Коррекционная работа при задержке речевого развития по методике Датешидзе Т.А
методическая разработка по логопедии

Коррекционная работа при задержке речевого развития (ЗРР) по методике Датешидзе Т.А ведется по десяти направлениям:

 

  1. Развитие импрессивной речи.
  2. Развитие экспрессивной речи.
  3. Развитие общей моторики.
  4. Развитие мелкой моторики.
  5. Развитие слухового восприятия.
  6. Пропедевтика элементарных математических представлений.
  7. Развитие зрительного восприятия.
  8. Формирование элементарных графических навыков.
  9. Развитие артикуляционной моторики.
  10. Формирование просодических компонентов речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_pri_zrr_po_metodike_dateshidze_t.a.docx890.44 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа при задержке речевого развития (ЗРР)

 по методике Датешидзе Т.А

Воспитатель высшей категории: Стручкова Елена Викторовна.

Коррекционная работа при задержке речевого развития (ЗРР) по методике Датешидзе Т.А ведется по десяти направлениям:

  1. Развитие импрессивной речи.
  2. Развитие экспрессивной речи.
  3. Развитие общей моторики.
  4. Развитие мелкой моторики.
  5. Развитие слухового восприятия.
  6. Пропедевтика элементарных математических представлений.
  7. Развитие зрительного восприятия.
  8. Формирование элементарных графических навыков.
  9. Развитие артикуляционной моторики.
  10. Формирование просодических компонентов речи.

        

  1. Развитие импрессивной речи

  1. «Ушки слушают, ручки делают»

Цель: повысить уровень понимания ребенком словесных инструкций взрослого. Наглядный материал: игрушки и предметы (мяч, кукла, машина, кубик, карандаш, бумага, коробка).

Устная инструкция: (Ребенку предлагается сделать то, что просит взрослый). Возьми мяч. Брось мяч на пол. Дай мне куклу. Принеси кубик. Давай рисовать. Возьми красный карандаш, бумагу. Нарисуй мяч. Положи карандаш в коробку. Подойди к столу и возьми машину. Принеси ее мне.

  1. «Покажи картинку маме»

 Цель: учить ребенка различать слова, отличающихся одним звуком (состояние фонематического восприятия).

Наглядный материал: предметные картинки ( лак - рак).

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=361c1e4309f4dd5c4850a528fdcd228f0bcf23ec-6605560-images-thumbs&n=13

Устная инструкция: ребенку предлагают рассмотреть две картинки и показать маме ту, которую называет взрослый.

  1. Развитие экспрессивной речи

  1. «Кто как говорит» (звукоподражание)

Устная инструкция: ребенку задают вопрос (при необходимости используются игрушечные животные или изображения животных):

https://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/5b8b275c54594845d82f552c393aedd3.jpg/s/s1200x/a/27502/sc/113

  1.  «Веселые картинки» 

Наглядный материал: предметные картинки (существительные: бабушка, жук, ложка, стол, собака, рыба, мяч, машина, цветы, яблоко).

https://www.logopedcourse.ru/files/products/01_kartochki_slova_11.jpg

Устная инструкция: ребенку предлагают назвать десять предметных картинок.

  1. Развитие общей моторики

  1. «Ладушки, ладушки, ладушки!»        Ритмичные хлопки.

Пекла бабка оладушки,        

Маслом поливала,        

Деткам давала.        

Диме - два,        Протянуть Диме две руки.

Паше - два,        Протянуть Паше две руки.

Ване - два,        Протянуть Ване две руки.

Тане - два,        Протянуть Тане две руки.

Всем дала!        

  1. «С мамой будем мы играть»

С мамой будем мы играть,        дети скачут на двух ногах

Будем прыгать и скакать.        с продвижением вперед,

Кто сильнее?        допрыгивают до мамы.

Кто ловчее?        

Кто доскачет всех быстрее?        

Мама с детками играет,        Дети убегают от мамы.

Ребятишек догоняет.        

  1. Развитие мелкой моторики
  1. «Сливы»

Кисти рук сжаты в кулак

Большой пальчик сливы трясёт

(разогнуть большой палец),

Второй их собирает

(разогнуть указательный палец),

Третий их домой несёт

(разогнуть средний палец),

Четвёртый высыпает

(разогнуть указательный палец),

Самый маленький – шалун  

(разогнуть мизинец)

Всё, всё, всё съедает.

  1. «Жук»

Явеселый майский жук,        Сжать кулачок.

Знаю все сады вокруг,        Указательный палец и мизинец

Над лужайками кружу,        раз вести в стороны («усы»).

А зовут меня Жу-жу.        Шевелить «усами».

  1. Развитие слухового восприятия
  1. «Угадай что звучит»

Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-6-7-8 лет

взрослый издает звуки на детских музыкальных инструментах (дудочка, колокольчик, барабан, погремушка), а ребенок угадывает, какой инструмент сейчас звучал.

