Итоговое мероприятие с применением инновационной технологии "Путешествие в прошлое"(элементов литотерапии).
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Итоговое мероприятие для детей подготовительного возраста с применением инновационной технологии "Путешествие в прошлое"(элементов литотерапии).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговое занятие в подготовительной группе
компенсирующей направленности для детей с ТНР
к дню славянской письменности
с применением инновационной технологии
( элементов литотерапии)
« Путешествие в прошлое»
Тема: « Путешествие в прошлое»
Форма проведения: фронтальная, игра - путешествие.
Организатор: учитель-логопед.
Участники: дети 6-7 лет.
Особенности группы: группа компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Место проведения: музыкальный зал.
Предварительная работа: чтение воспитателями русских сказок, пословиц и поговорок, рассказов о школе, отгадывание загадок по теме «Школа», составление презентации «Путешествие в прошлое », разучивание песен Г.Струве «У моей России», Фрид «Песенка о буквах», мелодия «Паровозик», изготовление детьми букв своими руками в разной технике с родителями, оформление выставки «Весёлый алфавит». расписные камешки.
Подготовка музыкального сопровождения: русские народные мелодии, фонограммы песен.
Оборудование: столы, стулья, салфетки, ёмкости с водой и кисти для рисования № 1, акварельные краски, морские камешки.
Оформление музыкального зала: буквы из страниц славянской азбуки, выставка «Весёлый алфавит»,
ТСО: мультимедиа, аудиомагнитофон.
Цель: применение инновационных технологий в коррекции речедвигательной сферы ( литотерапия)
Коррекционно-образовательные задачи:
- расширять кругозор знаний о истории России, развитии славянской письменности.
- способствовать поддержанию традиции семейного чтения;
- формировать лексико-грамматический строй речи;
- обогащать словарный запас;
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать познавательную активность;
- развивать познавательный интерес к чтению;
- развивать воображение и фантазию;
- развивать зрительное, слуховое восприятие и внимание;
-развивать координацию движений, подвижность и ловкость рук.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- побуждение детей к эмоциональной отзывчивости на состояние сверстников;
- воспитывать у детей готовность к взаимодействию;
Ход занятия
Под музыку дети входят в зал и присаживаются на стульях.
Учитель-логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны. Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия!
Исполнение песни «У моей России»
Учитель-логопед: Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки. Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь. А это значит, что славяне – славный народ. Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник, посвященный братьям, создавшим славянскую письменность – Кириллу и Мефодию. Братья Мефодий и Кирилл были православными монахами. Проживая в греческом монастыре, они создали новую азбуку для славянских народов: «кириллицу» или «глаголицу».
Вы готовы отправиться в небольшое путешествие на паровозе в прошлое, чтобы узнать, как развивалась письменность? Тогда поехали!
(Дети садятся в «поезд», едут на станцию. Звучит мелодия «Паровозик»)
1 станция «Историческая».
Учитель-логопед: В древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать. Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.
Надписи делали на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было сложно и понять эти знаки можно было по-разному. Но шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так и зародилась письменность.
Нам пора отправляться на следующую станцию. Поехали!
Дети садятся в поезд и под музыку едут дальше. Звучит мелодия «Паровозик»
2 станция «Славянская»
Учитель-логопед: Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамотой наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь братья мудрые Кирилл с Мефодием. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло очень давно.
Посмотрите— это страницы славянской азбуки. Названия букв должны были напоминать людям о словах, которые забывать нельзя: «земля», «жизнь», «добро» и т. д.
Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя.
А как вы думаете, много ли книг было в ту пору? Почему? (Ответы детей).
В ту пору книги писали от руки писцы, монахи. Одну книгу писали несколько лет. Многим хотелось почитать книги, но их было очень мало, поэтому люди стали думать. Как же быть?
Давным-давно в одном русском селе жил мальчик Ваня Федоров. Его отец переписывал книги, был писцом. Ваня видел, как это трудно. Захотелось ему сделать печатную машину, чтобы можно было печатать много книг, чтобы люди из книг много мудрости узнали. Чтобы напечатать книгу, надо было сначала вырезать буквы. Заглавные буквы были красиво украшены.
Учитель-логопед показывает образцы букв.
Дети, а какие вы знаете пословицы и поговорки о книгах и грамоте?
Ум без книги, как птица без крыльев.
Что писано пером, не вырубишь топором.
Не красна птица пером, красна умом.
Хорошую книгу читать не в тягость.
Золото добывают из земли, а знания из книги.
Книга-маленькое окно в большой мир.
Грамота – второй язык.
Кто много читает, тот много знает.
Игра с родителями «Дополните пословицы и поговорки»:
- Чему быть…(того не миновать)
- С кем поведёшься… (от того и наберёшься)
- Слово не воробей… (вылетит – не поймаешь)
- На чужой каравай… (рта не разевай)
- Сколько волка не корми… (а он всё в лес смотрит)
- Не имей сто рублей… (а имей сто друзей)
- Кто к нам с мечом придёт… (от меча и погибнет)
Нам пора отправиться на следующую станцию. Вы готовы? Тогда поехали!
