игра-липучка "Город безопасности"
материал по логопедии (старшая группа)
развитие грамматического строя речи детей старшей группы с ОНР посредством игры-липучки "Город безопасности".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие грамматического строя речи детей старшей группы с ТНР посредством игры-липучки «Город безопасности».
Речь ‒ чудесный дар природы ‒ не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.
В.А. Сухомлинский
Хорошая речь ‒ важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Дошкольный возраст ‒ это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической.
Грамматический строй речи ‒ это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя.
Морфологическая система ‒ это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система ‒ умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении. Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка со взрослыми, в совместной деятельности с ними. Вот почему так важно, нам педагогам дошкольного образования, уделять особое внимание данному направлению работы.
Таким образом, можно сказать, что формирование грамматического строя речи является актуальной проблемой в работе с детьми дошкольного возраста. Зная, что усвоить систему грамматических закономерностей дошкольникам очень сложно, они часто допускают ошибки, я стараюсь использовать чаще игровые методы, однако и это не всегда является залогом успеха. Дети все равно быстро утомляются и теряют интерес к одним и тем же играм, к наглядному материалу, сюжету, а значит и к развивающей задачи.
Учитывая данные факты, увидела необходимость в разработке игры, которая не только развивает грамматический строй речи, но и позволяет создать эмоционально-положительный настрой у детей, обеспечивать интерес.
Доказано, что уровень развития речи ребёнка напрямую зависит от степени сформированности движений пальцев рук, поэтому хотелось, чтобы игры способствовали не только становлению грамматическому строю речи дошкольников, а также стимулировать мелкую моторику одновременно. Вот почему я решила в процессе реализации задач по формированию грамматического строя речи дошкольников взять на вооружение именно игры-липучки.
Главной целью моего опыта работы ‒ развитие грамматического строя речи посредством игры-липучки «Город безопасности».
Перед собой я поставила следующие задачи:
1. Формировать правильные лексико-грамматических категории.
2. Развивать познавательный интерес детей.
3. Обогащать игровой опыт детей и способы их игрового взаимодействия.
4. Стимулировать мелкую моторику рук.
Начав работать с детьми среднего возраста, обратила внимание, что почти у всех детей был достаточно сформирован активный и пассивный словарь, однако, многие неправильно употребляли родовые, числовые, падежные окончания существительных, местоимений, прилагательных (зеленый улицы, красный скамейка, много деревов и т.д.). Также имелись затруднения в составлении предложений , не говоря уже о коротком рассказе (составленный о игрушке, картине, серии картин), допускали ошибки типа «можу» вместо могу. И хотя такие морфологические ошибки являются возрастной закономерностью, поняла, что необходимо усиленно работать в данном направлении. Поэтому данной работе стала уделять большое внимание. Знаю, что успешнее всего использовать игровой метод, поэтому в основном работа строилась на его применении. Работу с детьми по формированию грамматически правильной речи я проводила в основном через игры, отталкиваясь на следующие формы работы:
1. Словоизменение: категории числа: «Один — много»; категории рода: «Он, она, оно»; категории падежа: «У кого», Чего не стало», «Помочь кому», «Говорю о ком» и т.д.
2. Словообразование: образование уменьшительно-ласкательных форм существительных «Назови ласково»; образование прилагательных от существительных «Какая дорога?» и т.д.
3. Согласование: существительных с местоимениями «Чей, чья, чьи?»; существительных с прилагательными «Какое, какая, какой»; существительных с числительными «Сколько машин?» и т.д.
4. Формирование фразы: простые нераспространённые предложения «Расскажем о машине», распространённые предложения, «К какому зданию поедем?» и т.д.
Опыт работы с детьми показал, что однообразные игры быстро утомляют, надоедают детям, они ими быстро насыщаются. Учитывая важность проблемы, задумалась над идеей применения игрового метода в таком виде, который внес бы новизну в деятельность детей, сделал бы ее более увлекательной и интересной, при этом соответствовал бы специфике дошкольного возраста. Так и возникла идея использовать уже имеющиеся игры в другом формате, а именно сделать из них игру-липучку. С помощью липучек я «превратила» некоторые игры в более функциональные.
Преимущества игры на липучках в том, что дети подолгу с увлечением прилепляют и снова отлепляют яркие картинки; данный процесс приклеивания завораживает, а интерес в разы повышает результативность. Картонные картинки довольно прочные и приятные на ощупь. Игры на липучках носят не только развивающий характер, но еще удобны в использовании: детали, скрепленные липучкой, не разъезжаются и остаются «на месте» где расположил их ребенок, и это делает игру максимально продуктивной.
