Консультация для родителей «Звук, слог, слово, предложение».
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Новикова Елена Владимировна

Обучение детей грамоте в детском саду начинается с того, что детей знакомят сначала со звуками родного языка. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novikova_e.v.konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

      Консультация для родителей «Звук, слог, слово, предложение».

Цель:

 Уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте. 

Задачи: 

  1.  Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях.
  2. Научить родителей применять данные методы и приемы работы с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях.
  3. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком. 

Раздаточный материал: предметные картинки, сигнальные карточки (для определения твёрдости-мягкости согласных звуков, гласных звуков), графические схемы.

Обучение детей грамоте в детском саду начинается с того, что детей знакомят сначала со звуками родного языка. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие); определение количества звуков в слове; определение места звука в слове.

Уважаемые родители, вспомните, чем звуки отличаются от букв?

Звук – мы слышим и произносим.

Буквы мы пишем и читаем.

А какие бывают звуки?

Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно пропеть и протянуть и во рту нет никакой преграды. Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки - звуки, которые нельзя пропеть и протянуть и во рту есть преграда в виде губ, зубов, нёба.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими.

Когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками).

На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки без колокольчика: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Чтобы определить твердость- мягкость обратите внимание на губы:

При произнесении мягкого согласного – губы слегка улыбаются, а при произнесении согласного звука мы «как будто сердимся».

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах, синим цветом, а мягкие – зелёным.

Давайте с Вами поиграем.

1.Игра «Светофор» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Я буду называть звук, а Вы поднимите соответствующий квадратик.

Я назову слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный.

2.Игра «Определи первый звук в слове?» по предметным картинкам (умение слышать звук в начале слова). Буду называть звуки, а Вы отбирать соответствующую картинку.

3.Игра «Звуковой поезд» (определять звук в начале и в конце слова).

4.Игра «Место звука в слове». По схеме укажите место звука в слове (вначале, в середине, в конце).

 

Звуковой анализ слов.

Самое сложное даётся детям – это звуковой анализ слова.

Что это такое, я попытаюсь сейчас вам объяснить.

Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный, согласный, твердый, мягкий)

Звуковая схема слова – это последовательность квадратов - символов, выложенных в том порядке в том порядке, что и звуки в слове.

Звуковой анализ слова выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие 1-го периода обучения в подготовительной логопедической группе с детьми с ОНР III уровня "Поле чудес" Звук, слог, слово, предложение/.

Это занятие подводит итог знаний в разделе "Обучение грамоте" , полученных детьми с нарушениями речи в 1-м периоде обучения. Содержание занятия показывает  умение детей различать между собой глас...

НОД по подготовке к обучению грамоте "Звук, слог, слово, предложение"

КонспектНОД   по подготовки  к обучению грамоте (подготовительная группа)   «Звук, буква, слог, слово, предложение»...

Занятие-досуг "Умницы и умники". Тема :"Звук-слог-слово-предложение"

Цель: активизация словаря, развитие связанной речи, формирование звуко-буквенного анализа и синтеза, совершенствование навыка письма и чтения....

«Задания старого пирата. Звук, слог, слово, предложение».

Конспект. Развитие речи. Подготовительная группа....

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшейй группе: «Звук, слог, слово, предложение»

Закрепить умение определять место звука в слове;делить слова на слоги:закрепить умение составлять предложения с заданным словом;Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового...

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группы Тема «Звук, слог, слово, предложение»

В конспекте  указаны задания на закрепление знаний о звуке, слоге, слове, предложении....

Мастер-класс для родителей «Звук, слог, слово, предложение».

Цель: Уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте. Задачи: Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях.Научить родителей применять да...