«Использование современных ИКТ в работе логопеда»
статья по логопедии

Соловьева Вероника Станиславовна

В логопедической практике, активно используются нетрадиционные методики, применение которых предотвращает преждевременное утомление ребенка, поддерживает в нем познавательную активность, а также повышает общую эффективность работы учителя-логопеда. Одной из таких методик является использование ИКТ – это современные информационно-коммуникационные технологии, которые активно используются в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

на тему: «Использование современных ИКТ в работе логопеда»

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Внедрение информационных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному. Это является, в свою очередь, огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, средством оптимизации процесса коррекции речи. Однако, компьютер – не самоценен, он не заменит специалиста, — это только вспомогательный обучающий материал. Положительный результат от использования ИКТ может быть только во взаимодействии ребёнка, педагога и компьютера.

Преимущества информационно-коммуникационных технологий.

  1. Предлагаемая информация в наглядной и привлекательной форме.
  2. Повышается мотивация и интерес детей к занятиям.
  3. Процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным.
  4. Значительно сокращается время на формирование навыков и функций.

Образовательные возможности ИКТ для педагога

  1. Использование игровой формы обучения – уход от рутинной работы.
  2. Сочетание системного и деятельностного подходов к коррекции.
  3. Дифференцированный подход (подбор материала разной степени сложности, легко изменить степень трудности и характер задания).
  4. Объективность – проблемы становятся «визуальными» для самого ребёнка, родителей и педагога, наглядная фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных.
  5. Индивидуальный и образовательный маршрут – видно, как трансформировать выявленные проблемы и задачи работы.
  6. Эффективная и гибкая система поощрения (компьютерные герои, звуковые и визуальные эффекты).
  7. Сотрудничество педагога и ребёнка в интересной деятельности.

Образовательные плюсы в использовании ИКТ

  1. Сокращается время работы с бумажными носителями.
  2. Меньше сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к занятиям.
  3. Возможность создания базы данных и медиатеки (отчётная документация, методическая литература и дидактические пособия в электронном варианте. Компьютерные программы для коррекции речи. Мультимедийные презентации. Файлы с логопедическими распевками и чистоговорками, с записью речи детей в начале и в конце занятий, аудиоазбука, фото – и видеоматериалы).
  4. Возможность дистанционного участия в интернет-конференциях, форумах и обучения на курсах повышения квалификации.
  5. Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности. Визуализация акустических характеристик звуков.
  6. Расширение спектра невербальных заданий.

Использование ИКТ в занятиях учителя-логопеда осуществляется на основе следующих принципов:

  1. Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
  2. Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

- звукопроизношение (артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв);

- просодические компоненты речи;

- обучение грамоте (фонематический анализ и синтез, фонематические представления);

- лексико-грамматические средства языка (словообразование, словоизменение);

- речевое дыхание;

- общая и мелкая моторика;

- формирование зрительно-пространственных отношений;

- связная речь (составление или пересказ текста с опорой на серию сюжетных картинок).

  1. Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
  2. Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
  3. Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
  4. Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей детей.
  5. Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
  6. Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
  7. Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.
  8. Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.

Требования, предъявляемые к компьютерным развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:

- программа должна иметь указание на возраст ребенка;

- программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением;

- объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными детям;

- программа должна быть на русском языке;

- текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором;

- задания - интересные, понятные ребёнку, простые для выполнения;

- периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут;

- желательно, чтобы ребенок работал с клавиатурой, так как справиться с мышкой ему еще сложно;

- программа должна развивать детей, давать им знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме;

- чередование разных компьютерных игр.

Любое логопедическое занятие начинается с организационного момента. Тут могут быть использованы загадки, и ребусы, и анаграммы. В основной части логопедического занятия могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей занятия) материалы ИКТ. Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы, анаграммы и многое другое.

Физкультминутку для обучающихся тоже может провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

Заключительная часть занятия может в текстовом файле содержать проблемные вопросы по теме занятия (для подведения итогов) или стать поощрением за хорошую работу (любимые компьютерные игры детей).

