Коррекционная работа при задержке речевого развития по методике Датешидзе Т.А
методическая разработка по логопедии
Коррекционная работа при задержке речевого развития (ЗРР) по методике Датешидзе Т.А ведется по десяти направлениям:
- Развитие импрессивной речи.
- Развитие экспрессивной речи.
- Развитие общей моторики.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие слухового восприятия.
- Пропедевтика элементарных математических представлений.
- Развитие зрительного восприятия.
- Формирование элементарных графических навыков.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Формирование просодических компонентов речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 890.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа при задержке речевого развития (ЗРР)
по методике Датешидзе Т.А
Воспитатель высшей категории: Стручкова Елена Викторовна.
Коррекционная работа при задержке речевого развития (ЗРР) по методике Датешидзе Т.А ведется по десяти направлениям:
- Развитие импрессивной речи.
- Развитие экспрессивной речи.
- Развитие общей моторики.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие слухового восприятия.
- Пропедевтика элементарных математических представлений.
- Развитие зрительного восприятия.
- Формирование элементарных графических навыков.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Формирование просодических компонентов речи.
- Развитие импрессивной речи
- «Ушки слушают, ручки делают»
Цель: повысить уровень понимания ребенком словесных инструкций взрослого. Наглядный материал: игрушки и предметы (мяч, кукла, машина, кубик, карандаш, бумага, коробка).
Устная инструкция: (Ребенку предлагается сделать то, что просит взрослый). Возьми мяч. Брось мяч на пол. Дай мне куклу. Принеси кубик. Давай рисовать. Возьми красный карандаш, бумагу. Нарисуй мяч. Положи карандаш в коробку. Подойди к столу и возьми машину. Принеси ее мне.
- «Покажи картинку маме»
Цель: учить ребенка различать слова, отличающихся одним звуком (состояние фонематического восприятия).
Наглядный материал: предметные картинки ( лак - рак).
Устная инструкция: ребенку предлагают рассмотреть две картинки и показать маме ту, которую называет взрослый.
- Развитие экспрессивной речи
- «Кто как говорит» (звукоподражание)
Устная инструкция: ребенку задают вопрос (при необходимости используются игрушечные животные или изображения животных):
- «Веселые картинки»
Наглядный материал: предметные картинки (существительные: бабушка, жук, ложка, стол, собака, рыба, мяч, машина, цветы, яблоко).
Устная инструкция: ребенку предлагают назвать десять предметных картинок.
- Развитие общей моторики
- «Ладушки, ладушки, ладушки!» Ритмичные хлопки.
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Деткам давала.
Диме - два, Протянуть Диме две руки.
Паше - два, Протянуть Паше две руки.
Ване - два, Протянуть Ване две руки.
Тане - два, Протянуть Тане две руки.
Всем дала!
- «С мамой будем мы играть»
С мамой будем мы играть, дети скачут на двух ногах
Будем прыгать и скакать. с продвижением вперед,
Кто сильнее? допрыгивают до мамы.
Кто ловчее?
Кто доскачет всех быстрее?
Мама с детками играет, Дети убегают от мамы.
Ребятишек догоняет.
- Развитие мелкой моторики
- «Сливы»
Кисти рук сжаты в кулак
Большой пальчик сливы трясёт
(разогнуть большой палец),
Второй их собирает
(разогнуть указательный палец),
Третий их домой несёт
(разогнуть средний палец),
Четвёртый высыпает
(разогнуть указательный палец),
Самый маленький – шалун
(разогнуть мизинец)
Всё, всё, всё съедает.
- «Жук»
Явеселый майский жук, Сжать кулачок.
Знаю все сады вокруг, Указательный палец и мизинец
Над лужайками кружу, раз вести в стороны («усы»).
А зовут меня Жу-жу. Шевелить «усами».
- Развитие слухового восприятия
- «Угадай что звучит»
взрослый издает звуки на детских музыкальных инструментах (дудочка, колокольчик, барабан, погремушка), а ребенок угадывает, какой инструмент сейчас звучал.
- «Громко тихо»
. .
Необходимый инвентарь: погремушка и две игрушечные зверюшки (большая и маленькая: мишка и зайчик, бегемот и птичка).
