Консультация для родителей «Звук, слог, слово, предложение».
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Обучение детей грамоте в детском саду начинается с того, что детей знакомят сначала со звуками родного языка. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Звук, слог, слово, предложение».
Цель:
Уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.
Задачи:
- Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях.
- Научить родителей применять данные методы и приемы работы с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях.
- Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.
Раздаточный материал: предметные картинки, сигнальные карточки (для определения твёрдости-мягкости согласных звуков, гласных звуков), графические схемы.
Обучение детей грамоте в детском саду начинается с того, что детей знакомят сначала со звуками родного языка. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие); определение количества звуков в слове; определение места звука в слове.
Уважаемые родители, вспомните, чем звуки отличаются от букв?
Звук – мы слышим и произносим.
Буквы мы пишем и читаем.
А какие бывают звуки?
Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно пропеть и протянуть и во рту нет никакой преграды. Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки - звуки, которые нельзя пропеть и протянуть и во рту есть преграда в виде губ, зубов, нёба.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими.
Когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками).
На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки без колокольчика: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Чтобы определить твердость- мягкость обратите внимание на губы:
При произнесении мягкого согласного – губы слегка улыбаются, а при произнесении согласного звука мы «как будто сердимся».
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах, синим цветом, а мягкие – зелёным.
Давайте с Вами поиграем.
1.Игра «Светофор» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).
Я буду называть звук, а Вы поднимите соответствующий квадратик.
Я назову слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный.
2.Игра «Определи первый звук в слове?» по предметным картинкам (умение слышать звук в начале слова). Буду называть звуки, а Вы отбирать соответствующую картинку.
3.Игра «Звуковой поезд» (определять звук в начале и в конце слова).
4.Игра «Место звука в слове». По схеме укажите место звука в слове (вначале, в середине, в конце).
|
Звуковой анализ слов.
Самое сложное даётся детям – это звуковой анализ слова.
Что это такое, я попытаюсь сейчас вам объяснить.
Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный, согласный, твердый, мягкий)
Звуковая схема слова – это последовательность квадратов - символов, выложенных в том порядке в том порядке, что и звуки в слове.
Звуковой анализ слова выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие 1-го периода обучения в подготовительной логопедической группе с детьми с ОНР III уровня "Поле чудес" Звук, слог, слово, предложение/.
Это занятие подводит итог знаний в разделе "Обучение грамоте" , полученных детьми с нарушениями речи в 1-м периоде обучения. Содержание занятия показывает умение детей различать между собой глас...

НОД по подготовке к обучению грамоте "Звук, слог, слово, предложение"
КонспектНОД по подготовки к обучению грамоте (подготовительная группа) «Звук, буква, слог, слово, предложение»...

Занятие-досуг "Умницы и умники". Тема :"Звук-слог-слово-предложение"
Цель: активизация словаря, развитие связанной речи, формирование звуко-буквенного анализа и синтеза, совершенствование навыка письма и чтения....

«Задания старого пирата. Звук, слог, слово, предложение».
Конспект. Развитие речи. Подготовительная группа....

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшейй группе: «Звук, слог, слово, предложение»
Закрепить умение определять место звука в слове;делить слова на слоги:закрепить умение составлять предложения с заданным словом;Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового...

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группы Тема «Звук, слог, слово, предложение»
В конспекте указаны задания на закрепление знаний о звуке, слоге, слове, предложении....

Мастер-класс для родителей «Звук, слог, слово, предложение».
Цель: Уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте. Задачи: Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях.Научить родителей применять да...
