятся тёплыми; тает снег, сосульки; появляются почки на деревьях, кустах, вырастают и зацветают растения, дети легко одеты), о птицах весной (прилетают птицы, начинают вить гнёзда и выводить птенцов).

Воспитание бережного отношения к птицам (рассматривать, не нанося им вред, кормить только с разрешения взрослых, не пугать, не разорять гнёзда).

Закрепление пройденного материала  по  теме:        «Космос»

Развитие логического мышления,  воображения.

Развитие пространственных отношений, учить находить закономерности в ряду и продолжать его.

Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными.

Учить создавать знакомые образы из готовых геометрических форм. Учить анализировать объект, видеть основные части и детали.

Учить построению конструкции по образцу, характеристик объектов, их протяжённости, установления месторасположения частей и деталей.

Продолжать знакомить с правилами поведения в природе.

Развитие общей моторики

Развитие мелкой моторики

Дидактические  игры:

«Такие похожие разные птицы»

 «Нелепицы»,

«Узнай по описанию»,

«Чего не хватает?»,

«Что лишнее?»,

«Четвёртый лишний»

 «Кто где зимует»

 «Летает – не летает»,

«Раз, два, три, за мною повтори!», «Один - много»

«Разложи звезды на небе»

 «Собери ракету»,

«Продолжи ряд»

«Подбери признаки» -

 Космонавт – смелый, сильный, здоровый, умный, выносливый, бесстрашный и т.д.

 Звезда – маленькая, яркая, желтая, красивая…

 Солнце - …

Конструирование «Птица»

Конструирование из строительного материала «Скворечник»

Беседа «Расскажи, почему нельзя пугать птиц, разорять их гнёзда?»

«Ракета»

Мы построили ракету.

Как же трудно было это!

Мы трудились целый вечер,

Раздобыли где-то свечи,

И мотор от кофемолки,

И для флага шарф из шёлка.

Всё! Достроили! Ура!

Входит мама: «Спать пора!

Ночью дети подрастают,

Без ракет во сне летают»

Дети разводят руки в стороны,

Качают головой

Загибают пальцы

Поднимают руки вверх

Наклоняют голову, «руки под подушку»

Пальчиковая гимнастика

 «Космонавт»

В тёмном небе звёзды светят, (Пальцы сжимают и разжимают)

Космонавт летит в ракете. (Ладони сомкнуты над головой)

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля, (Соединяют пальцы)

Горы, реки и моря. (Руки разводят в стороны)

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной. (Ладони над головой «крышей»)

Май

Закрепление знаний по всем тематическим неделям. Диагностика.

Развитие мелкой моторики

Работа с эмоционально волевой сферой ребёнка

Игра на мышление «Что где находится?»

 Развить у ребенка умение различать положения верх и низ, внутри и снаружи, справа и слева, посередине.

«Су – джок», «Мешочки с крупами», «Игры – забавы», «Шнуровка», «Нанизывание колец», «Игры с прищепками», рисунки по клеткам.

Релаксационное упражнение "Бабочка».

 Представь себе теплый, летний день.  Лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

 Взрослый показывает ребенку картинку и задает соответствующий вопрос: «Покажи (назови) сначала того, кто находится внизу, затем того, кто вверху. Назови того, кто находится посередине, что лежит внутри, что снаружи; предмет, находящийся справа - слева». Ребенок должен показать (или назвать) предмет в нужном положении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии работы с детьми: психологические аспекты работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения

Одним из наиболее устойчивых мифов в России, унаследованных из прошлого, является убеждение в том, что дети - это практически единственный привилегированный "класс" в нашем обществе. Но вот что с ним ...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Почему логоритмика?  Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...

Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...