Дети садятся в поезд и едут дальше. Звучит мелодия «Паровозик»
3 станция « Игровая»
Учитель-логопед: Славяне много трудились, но любили, и веселиться, любили петь песни и водить хороводы. Поиграем сейчас в интересную игру « Букет».
Игра «Букет»
Ребёнок в центре круга стоит с букетом цветов. Дети идут по кругу и проговаривают слова.
Ходим, ходим по лужку,
Собираем по цветку
Красный, синий, белый цвет,
Замечательный букет.
Кто же, кто же, кто готов,
Получить букет цветов?
Ребёнок в центре круга произносит слова и выбирает, кому подарит букет.
- И не ты, и не ты,
Вот кому мои цветы!
А вот народные загадки –
Не горькие, не сладкие.
Кто их разгадает,
Забот не узнает.
1) 33 сестрички сели на страничках.
Сели рядком, не молчат, нам загадки говорят.
Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ. (Буквы)
2)Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней. (Книга)
3)Первую книжку, где буквы ты изучаешь,
Как ты ее называешь? (Букварь)
Игра «На что похожа буква?»
Учитель-логопед:
Не писать и не читать
Люди б не умели,
Если б не было букв,
Не было б общенья.
Дети читают стихи и показывают буквы, изготовленные своими руками
Дети:
Буква А, буква А,
Алфавиту голова.
С это буквой на носу
Филин прячется в лесу.
На дворе такая жалость!-
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.
Этот домик – буква Д.
В домике – окошко.
Из трубы идёт дымок,
А в окошке кошка.
Алфавит продолжит наш буква Л - лесной шалаш.
На хоккее, на футболе-
Буква П – ворота в поле.
Молоток я раздобыла
Из дощечек букву сбила.
Сколько здесь дощечек? Три!
А какая буква? И!
Всем на свете буква Я
Доложить готова:
-А вы знаете, кто я?
Вы не знаете, кто я.
Я не только буква Я-
Буква, слог и слово!
Учитель-логопед:
Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим эти буквы!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит.
Песня «О буквах»
Буквы каждому нужны,
Буквы каждому важны,
Формируем из них слово,
А из слова будет речь!
Игра «Угадай-ка слово»
Какие слова здесь спрятаны в картинках?
Дети называют слова по первым звукам на картинках.
(Слон, обруч, носки – сон)
Скороговорки для родителей
Какие скороговорки здесь спрятаны в картинках?
Дети знают скороговорки и чётко их произносят.
Кто чётко поизносит скороговорку, получает из прошлого камешек.
Дети:
Шесть мышат в камышах шуршат.
Я ловил на лавочке мотыльков и бабочек.
Всё ловил, ловил, ловил.
Пожалел и отпустил.
Лебеди летели-летели и на воду сели.
Сели посидели и снова полетели.
У высокого куста Света видит аиста.
В вазе - не гвоздики, а в вазе - гвоздики.
У Сони и Сани в сетях сом с усами.
Жаба в луже сидела - на жука глядела.
Жук жужжал, жужжал, жужжал.
И на ужин к ней попал.
Самомассаж с камешками
Наша ладонь как планета Земля Проводим линии камнем по ладони
Реки, озёра, моря, океаны. Проводим линии камнем по
пальцам
Высокие горы и скалы кругом, Камнем проводим линии по
каждому пальцу от внутренней
стороны к внешней стороне ладони
Но где-то глубоко под землёй Спиралевидные движения
Прячется камешек мой дорогой. Положить камень между ладонями и
сжать его.
Нам пора возвращаться в детский сад. Возьмите эти камешки из прошлого
и изобразите на них вашу любимую букву. Обратите внимание на готовые образцы.
Рисование на камешках букв
Посмотрите, какие красивые буквы у нас получились.
Выставка букв на камешках.
Нам пора отправиться обратно в детский сад. Поехали!
Дети садятся в поезд и едут дальше. Звучит мелодия «Паровозик»
4 Станция « Детский сад»
Учитель- логопед: Мы путешествовали из прошлого в настоящее и узнали, как сложно создавалась книга, над её созданием трудилось очень много людей, она наш верный друг, и многому нас учит, поэтому давайте будем беречь книгу.
Посмотрите, какая волшебная книга появилась у нас в детском саду.
Поощрение сладкими призами.
Учитель - логопед открывает книгу, в которой призы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового мероприятия недели «Знакомство с народной культурой и традициями» в средней группе, занятие по теме: «Путешествие в прошлое куклы»
ЦеееПривлекать внимание детей к народной игрушке – кукле. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. Закрепить умение выделя...

Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми («Логопедический игротренинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»)
Логопедический игротренинг...

Развитие мелкой моторики рук с элементами литотерапии, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Зачем нужно развивать мелкую моторику?У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что...

Развитие мелкой моторики рук с элементами литотерапии, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Зачем нужно развивать мелкую моторику?У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что...

Использование элементов литотерапии в коррекционной работе с детьми
В коррекционной педагогике получили широкое распространение нетрадиционные методы коррекционного воздействия: фито, арома, хромо и др. виды терапий.Применение данных методов коррекции нельзя рассматри...
«Использование элементов литотерапии и ароматерапии в логопедической работе с дошкольниками».
Современные технологии становятся эффективным средством коррекции речевых нарушений в составе комплексной логопедической работы. Новые методы и приемы помогают поддерживать интерес детей к ...

«Использование элементов литотерапии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ТНР»
В настоящее время в системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции, использующихся в логопедической работе, все больше места занимают специальные техники, относящиеся скорее к области психоло...
