Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи в группе компенсирующей направленности у детей с ТНР по лексической теме: «Дикие животные наших лесов и их детеныши».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ольга Николаевна Анисимова

Материал будет интересен учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_-_dikie_zhivotnye_nashih_lesov_i_ih_detenyshi.docx250.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи в группе компенсирующей направленности у детей с ТНР по лексической теме:  «Дикие животные наших лесов и их детеныши».

Цель: Способствовать расширению, активизации и обобщению словаря детей по теме: «Дикие животные наших лесов и их детеныши».

Задачи:

Коррекционно-образовательные: формировать словообразовательную функцию речи на основе упражнения детей в образовании и практическом употреблении притяжательных прилагательных; учить детей согласовывать притяжательные прилагательные с существительными; Совершенствовать грамматический строй речи ( образование имен существительных с помощью суффиксов: -ОНОК, -ЕНОК, -ИЩ).

Коррекционно-развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание и память детей, правильное речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать в детях усидчивость, доброжелательность, бережное отношение к природе, животным.

Материал: мяч, зеркала, конверт, картинки с изображением животных.

Предварительная работа: знакомство  с предлогом из-за, рассматривание следов диких животных. Разучивание с детьми физминутки «Белочка». Дидактическая игра «Кто, где живёт?»

Ход занятия:

1. Организационный момент.следы животных.jpg

Игра «Чьи следы?».

Перед детьми (на столе у входа) лежит картинка - следы разных животных. 

Логопед: Ребята, подойдите все ко мне, посмотрите, здесь чьи-то следы. Как вы думаете, чьи они?

Предположительные ответы детей: медведя, волка, лисы…

Логопед: (прикладывает верхнюю часть картинки с животными). Назовите животных, которые оставили следы

Предположительные ответы детей: Лиса, волк, медведь, заяц, олень.

Логопед: Исправьте меня, если я скажу неправильно.  У лисы волчьи следы, верно?

Предположительные ответы детей: Нет – лисьи.

Логопед: У волка медвежьи следы, верно?

Предположительные ответы детей: Нет – волчьи.

Логопед: У оленя заячьи следы, верно?

Предположительные ответы детей: Нет – оленьи.

Логопед: У медведя оленьи следы, верно?

Предположительные ответы детей: Нет – медвежьи.

Логопед: Ребята, а где живут все эти животные?

Предположительные ответы детей: В лесу.

Логопед: Как мы можем, назвать всех этих животных?

Предположительные ответы детей: Дикие животные.

Логопед: Звучит мелодия - «звуки леса». Слышите, это звуки леса, а вокруг следы диких животных. Это значит, куда мы с вами попали?

Предположительные ответы детей: в лес

Логопед: Верно, молодцы, сейчас тихо садимся на свои места.

2. Дыхательная гимнастика «Веерок»

Логопед: В нашем лесу растёт трава и дует тёплый ветерок. Перед вами на столе. Трава. Положите её на ладонь. Давайте покажем, как дует ветерок в лесу. Короткий вдох через нос, плавный выдох через рот.

3. Загадки о животных

 Логопед: У меня в руках конверт, а что там, вы узнаете, отгадав загадки (загадываю загадки о диких животных)

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит молчком,

Уши серые торчком. 

Предположительные ответы детей: Волк.

Логопед: С ветки на ветку могу я летать.

Рыженький хвост никому не поймать.

Некогда летом в лесу мне играть –

Надо грибы для зимы собирать. 

Предположительные ответы детей: Белка.

Логопед: Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

Предположительные ответы детей: Лиса.

Логопед: Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. 

Предположительные ответы детей: Медведь.

Логопед: Всю зиму между елками

Проспал мешок с иголками.

«Ф-ф-ф – хватит спать,

Пора вставать!» 

Предположительные ответы детей: Еж.

Логопед: Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко.

Предположительные ответы детей: Лось

Логопед: Правильно (выставляю картинки с изображением животных).

4. Артикуляционная гимнастика.

Логопед:  Ребята, возьмите в руки зеркала.

 Покажите,  как лиса хвостом заметает следы – гладить языком за верхними зубами. (упражнение «Маляр»).

Как медведь, наевшись меда, облизывается – широким языком облизывать верхнюю губу сверху вниз. (Упражнение «Вкусное варенье»).