  1. «Громко тихо»

. . Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-6-7-8 лет

Необходимый инвентарь: погремушка и две игрушечные зверюшки (большая и маленькая: мишка и зайчик, бегемот и птичка).

 Словесная инструкция: Когда погремушка играет громко, танцует большая игрушка (мишка, бегемот), а когда тихо — маленькая (зайчик, птичка). Сначала только взрослый звенит погремушкой, играет игрушками и поясняет свои действия, но постепенно он подключает к игре малыша.

С детками постарше игру усложняем. Например, под громкие звуки маршируем, под тихие — ходим на носочках.

  1. Пропедевтика элементарных математических представлений

  1. «Матрёшка»

Игра развивает мелкую моторику, навыки сравнения предметов по величине.
Необходимый инвентарь: набор матрешек.
Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Откройте вместе с ребенком и достаньте матрешку меньшего размера. Поставьте их рядом и сравните.

 Пусть ребенок вкладывает маленькую матрешку в большую и достает ее.
Постепенно покажите ему всех матрешек. 

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=05b489411e389c312c7e8844f6472c8247f84bde-8254957-images-thumbs&n=13

  1. «Сортировка» 

Игра способствует развитию навыков классифицирования

Необходимый инвентарь: 3 круга и 3 квадрата,3 треугольника  вырезанных из картона или взятых из кубиков Дьенеша.

Перемешайте фигуры. Попросите ребенка помочь вам отобрать только круги.

После этого раскрасьте круги одним цветом, а для раскрашивания квадратов используйте другой цвет.

Занятие 2. Геометрические фигуры: квадрат, треугольник и круг.

  1. Развитие зрительного восприятия

  1. Развивать остроту зрения (например, «найти, где спрятался мишка» - по торчащим ушкам).

https://rykovodstvo.ru/pars_docs/refs/108/107076/107076_html_7a4d66df.png

  1. Найди отличия

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=9a7d8e85a5b16baca92153b3bb7c330e8ddb788c-8326073-images-thumbs&n=13

  1. Формирование элементарных графических навыков

1. «Нарисуй дорожку»    Взрослый кладет перед ребенком лист бумаги:

- Бумага.

Кладет фломастер:

- Фломастер.

Взрослый:

- Возьмем фломастер (помогает ребенку взять фломастер). Нарисуем дорожку {помогает ребенку провести линию слева направо). Дорожка.

Ножки по дорожке «топ-топ-топ» {передвигает пальчики ребенка по изображению). Пришли домой.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=49a095f4d0bbf37dae6aca8e20bb1ccff80d3b1a-8497350-images-thumbs&n=13

  1. «Чей хвостик»

https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/animaltails/hvostizhivotnih7.jpg

Это чей хвостик? Проведи линию.

  1. Развитие артикуляционной моторики

https://kidbooms.ru/wp-content/uploads/f/f/1/ff199171b978930bd87235d5350109e2.jpe

  1.  Формирование просодических компонентов речи

  1. Упражнение «Аукание».

Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау - ау!».

Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.

  1. Упражнение «Вьюга».
  • Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер.
  • По сигналу «Вьюга начинается» ребенок тихо произносит: «У—у—у».
  • По сигналу «Сильная вьюга» - говорит громко «У-у-у».
  • По сигналу «Вьюга кончается» произносит тише и смолкает
  • По сигналу «Вьюга кончилась».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в коррекционной работе для развития речевых способностей дошкольников

Одной из самых результативных форм работы с детьми дошкольного возраста являются специальные дидактические и развивающие игры. Дидактические игры – одно из основных средств развития познавательных про...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

В статье представлен опыт работы учителя- логопеда по формированию воздушной струи у детей. Описаны упражнения и авторские пособия, используемые в коррекционной работе....

Специальная образовательная программа коррекционной работы логопеда Устранение речевых нарушений у детей 6 лет в условиях логопедического пункта

Специальная образовательная программа коррекционной работы логопедаУстранение речевых нарушений у детей 6  летв условиях логопедического пунктаПериод освоения 2018-2019 учебный годРазработала учи...

Консультация для воспитателей: «Взаимодействие с семьей – важное условие коррекционной работы по исправлению речевых нарушений»

    Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей. Вся работа ДОУ должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных ...

Презентация на тему: «Взаимодействие с семьей – важное условие коррекционной работы по исправлению речевых нарушений".

Презентция на тему: "Взаимодействие с семьей - важное условие коррекционной работы по исправлению речевых нарушений"...

«Значение логоритмики в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений у детей»

Важным звеном логопедической коррекции является логопедическая ритмика. Основная ее цель — преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, неречевых функ...

Коррекционная работа по повышению речевой активности через усвоение обобщенного способа формирования связного речевого высказывания у детей с ОНР.

Представлен перспективный план работы с детьми подготовительной группы с ОНР по развитию связной речи ....