Так, используя данную игру-липучку «Город безопасности», убедилась, что благодаря не только наглядности, но и возможности действовать, она способствуют динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных грамматических категорий.
Описание игры –липучки «Город безопасности»
Пособие представляет собой игровой ковер «Город» к которому подобран набор предметных картинок по лексической теме, на ковре и картинках наклеены самоклеящиеся липучки. Ребёнок должен подобрать и правильно расположить предметную картинку по заданию педагога на поле и приклеить на липучку.
Для того, чтобы расширить функциональность игры, в группу был приобретён меньший по размеру ковёр с изображением города для работы за столами. Это очень удобно, я и ребёнок могут легко и быстро прикрепить к нему любую картинку, убрать или заменить; его можно использовать на любом занятии, является универсальным .
Игра-липучка «Город безопасности»
Сегодня, я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие в «Город безопасности». Добраться туда можно только на транспорте. На каком транспорте могу путешествовать люди? Мы поедем на автобусе. Кем тогда мы будем? Мы будем пассажирами. А кто управляет автобусом? Конечно же, водитель. Вот мы и добрались до «Города безопасности». Посмотрите, какие красивые улочки. Что можно сказать еще про улицы? Они какие? (зеленые, широкие, узкие, городские). По улицам города движется много легкового, пассажирского и грузового транспорта. Ходят пешеходы, и никто никому не мешает, потому что все соблюдают правила дорожного движения. Пока мы будем ехать , поиграем в игру «Знай-ка ПДД».
1)Полоса земли, предназначенная для передвижения транспорта? (дорога)
2)Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров? (автобус)
3)Дом для автомобиля? (гараж)
4)Человек, идущий по тротуару? (пешеход)
5)Часть дороги, по которой идут пешеходы? (тротуар)
6)Место на проезжей части, предназначенное для пешеходов? (Пешеходный переход)
7)Полосатая разметка перехода? (зебра)
8)Место пересечения дорог? (перекресток)
Молодцы! Едем дальше. Наш автобус подъехал к светофору, проехал перекресток и остановился на автобусной остановке. Давайте выйдем и прогуляемся по городу. Как правильно пассажиры должны выйти из автобуса? (Обойти транспортное средство сзади).
Перед нами городской парк. Словообразование - Игра: «Назови ласково». (горка-горочка, фонарь-фонарик, скамейка–скамеечка, качель-качелька, дерево-деревце, фонтан-фонтанчик и т.д.) . Игра «Где Маша?» на закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложно-падежных конструкций (спряталась под горку, за горку, села на скамейку, стоит у фонтана, между деревьев , около качели, выглядывает из-за дерева, из под горки).
Едем дальше! Следующая остановка «Зоопарк». Согласование – Игра: «Сосчитай до 5» (1слон, 2 слона ….5слонов, 1 лев, 2 льва …5львов), игра: «Какая? Какой?» (обезьяна – коричневая, маленькая, волосатая, глупая, умная, шустрая и т. д.)
Едем дальше! Автобус повернул на новую улицу под названием «Будь осторожен!» Согласование - «какая?» (Улица широкая, длинная, асфальтированная , опасная). На улице жаркая пагода и пассажиры захотели мороженого, водитель привез их к магазину, в котором продаются продукты (к какому?- к продуктовому магазину). Два парковочных места были уже заняты красным и синим легковыми автомобилями. Формирование фразы - Игра: «Расскажем о машине». Двигаемся дальше, после кругового движения проезжаем мимо городской больницы и останавливаемся перед пешеходным переходом, пропуская бабушку. (Которая вышла откуда? – из больницы, которая из больницы что делает? – выходит, подходит и переходит дорогу). Словообразование - Бабушка идет медленно, опираясь на свою клюшку. (Клюшка чья? – бабушкина, очки чьи? – бабушкины). Наступает вечер, все пассажиры утомились, нужен отдых, двигаемся в поиске гостиницы, а после небольшого отдыха мы с вами продолжим экскурсию по городу.
Анализируя свою деятельность по данной теме, пришла к выводу, что применение игры-липучки «Город безопасности» эффективно использовать для развития грамматического строя речи детей. Во время проведение игры у детей активизируется познавательный интерес, формируются правильные лексико-грамматические категории, обогащается игровой опыт и способы их игрового взаимодействия, пополняется словарный запас, а педагогический процесс проходит эмоциональнее и интереснее.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...

Пожарная безопасность "Юные пожарные спешат на помощь", "Сказка по пожарной безопасности", "Развлечение по пожарной безопасности", "Как дети научили Мишика правилам пожарной безопасности".
Развлечения и сказка по пожарной безопасности с использованием игр в.Воскобовича....

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа
laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...

Конспекты занятий и развлечений по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту, общая безопасность)
Представляю конспекты занятий и развлечений по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников (безопасности на дорогах, пожарной безопасности, безопасности в быту, общей безопасности)...

Расскажите детям о пожарной безопасности с помощью электронных интерактивных пособий («Детям о пожарной безопасности», «Викторина для детей по пожарной безопасности» и «Правила пожарной безопасности»)
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для...
