Конспект игровой образовательной ситуации по формированию грамматического строя речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС "Приметы весны"
план-конспект занятия по логопедии

Горюнова Галина Дмитриевна

Конспект

игровой образовательной ситуации по формированию грамматического строя речи  у детей группы компенсирующей направленности с РАС

Тема: «Приметы весны»

Цель: формирование грамматического строя речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС 

Задачи:

- формировать у детей лексико-грамматический строй речи;

- формировать навык  правильного согласования слов – глаголов и имен существительных; 

          - развивать звукоподражание;

          - формировать мелкую моторику;

 - расширять и  актуализировать словарь по теме;

- уточнить представления о приметах весны ;

- развивать фонематический слух;

- воспитывать внимание к обращенной речи;

- устанавливать сотрудничество через жетонный метод;

- обеспечивать состояние эмоционального комфорта обучающегося посредством системы поощрения.

Способы: беседа, вопросы к детям;  объяснение; показ образца; словесное обозначение; действия по подражанию; проведение игр: на развитие фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, звукоподражания, визуальное подкрепление, система альтернативной коммуникации (карточки PEGS), рефлексия (карточка с символом «Молодец»); поощрение.

Средства: пособие «Сначала – потом», карточки с символами  «Занятия», «Играть», «Молодец»;  жетоны; поощрения (наиболее предпочитаемые ребенком вещи и действия-картинки); дидактическое пособие «Весна».

Пропедевтическая работа: рассматривание картинок с изображением примет весны, наблюдение за природными явлениями на прогулке, проговаривание примет весны, дидактические игры на формирование лексико-грамматического строя речи.

Индивидуальная работа: Ребенок 1 (невербальный) – развивать умение произносить отдельные звукоподражания, Ребенок 2 (вербальный) – формировать умения отвечать на поставленные вопросы.

Методическое обеспечение: 

Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» М. Владос -2018, С 220-245

Танцюра С.Ю., Кайдан И. Н. «Формирование речи у детей с аутизмом: рекомендации для специалистов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 64 с. (Библитека Логопеда).

«Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра: Пособие для логопедов и родителей / В.С. Сандрикова; Под науч. Ред. О.В. Елецкой.- М.: Редкая птица, 2020. – 80с. – ( Серия «Начинаем говорить»), с. 8-69

 

Ход ООД:

Слова и действия учителя-дефектолога

Слова и действия ребенка

У-Л: «Садись на стул, за стол!».

 

У-Л: «Как тебя зовут?», «Я – Галя».

 

 

 

 

 

 

У-Л: «Что ты хочешь? Выбирай». (Предлагаю ребенку выбрать поощрение картинки с изображениями желаемых ребенком предметов и действий).

У-Л: «Будем собирать жетоны! Соберешь все, получишь то, что хочешь!» (Выкладываю планшет для крепления жетонов).

 

Логопед достает методическое пособие «Весна» с прикрепляющимися на липучках картинками.

 

 

У-Л:  Повторяй за мной:

 

А – а - а     -     к нам пришла весна

У – у - у      -     я на улицу хочу!

О – о - о      -    как весною хорошо

Цы – цы - цы    -    прилетели к нам скворцы

Ы – ы - ы      -     зацветают все сады

На - на – на   -      травка первая видна

Да - да - да      -    в ручейке журчит вода

Га - га – га    -      тают белые снега

 

У-Л: Догадался о каком времени года мы сегодня будем говорить? О весне

 

 

Педагог выкладывает отрывные картинки на стол перед ребенком.

 

У-Л: «Посмотри, что это? Это солнце. Это подснежники. Это тучи. Это капель. Это ручей. Это птицы. Теперь покажи ты.»

 

 

 

 

У-Л: «Давай будем прикреплять карточки:

Солнце что делает?... (греет, светит)

Снег что делает? …(тает)

Ручей что делает?... (журчит,бежит)

Почки что делают?... (набухают)

Капель что делает?... (капает)

Греет что?… (солнце)

Тает что?… (снег)

Журчит что?… (ручей)

Набухают что?…(почки)

Капает что?…(капель)»

Педагог предлагает прикреплять карточки на игровое поле.

 

 

У-Л: Сейчас мы с тобой поиграем в игру. Повторяй  за мной

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик

движения по лбу от середины к вискам

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи

плавные зигзагообразные движения по лбу.

Лучик нежно согревает

Щёчки, щёчки, щёчки

потирают щёчки

Солнышко на носик ставит

Точки, точки, точки

постукивают пальцем

Золотят веснушки деток

Очень нравится им это.

легкие постукивания пальчиками по щёчкам и подбородку

 

У-Л: Давай подумаем, без чего не может быть весны?

Весна не может быть без … (яркого солнца).

Весна не может быть без …(луж).

Весна не может быть без… (ручейков).

Весна не может быть без… (птиц).