Белка собирает грибы, покажите шляпки грибов – язык сделать «чашечкой». (Упражнение «Грибок»).

Когда волк воет, он вытягивает губы трубочкой. (Упражнение «Трубочка»).

5. Упражнение «Великан».

Я узнала, что в лесу у Великана водятся огромные животные.

Не еж – ежище, не лиса, а кто?

Предположительные ответы детей:  Лисище.

 По аналогии образовываем слова: заяц, медведь, кабан, лось, волк.

6. Игра «Где живет и чей дом»

Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Где живет и чей дом». Для этого, нужно поочередно ответить полным предложением на мои вопросы.

Где живет белка? 

Предположительные ответы детей: Белка живёт в дупле.

Логопед: Значит это чье дупло? 

Предположительные ответы детей:  Это беличье дупло.

Логопед: Где живет волк? 

Предположительные ответы детей:  Волк живёт в логове.

Логопед: Это чье логово? 

Предположительные ответы детей: Это волчье логово.

Логопед: Где живет лиса?

Предположительные ответы детей:   Лиса живёт в норе.

Логопед: Это чья нора? 

Предположительные ответы детей: Это лисья нора.

Логопед: Где живет медведь? 

Предположительные ответы детей: Медведь живёт в берлоге.

Логопед: Это чья берлога 

Предположительные ответы детей:    Это медвежья берлога.

Логопед: А чей вой раздается ночью в лесу? 

Предположительные ответы детей: Волчий

7. Физминутка «Белка».

Логопед:  А сейчас предлагаю вам отдохнуть.

 (Дети выполняют движения).

Физзарядкой ей не лень

Заниматься каждый день        

(руки в стороны, вверх, в  стороны, вниз)

С одной ветки, прыгнув влево

На сучок она присела    

(руки на поясе, прыжок влево, присесть)                                                                                              

Вправо прыгнула потом,                                                  

(встать, руки на поясе прыжок вправо)                                                                                                

Покружилась над дуплом.                                          

(покружиться на месте)      

8. Игра «У кого кто» (дети стоят в кругу, логопед бросает мяч ребёнку, называя животное, ребёнок бросает мяч назад, называя детёныша).

9. Раздели слова на слоги.

Логопед: приготовьте ладони, будем хлопать, и делить слова на части. Медведь, сколько частей в этом слове?

Предположительные ответы детей: в слове медведь две части.

(По аналогии дети делят на слоги  слова: лиса, волк, олень, заяц, кабан, белка)

10. Игра: «Придумай предложение с предлогом ИЗ-ЗА»кто спрятался в лесу.png

Логопед: (на доску помещается схема. Предлога ИЗ-ЗА). Ребята, посмотрите на картинку и придумайте предложение с предлогом ИЗ-ЗА. Схема предлога на доске. Например: из-за дерева видна волчья морда.

Предположительные ответы детей: Из-за куста виден лисий хвост.

11. Итог. 

Логопед: Молодцы, ребята! Вы очень порадовали меня своими ответами! Где мы сегодня с вами побывали?

Предположительные ответы детей: В лесу.

Логопед: Вам понравилась наша прогулка по лесу? Что вам понравилось больше всего?

Предположительные ответы детей: Да, понравилось. Понравилось играть с мячом, определять кто, где живёт и т.п.

Логопед: А на этом наша прогулка заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового фронтального занятия по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с задержкой психического развития

Конспект подгруппового фронтального занятия по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с задержкой психического развития по теме: « Дикие животные и их дет...

Конспект логопедического фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности) Тема: "Путешествие в зимний лес"

Логопедическое занятие для детей, где активизируется и расширяется словарный запас по теме "Дикие животные".  А так же формируются грамматические категории. На занятии дети учатся образованию при...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет. Тема: Беседа о еже.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет.Тема: Беседа о еже....

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ОНР на тему «Образование притяжательных прилагательных на примере лексической темы «Дикие животные наших лесов»

Данное занятие направлено на практическое усвоение детьми лексических и грамматических средств языка на примере темы "Дикие животные наших лесов"....

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Животные жарких стран»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в  старшей  группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР«Животные жарких стран...

Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Транспорт»

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, с использованием методов моделирования....