Инновационные технологии формирования правильного произношения у детей с тяжёлыми нарушениями речи средствами артикуляционной гимнастики
консультация по логопедии

Стойкова Наталья Викторовна

 

Инновационные технологии проведения артикуляционной гимнастики:

1. Артикуляционная гимнастика с логопедическими куклами.

2. Артикуляционные сказки.

3. Музыкальная артикуляционная гимнастика.

4. Артикуляционная гимнастика с видеопрезентацией.

5. Биоэнергопластика.

6. Интерактивная артикуляционная гимнастика.

7. Самомассаж лица и шеи.

8. Логопедический массаж ложками.

9. Авторская артикуляционная гимнастика Е.Ф. Архиповой по

   системе «Дерево».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Инновационные технологии21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии формирования правильного произношения у детей с тяжёлыми нарушениями речи средствами артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Для того, чтобы сделать коррекционный процесс более увлекательным и эффективным для дошкольников применяют различные технологии проведения артикуляционной гимнастики.

К инновационным технологиям проведения артикуляционной гимнастики относятся:

1. Артикуляционная гимнастика с логопедическими куклами.

2. Артикуляционные сказки.

3. Музыкальная артикуляционная гимнастика.

4. Артикуляционная гимнастика с видеопрезентацией.

5. Биоэнергопластика.

6. Интерактивная артикуляционная гимнастика.

7. Самомассаж лица и шеи.

8. Логопедический массаж ложками.

9. Авторская артикуляционная гимнастика Е.Ф. Архиповой по

   системе «Дерево».

Артикуляционная гимнастика с логопедическими куклами.

 Самый популярный персонаж – это бегемотик Жужа. В игрушке чётко выделены артикуляционные органы: зубы, язык, челюсти. Надев игрушку на руку, можно «управлять» языком, нижней и верхней челюстью. Очень хорошо выступает в роли эксперта, оценивая успехи ребёнка. Существует целая галерея логопедических персонажей: лягушка Лягуша, обезьянка Чи-Чи, попугай Кеша, пёс Барбос, логопедическая ворона.

Артикуляционные сказки.

Логопедические сказки являются эффективным коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения; обогащают круг представлений детей, делают обучение более доступным, способствуют более глубокому и прочному усвоению учебного материала. Обыграть артикуляционную гимнастику с помощью сказки – еще один из способов избежать монотонности и однообразия. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка.

Музыкальная артикуляционная гимнастика.

Выполнение артикуляционных комплексов под музыку способствует не только осуществлению серий движений, но и формированию навыка переключения с одного движения на другое в разных темпах и ритмах. Музыка, подобранная к артикуляционным комплексам, должна быть знакома детям, иметь простую ритмическую структуру. Хорошо подходят детские песни из мультфильмов. Музыка способствует изменению эмоционального состояния человека. Весёлая песня повышает активность и увеличивает амплитуду движений, грустная – делает движения плавными, мягкими и пластичными.

Артикуляционная гимнастика с видеопрезентацией.

Видеопрезентация - ролик, состоящий из медиафайлов разного типа. Среди них фото, видео, музыка. Их длительность в среднем колеблется от 7 до 20 минут. Такой формат позволяет верно оптимизировать время. Импровизируя, вы можете упустить важные моменты. А если возникнет потребность повторения, педагог быстро найдет нужный фрагмент. Важно не переборщить. Частое применение ИКТ может негативно влиять на зрение, особенно при неправильной организации пространства. 

Биоэнергопластика.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. «Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект: энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.. Вначале с ребенком разучивают артикуляционные упражнения без использования движений рук, затем постепенно подключают упражнения с биоэнергопластикой.

Комплекс упражнений биоэнергопластики.

«Улыбка» - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка.

Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И т.д.

«Хоботок» - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

«Блинчик» - широкий мягкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

В момент показывания «Блинчика» положить кисти рук на столе.

«Иголочка»- узкий напряженный язык высунут вперед.

Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставляется вперед в момент высовывания «иголочки». «Иголочка» убирается - указательный палец убирается в кулак.

«Футбол» - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

«Часики»- движения языком вправо-влево. Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставлен вверх. Имитируется движения маятника часов – кисть руки с выставленным пальцем качается вправо –влево

«Качели»-движения языком вверх-вниз. Ладонь с сомкнутыми пальцами, тыльной стороной смотрят вниз – "качели" вниз; ладонь поднимается – «качели» вверх.

Круговые движения языком. Круговые движения кистью руки, пальцы в кулаке.

«Лошадки» - щелканье языком. Кисть руки на столе. Приподнимание и опускание пальцев.

«Грибок» - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края прижаты к коренным зубам, уздечка натянута. Надавливания подушечками пальцев на поверхность стола в момент натягивания уздечки.

«Чашечка»-широкий язык в форме "чашечки" поднят кверху, края языка прижаты к верхней губе.

Ладонь руки в форме "чашечки". "Чашечка" смотрит вверх

«Накажем непослушный язык» - покусывать широкий кончик языка.