Весна не может быть без…(проталин).

Весна не может быть без…(капели).

Весна не может быть без…(подснежников).

 

 

 

У-Л: «Ты сегодня отлично занимался, старался! Все жетоны собрал. Ты, молодец!» (Отдаю карточку с символом «Молодец».

 «Держи  свой приз!»

(Я отдаю выбранное ребенком поощрение и прощаюсь с ребенком (ритуал прощания)).

«Пока!». ( Машу рукой).

Ребенок садится за стол.

 

Ребенок  прикладывает руку к груди,  называет  свое имя (ребенок 2) или с помощью педагога, пользуясь жестовой или физической подсказками со звуковым сопровождением логопеда (ребенок 1).

Ребенок выбирает карточку с изображением желаемого.

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок   внимательно рассматривает пособие.

 

 

 

Ребенок  сопряженно с логопедом повторяет гласные (ребенок 1), повторяет каждую строчку (ребенок 2). Получает жетон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок отвечает на вопросы логопеда. Если возникают затруднения – слушает подсказки педагога. (ребенок 2).

Указательным жестом с помощью педагога показывает на картинки. (ребенок 1).

Получает еще один жетон.

 

 

 

Ребенок отвечает на вопросы, берет и прикрепляет карточки на планшет. В случае затруднения сопряженно повторяет за логопедом (ребенок 2) или внимательно слушает логопеда и указательным жестом показывает на нужные карточки(ребенок 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок отраженно выполняет движения за педагогом (ребенок 2) либо логопед делает все движения на ребенке сам под звуковое сопровождение (ребенок 1). За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок отвечает на вопросы логопеда, если затрудняется, педагог оказывает помощь (ребенок 2) либо указательным жестом последовательно за педагогом показывает нужные карточки (ребенок 1).

За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету.

 

 

 

Ребенок  прикрепляет карточку к планшету и получает выбранное поощрение за собранные жетоны.

Машет рукой «пока».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_grammatika.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

игровой образовательной ситуации

по формированию грамматического строя речи  у детей группы компенсирующей направленности с РАС

Тема: «Приметы весны»

Цель: формирование грамматического строя речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС  

Задачи:

- формировать у детей лексико-грамматический строй речи;

- формировать навык  правильного согласования слов – глаголов и имен существительных;  

          - развивать звукоподражание;

          - формировать мелкую моторику;

 - расширять и  актуализировать словарь по теме;

- уточнить представления о приметах весны ;

- развивать фонематический слух;

- воспитывать внимание к обращенной речи;

- устанавливать сотрудничество через жетонный метод;

- обеспечивать состояние эмоционального комфорта обучающегося посредством системы поощрения.

Способы: беседа, вопросы к детям;  объяснение; показ образца; словесное обозначение; действия по подражанию; проведение игр: на развитие фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, звукоподражания, визуальное подкрепление, система альтернативной коммуникации (карточки PEGS), рефлексия (карточка с символом «Молодец»); поощрение.

Средства: пособие «Сначала – потом», карточки с символами  «Занятия», «Играть», «Молодец»;  жетоны; поощрения (наиболее предпочитаемые ребенком вещи и действия-картинки); дидактическое пособие «Весна».

Пропедевтическая работа: рассматривание картинок с изображением примет весны, наблюдение за природными явлениями на прогулке, проговаривание примет весны, дидактические игры на формирование лексико-грамматического строя речи.

Индивидуальная работа: Ребенок 1 (невербальный) – развивать умение произносить отдельные звукоподражания, Ребенок 2 (вербальный) – формировать умения отвечать на поставленные вопросы.

Методическое обеспечение: 

Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» М. Владос -2018, С 220-245

Танцюра С.Ю., Кайдан И. Н. «Формирование речи у детей с аутизмом: рекомендации для специалистов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 64 с. (Библитека Логопеда).

«Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра: Пособие для логопедов и родителей / В.С. Сандрикова; Под науч. Ред. О.В. Елецкой.- М.: Редкая птица, 2020. – 80с. – ( Серия «Начинаем говорить»), с. 8-69

Ход ООД:

Слова и действия учителя-дефектолога

Слова и действия ребенка

У-Л: «Садись на стул, за стол!».

У-Л: «Как тебя зовут?», «Я – Галя».

У-Л: «Что ты хочешь? Выбирай». (Предлагаю ребенку выбрать поощрение картинки с изображениями желаемых ребенком предметов и действий).

У-Л: «Будем собирать жетоны! Соберешь все, получишь то, что хочешь!» (Выкладываю планшет для крепления жетонов).

Логопед достает методическое пособие «Весна» с прикрепляющимися на липучках картинками.

У-Л:  Повторяй за мной:

А – а - а     -     к нам пришла весна

У – у - у      -     я на улицу хочу!