Словесная инструкция: Когда погремушка играет громко, танцует большая игрушка (мишка, бегемот), а когда тихо — маленькая (зайчик, птичка). Сначала только взрослый звенит погремушкой, играет игрушками и поясняет свои действия, но постепенно он подключает к игре малыша.
С детками постарше игру усложняем. Например, под громкие звуки маршируем, под тихие — ходим на носочках.
- Пропедевтика элементарных математических представлений
- «Матрёшка»
Игра развивает мелкую моторику, навыки сравнения предметов по величине.
Необходимый инвентарь: набор матрешек.
Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Откройте вместе с ребенком и достаньте матрешку меньшего размера. Поставьте их рядом и сравните.
Пусть ребенок вкладывает маленькую матрешку в большую и достает ее.
Постепенно покажите ему всех матрешек.
- «Сортировка»
Игра способствует развитию навыков классифицирования
Необходимый инвентарь: 3 круга и 3 квадрата,3 треугольника вырезанных из картона или взятых из кубиков Дьенеша.
Перемешайте фигуры. Попросите ребенка помочь вам отобрать только круги.
После этого раскрасьте круги одним цветом, а для раскрашивания квадратов используйте другой цвет.
- Развитие зрительного восприятия
- Развивать остроту зрения (например, «найти, где спрятался мишка» - по торчащим ушкам).
- Найди отличия
- Формирование элементарных графических навыков
1. «Нарисуй дорожку» Взрослый кладет перед ребенком лист бумаги:
- Бумага.
Кладет фломастер:
- Фломастер.
Взрослый:
- Возьмем фломастер (помогает ребенку взять фломастер). Нарисуем дорожку {помогает ребенку провести линию слева направо). Дорожка.
Ножки по дорожке «топ-топ-топ» {передвигает пальчики ребенка по изображению). Пришли домой.
- «Чей хвостик»
Это чей хвостик? Проведи линию.
- Развитие артикуляционной моторики
- Формирование просодических компонентов речи
- Упражнение «Аукание».
Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау - ау!».
Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.
- Упражнение «Вьюга».
- Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер.
- По сигналу «Вьюга начинается» ребенок тихо произносит: «У—у—у».
- По сигналу «Сильная вьюга» - говорит громко «У-у-у».
- По сигналу «Вьюга кончается» произносит тише и смолкает
- По сигналу «Вьюга кончилась».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических игр в коррекционной работе для развития речевых способностей дошкольников
Одной из самых результативных форм работы с детьми дошкольного возраста являются специальные дидактические и развивающие игры. Дидактические игры – одно из основных средств развития познавательных про...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
В статье представлен опыт работы учителя- логопеда по формированию воздушной струи у детей. Описаны упражнения и авторские пособия, используемые в коррекционной работе....

Специальная образовательная программа коррекционной работы логопеда Устранение речевых нарушений у детей 6 лет в условиях логопедического пункта
Специальная образовательная программа коррекционной работы логопедаУстранение речевых нарушений у детей 6 летв условиях логопедического пунктаПериод освоения 2018-2019 учебный годРазработала учи...

Консультация для воспитателей: «Взаимодействие с семьей – важное условие коррекционной работы по исправлению речевых нарушений»
Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей. Вся работа ДОУ должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных ...

Презентация на тему: «Взаимодействие с семьей – важное условие коррекционной работы по исправлению речевых нарушений".
Презентция на тему: "Взаимодействие с семьей - важное условие коррекционной работы по исправлению речевых нарушений"...
«Значение логоритмики в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений у детей»
Важным звеном логопедической коррекции является логопедическая ритмика. Основная ее цель — преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, неречевых функ...
Коррекционная работа по повышению речевой активности через усвоение обобщенного способа формирования связного речевого высказывания у детей с ОНР.
Представлен перспективный план работы с детьми подготовительной группы с ОНР по развитию связной речи ....