Постукивание ладошкой по столу.

Интерактивная артикуляционная гимнастика.

Педагог читает стихотворение, а дети делают соответствующие упражнения по ходу повествования, как бы участвуя в действии. Это помогает сделать занятия насыщенными и сохранить интерес к ним.

Самомассаж лица и шеи.

Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.

Общие правила:

1. перед занятием ребёнок должен вымыть руки;

2. движения сначала показываются отдельно и лишь после усвоения включаются в занятия в полном объёме;

3. стихотворение ведёт за собой сами движения и их порядок;

4. удлинение стихотворной строки здесь вызвано необходимостью выполнения разнообразных движений, причём ребёнок должен успеть повторить эти движения несколько раз;

5. ритм стихотворения задаёт ритм массажных движений;

6. темп произнесения стихотворения педагогом должен быть замедлен, особенно на первых порах, чтобы ребёнок успевал сделать массаж, а не обозначать его движения.

Логопедический массаж ложками.

Логопедический массаж ложками служит хорошей подготовкой, как к артикуляционной гимнастике, так и к логопедическому массажу (классическому или зондовому).

Задачи логопедического массажа ложками.

1. Стимуляция дозревания корковых отделов речедвигательной системы. Дело в том, что стимуляция периферических звеньев речедвигательной системы (артикуляционного аппарата) способствует функциональному и анатомическому созреванию её корковых отделов.

2. Стимуляция проприоцептивных ощущений – ощущений от положения своего тела в пространстве.

3. Уменьшение или прекращение судорог, синкенизий, тремора.

4. Улучшение качества артикуляционных движений.

5. Сокращение или предотвращение рецидивов. Часто после болезни или перерыва в занятиях (особенно после летнего отдыха) дети могут демонстрировать возврат старого, дефектного произношения.

6. Помощь в формировании нужного уклада артикуляционных органов.

7. Помощь в ликвидации асимметрии лица – часто мышцы поражены только на одной стороне, что приводит к перекашиванию рта, отклонению языка, боковому произношению, несимметричной улыбке и другим дефектам.

8. Помощь в нормализации тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры.

Всех детей следует обучать самомассажу. Педагог произносит стихотворение и показывает движения, а дети только выполняют движения. Стихотворение здесь является, во-первых, «водителем ритма», то есть педагог с его помощью задаёт ритм, в котором должны совершаться движения.

Авторская артикуляционная гимнастика Е.Ф. Архиповой

по системе «Дерево» с функциональной нагрузкой.

"Дерево" - это схематичное изображение последовательности упражнений для постановки звука при стертой дизартрии. Представлены 20 артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой. Функциональная нагрузка выражается в утрированном, четком выполнении всех заданий, с максимальной амплитудой движений органов артикуляции.

Каждое упражнение отрабатывается в 4 шага:

  • перед зеркалом по подражанию,
  • по подражанию,
  • по инструкции,
  • с биоэнергопластикой.


1. Упражнение "Забор"
2. "Окно"
3. Мост
4. Парус
5. Трубочка
6. Забор-Трубочка
7. Лопата
8. Лопата копает
9. Вкусное варенье
10а.Теплый ветер
10б. Жук
11. Лошадь цокает
12. Молоток
13. Дятел
14. Пулемет
15а.Холодный ветер
15б. Комар
16. Пароход
17. Пароход гудит
18. Маляр
19. Качели
20. Фокус


Примечания:
Упр. 5,6 улучшают просодику и с дизартриками проводятся всегда.
При выполнении упр.11 придерживать подбородок.
Упр.18,19,20 помогают создать артикуляционный уклад.
Упр. 3: Язык расслаблен, лежит на дне ротовой полости.
При выполнении упр.4 язык на альвеолах.
Упр.9: облизывать верхнюю губу вверх-вниз.
Упр.12: исключить, если слышно "нд".


ВСЕ ЗВУКИ СТАВЯТСЯ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ГУБ В "ЗАБОРЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Формирование пространственных представлений у детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР 1-3 уровня).

Статья о формировании пространственных представлений и отображении их в речи у детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях речевого детского сада....

"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....

Основные принципы работы по формированию фонематического восприятия у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье перечислены принципы работы по формированию фонематического восприятия у детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Развивающие игры на липучках —как инновационное средство в развитии речи детей с Тяжёлыми Нарушениями Речи.

Цель: Теоретическое обоснование необходимости инновационных средств для решения проблемы развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.Задачи: 1.Способствовать формированию целостной...

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой как эффективное средство коррекции нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Методические рекомендации с картотекой упражнений для педагогов и родителей.

Методическая разработка содержит описание сути технологии биоэнергопластики как эффективного средства коррекции нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей с ТНР, особенности и этапы её приме...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Здоровьесберегающие технологии становятся всё более востребованными, предполагают сбережение здоровья детей. Их использование в нашей деятельности стало перспективным средством коррекционно-развивающе...