При организации совместной организованной деятельности (занятиях по обучению грамоте) ИКТ могут быть использованы в начале занятия для обозначения темы, создания проблемной ситуации. Презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты могут сопровождать объяснение учебного материала. ИКТ могут выступать как информационно-обучающее пособие, могут использоваться для контроля усвоения материала детьми.

В нашем образовательном учреждении кабинет логопеда оснащен профессиональным интерактивным логопедическим столом «AVKompleks Logo 25» с двумя флешками Мерсибо: «Звукареку» и «Лого ассорти», доской и проектором.  Наиболее широкое применение в моей практике нашла компьютерная программа Power Point, которая позволяет создать презентации к консультациям, педагогическим советам, семинарам-практикумам, подгрупповым и индивидуальным занятиям с воспитанниками. Компьютерные технологии позволяют нам самим создавать и использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого ребенка. Проведение на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решить педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях — игровой деятельности. 

Интернет-сайты с логопедическими онлайн-играми:

  • www.logozavr.ru
  • www.solnet.ee
  • www.detiseti.ru
  • www.teremoc.ru
  • www.lohmatik.ru
  • www.nachalka.com
  • http://mersibo.ru

Практика показывает, что использование ИКТ в работе учителя-логопеда дает возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить свои знания и умения, активизировать динамику развития навыков правильной речи у детей и всего коррекционно-образовательного процесса в целом. Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса (воспитанники, родители, педагоги).

Литература

  1. Ананьева З.А., Куницкая И.А. Применение информационно-коммуникативных технологий по коррекции речевых недостатков, обучающихся с ТНР на логопедических занятиях//Логопед в детском саду. - 2018, № 2 (83), с. 77-81.
  2. Гребнева О.Л., Джафарова О.А., Лазарева О.Ю., Сарайкина Н.В. Коррекция нарушений речи с использованием биоуправления//Школьные технологии. - 2011, №3, с.139-141.
  3. Добрынина Ю.А., Виноградова Л.В. Применение полифакторной коррекции дизартрии у дошкольников на основе использования традиционных и нетрадиционных средств АФК//Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012, Т.83, №1, с.63-67.
  4. Куликовская Н.Э. Условия построения компьютерных логопедических игр//Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010, №9, с.96- 103.
  5. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста/Л.Р. Лизунова. – Пермь: ПКИПКРО, 2007. – 60 с.
  6. Мамаева Ю. Современная коррекционная предметно-развивающая среда//Дошкольное воспитание. - 2010, №4, с.78-80.
  7. Селиванова С.А. Информационно-компьютерные технологии в логопедической работе//Детский сад: теория и практика. -2011, №6, с.38-41
  8. Феклистова И.В. Использование компьютерных технологий в логопедической работе/И.В. Феклистова//Коррекционная педагогика. - 2011, №1 (43).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий в работе учителя – логопеда

Актуальность данного материаласостоит в том, что современная система образования детей предполагает высоко сформированный уровень развития фонематического слуха к моменту поступления ребенка в первый ...

Выступление на педсовете. Тема: «Использование современных ИКТ в работе логопеда» (из опыта работы)

Современная действительность добавила нам ещё одно средство для успешной работы – это информационно- коммуникационные технологии.    Информационные технологии в последнее время ст...

Презентация "Использование современных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ"

Цель: создание комфортных, благоприятных условий для развития речи дошкольников в самостоятельной и совместной деятельности....

« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей

laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...

«Разнообразие форм взаимодействия участников образовательных отношений с использованием современных педагогических технологий в группах для детей со сложными дефектами» (опыт использования современных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ)

Современные тенденции в системе образования определяют необходимость педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в интегрированном образовательном пространстве. В посл...

Семинар-практикум для педагогов «Использование современных технологий в работе логопеда для развития речи детей»

Развитие речи - одна из актуальных проблем дошкольного воспитания. Ведь по тому, как строит ребёнок своё высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об...

"Использование современных технологий в работе логопеда"

quot;Использование современных технологий в работе логопеда"...