О – о - о      -    как весною хорошо

Цы – цы - цы    -    прилетели к нам скворцы

Ы – ы - ы      -     зацветают все сады

На - на – на   -      травка первая видна

Да - да - да      -    в ручейке журчит вода

Га - га – га    -      тают белые снега

У-Л: Догадался о каком времени года мы сегодня будем говорить? О весне

Педагог выкладывает отрывные картинки на стол перед ребенком.

У-Л: «Посмотри, что это? Это солнце. Это подснежники. Это тучи. Это капель. Это ручей. Это птицы. Теперь покажи ты.»

У-Л: «Давай будем прикреплять карточки:

Солнце что делает?... (греет, светит)

Снег что делает? …(тает)

Ручей что делает?... (журчит,бежит)

Почки что делают?... (набухают)

Капель что делает?... (капает)

Греет что?… (солнце)

Тает что?… (снег)

Журчит что?… (ручей)

Набухают что?…(почки)

Капает что?…(капель)»

Педагог предлагает прикреплять карточки на игровое поле.

У-Л: Сейчас мы с тобой поиграем в игру. Повторяй  за мной

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик

движения по лбу от середины к вискам

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи

плавные зигзагообразные движения по лбу.

Лучик нежно согревает

Щёчки, щёчки, щёчки

потирают щёчки

Солнышко на носик ставит

Точки, точки, точки

постукивают пальцем

Золотят веснушки деток

Очень нравится им это.

легкие постукивания пальчиками по щёчкам и подбородку

У-Л: Давай подумаем, без чего не может быть весны? 

Весна не может быть без … (яркого солнца).

Весна не может быть без …(луж).

Весна не может быть без… (ручейков).

Весна не может быть без… (птиц).

Весна не может быть без…(проталин).

Весна не может быть без…(капели).

Весна не может быть без…(подснежников).

У-Л: «Ты сегодня отлично занимался, старался! Все жетоны собрал. Ты, молодец!» (Отдаю карточку с символом «Молодец».

 «Держи  свой приз!»

(Я отдаю выбранное ребенком поощрение и прощаюсь с ребенком (ритуал прощания)).

«Пока!». ( Машу рукой).

Ребенок садится за стол.

Ребенок  прикладывает руку к груди,  называет  свое имя (ребенок 2) или с помощью педагога, пользуясь жестовой или физической подсказками со звуковым сопровождением логопеда (ребенок 1).

Ребенок выбирает карточку с изображением желаемого.

Ребенок   внимательно рассматривает пособие.

Ребенок  сопряженно с логопедом повторяет гласные (ребенок 1), повторяет каждую строчку (ребенок 2). Получает жетон.

Ребенок отвечает на вопросы логопеда. Если возникают затруднения – слушает подсказки педагога. (ребенок 2).

Указательным жестом с помощью педагога показывает на картинки. (ребенок 1).

Получает еще один жетон.

Ребенок отвечает на вопросы, берет и прикрепляет карточки на планшет. В случае затруднения сопряженно повторяет за логопедом (ребенок 2) или внимательно слушает логопеда и указательным жестом показывает на нужные карточки(ребенок 1).

Ребенок отраженно выполняет движения за педагогом (ребенок 2) либо логопед делает все движения на ребенке сам под звуковое сопровождение (ребенок 1). За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету.

Ребенок отвечает на вопросы логопеда, если затрудняется, педагог оказывает помощь (ребенок 2) либо указательным жестом последовательно за педагогом показывает нужные карточки (ребенок 1).

За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету.

Ребенок  прикрепляет карточку к планшету и получает выбранное поощрение за собранные жетоны.

Машет рукой «пока».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игровой образовательной ситуации по пластилинографии «Пластилиновая копилка» в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Авторская разработка предназанчена для повышения уровня финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через технику пластилинографию....

Конспект игровой образовательной ситуации по формированию грамматического строя речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС "Фрукты"

Конспектигровой образовательной ситуациипо формированию грамматического строя речи  у детей группы компенсирующей направленности с РАС Тема: «Фрукты»Цель: Формирование грамматиче...

Конспект игровой образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром детей группы компенсирующей направленности с РАС

Тема: «Домашние животные»Цель: закрепление знаний об окружающем мире у детей с РАСЗадачи:- закрепить знания о домашних животных и их детенышах- закрепить знания о названиях времен год...

Конспект игровой образовательной ситуации по формированию временных представлений у детей группы компенсирующей направленности с РАС

Тема: «Времена года»Цель: формирование временных представлений (времена года) у детей группы компенсирующей направленности с РАСЗадачи:- закрепить умение сравнивать времена года;- зак...

Конспект игровой образовательной ситуации по формированию временных представлений у детей группы компенсирующей направленности с РАС (части суток)

Тема: «Части суток»Цель: формирование временных представлений (части суток) у детей группы компенсирующей направленности с РАСЗадачи:- закрепить умение сравнивать части суток- закрепи...